Мелодраме «Перед рассветом» исполнилось 30 лет: история любовной трилогии
. Как герои Итана Хоука и Жюли Дельпи взрослели вместе со зрителямиМелодраме «Перед рассветом» исполнилось 30 лет: история любовной трилогии

Итан Хоук и Жюли Дельпи в роли Джесси и Селин. Кадр из фильма «Перед рассветом», 1995 год
27 января 1995 года в мировой прокат вышла драма «Перед рассветом» — не дебютное, но первое по-настоящему заметное кино американского инди-режиссера Ричарда Линклейтера. История разрослась до полноценной трилогии и стала значимой не только для автора, но и для исполнителей главных ролей — Итана Хоука и Жюли Дельпи, каждые девять лет снова встречавшихся на экране.
Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина рассказывает, как создавалась трилогия об одной из самых красивых историй любви.
«Перед рассветом»
Локация: Вена. Время: середина 1990-х. История: личная и трагическая
Американец Джесси (Итан Хоук) по пути в Вену знакомится в поезде с француженкой Селин (Жюли Дельпи), которая едет на учебу в Сорбонну. Короткая беседа в вагоне-ресторане так увлекает молодых людей, что Джесси уговаривает Селин выйти вместе с ним в Вене. План прост: провести вместе вечер и ночь, блуждая по улицам старинного европейского города. На утро, успев по уши влюбиться друг в друга, они признаются в своих чувствах и договариваются встретиться на том же самом месте через шесть месяцев. Но пройдет девять лет, прежде чем мы узнаем, что же случилось с влюбленными, сдержали ли они обоюдное обещание.
Кадр из фильма «Перед рассветом» (1995)
В основе сценария — личная история самого Линклейтера, произошедшая с ним в 1989 году. Будущий кинематографист познакомился в Филадельфии с девушкой Эми, гостившей в городе, и гулял с ней всю ночь. Вопреки взаимной влюбленности им не удалось сохранить отношения на расстоянии, однако этот опыт вдохновил Линклейтера на создание сценария. Реальность оказалась гораздо трагичнее художественной версии: в 1994 году Эми погибла в автокатастрофе в возрасте 24 лет — за несколько недель до старта съемок «Перед рассветом». О ее гибели Линклейтер узнал только спустя шесть лет, в 2010-м. Эми так и не увидела посвященную ей мелодраму.
Кадр из фильма «Перед рассветом» (1995)
«Перед рассветом» стала одной из самых романтичных историй любви в истории кинематографа, но это заслуга не только Линклейтера и его соавтора Ким Кризан (она также снималась в ранних картинах режиссера). Сыгравшая Селин Жюли Дельпи признавалась, что оригинальный сценарий претерпел значительные правки. По ее словам, в тексте было много лишних разговоров и ощущался дефицит романтики: «Ричард позвал в проект меня и Итана, потому что знал, что мы сами пишем и можем помочь доработать своих персонажей». К слову, Хоук — двоюродный внучатый племянник драматурга Теннесси Уильямса со стороны отца и не чужд писательского ремесла.
При этом Дельпи, активно работавшая с Хоуком и Линклейтером над сценариями продолжений («Перед закатом» и «Перед полуночью»), иронично комментировала свое участие в проекте, намекая на голливудский сексизм: «Я привнесла много интересного, что оставили и в фильме. Но это никак не отмечено в титрах. Думаю, если бы меня там все же указали в качестве соавтора, фильм бы попросту не сумел получить финансирование».
Кадр из фильма «Перед рассветом» (1995)
Премьера «Перед рассветом» состоялась на кинофестивале «Сандэнс» — главном смотре американского независимого кино. Лента собрала хорошую критику и зрительский «сарафан». При бюджете $2,5 млн фильм сумел заработать чуть больше $6,5 млн. Неплохой результат для скоромного инди-кино с минималистичным сюжетом, без участия звезд первой величины (Итан Хоук еще только начинал покорять Голливуд) и от кинематографиста, который считался подающим надежды дебютантом.
Разговорный ромком-прогулка изменил все: сперва картина принесла Ричарду Линклейтеру «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за режиссуру, затем номинацию MTV Movie Awards в категории «Лучший экранный поцелуй» Хоуку и Дельпи, а следом и всемирную славу. Со временем эта незамысловатая, но искренняя, пронзительная история мимолетной встречи двух юных сердец превратилась в настоящую классику авторского кино. Классику, до того полюбившуюся аудитории, что у фильма случилось сразу два продолжения. Впоследствии мы встретим Джесси и Селин снова — в 2004 и 2013 годах.
