«Дрянные девчонки» отметили 20 лет: как фильм повлиял на поп-культуру
. И почему на него ссылаются даже политикиПодростковой комедии «Дрянные девчонки» исполнилось 20 лет
В апреле 2024 года фильму «Дрянные девчонки» исполнилось 20 лет — солидный возраст, чтобы с достаточного расстояния разобрать проект, превратившийся в настоящий феномен. На первый взгляд, непритязательная история про жизнь американских старшеклассников в начале нового тысячелетия будто бы встраивается в общий ряд сотни похожих картин. Все так, но не совсем.
Как лента по сценарию комикессы Тины Фей стала важной частью массовой культуры и, даже не побоимся этого слова, символом эпохи, рассказывает кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина.
«Дрянные девчонки» — кино с финансовой точки зрения очень успешное: при бюджете $18 млн (и еще $25 млн были потрачены на промокампанию) в мировом прокате оно собрало более $130 млн. Это уже знак качества? Или вот такой факт: в основе картины лежит книга Розалинд Вайсман «Королева улья, или Как выжить в Мире девочек». По сути, это даже не роман, а текст по саморазвитию и пособие для родителей девочек-подростков. Как это часто бывает с книгами, впоследствии подвергшимися экранизации, оригинальный текст был встречен прохладно и большим хитом не стал.
Но он прославился после выхода «Дрянных девчонок», хотя в этом большая заслуга актрисы и сценаристки Тины Фей — звезды комедийного жанра, разглядевшей в «пособии» материал не только с рекомендациями для взрослых, но и с ответами на тревожащие их детей вопросы. Фей значительно переработала книгу, превратив ее в крепкий сценарий подростковой комедии. До того крепкий, что, выйдя в эпоху романтизации бабблгам-поп, проект сильно выделялся на фоне схожих историй про трудности взросления.
Но прежде чем разбираться в подтекстах, вспомним сюжет. Выросшая в Африке с родителями-зоологами 15-летняя Кэйди Херон (Линдси Лохан) переезжает в Америку и поступает в обычную школу в Пенсильвании, где действует собственный «закон джунглей». Правит «саванной» группа старшеклассниц — королевы школы, называющие себя «Баунти» и одевающиеся во все розовое.
Кэйди относится к ним с иронией и отказывается подстраиваться под их стандарты: кричащему мини она предпочитает свободные джинсы, а зазывающим декольте — растянутые футболки на полтора размера больше. На фоне своей подчеркнутой