«Перед закатом»
Локация: Париж. Время: начало 2000-х. История: личная и мечтательная
Ко второму фильму все причастные — Линклейтер, Кризан, Хоук и Дельпи — подошли еще основательнее. Авторы и исполнители стали старше, и накопленный багаж привезли в Париж. По сюжету Джесси стал успешным писателем, выпустив бестселлер про свою встречу с Селин в Вене. На презентацию книги в Париже явилась Селин, и герои вновь отправились гулять и разговаривать.
Кадр из фильма «Перед закатом» (2004)
Сперва они выяснили, что же произошло с данным обещанием встретиться в Вене через шесть месяцев: Джесси его сдержал, а Селин не смогла — в назначенную дату проходили похороны ее любимой бабушки. Контактами герои не обменялись, положившись на судьбу, которая их и подвела. Но новая встреча вновь поставила перед ними вызов: взаимная симпатия вспыхнула на улицах Парижа, будто и не было девятилетней разлуки, и теперь им следовало окончательно решить — остаться вместе навсегда или каждому вернуться к своей жизни.
Кадр из фильма «Перед закатом» (2004)
На этот раз Хоук и Дельпи стали соавторами сценария (Дельпи также поработала и в качестве композитора), а диалоги их героев были наполнены отсылками к их собственной жизни. Хоук переживал недавний болезненный развод: за год до съемок актер изменил своей первой жене, Уме Турман, что разрушило их брак. Дельпи через Селин делилась личными страхами и разочарованностью в том, что жизнь сложилась не так, как ей мечталось в молодости.
«Перед закатом» не завоевал призов крупнейших кинофестивалей, но участвовал в конкурсе Берлинале и заполучил номинации на «Оскар» (за адаптированный сценарий), «Независимый дух» и премию Гильдии сценаристов США. Вокруг фильма сформировался высокий процент одобрения зрителей, которые назвали его одним из лучших и удачных сиквелов в истории кино. Индустриальный журнал Empire поместил «Перед рассветом» на 110-ю строчку рейтинга «500 лучших фильмов всех времен». В 2010-м британское издание The Guardian включило картину в тройку лучших романтических фильмов в истории, назвав ее финал «одной из самых интригующих и гениальных концовок в кинематографе».
Кадр из фильма «Перед закатом» (2004)
При бюджете $2 млн лента заработала почти $16 млн. Достойный результат для проекта, который стремился не к денежным рекордам в прокате, а к возвращению своим поклонникам возможности проследить судьбу полюбившихся героев. Свой очередной камбэк Джесси и Селин совершили уже в 2013-м.
«Перед полуночью»
Локация: Пелопоннес, Греция. Время: начало 2010-х. История: со счастливым финалом
Завершилась трилогия в живописной Греции, где герои проводили отпуск с двумя дочерьми и сыном Джесси от первого брака. И если Джесси переживал безоблачный период писательской карьеры, то Селин — беспокойный. Угасающее взаимопонимание между супругами запускает конфликт, который разрешается к финалу.
Кадр из фильма «Перед полуночью» (2013)
На его фоне заводятся разговоры о молодости, о пережитых совместно жизненных ситуациях, задаются романтические и экзистенциальные вопросы. Напряжение нарастает, выливается в небольшой семейный скандал. Джесси настаивает на переезде в Чикаго, ближе к его сыну-подростку, Селин — на своем праве реализоваться в карьере, поскольку годами уступала мужу, игнорируя свои потребности ради его успехов. Кризисную ситуацию Линклейтер, не утопая в драме сцен супружеской жизни, разрешает моделированием истории знакомства Селин и Джесси.
Судьба трилогии окончательно закольцевалась, когда «Перед полуночью» получил премьеру на «Сандэнсе» — фестивале, где история родилась в 1995 году. Международная премьера состоялась в Берлине, откуда Линклейтер увез свой режиссерский приз за первую часть.
«Перед полуночью» получил высокую оценку от критиков и зрителей. Его включили в тройку лучших фильмов 2013 года по версии портала Metacritic (заблокирован в России. — РБК Life), вслед за картинами «12 лет рабства» и «Гравитация».
Кадр из фильма «Перед полуночью» (2013)
Третья часть романтической серии Ричарда Линклейтера оказалась самым честным, эмоционально непростым, но зрелым фильмом про романтические и семейные отношения уже взрослых героев. Первые фильмы опирались на страсти еще неосмысленных чувств, практически инстинктивные проявления привязанности, которые просматривались невооруженным глазом сквозь излишне осмысленные диалоги и тщательно подбираемые героями слова. Финал же демонстрирует зрелые взаимные чувства, в которых невооруженным глазом просматривается спасительная романтика.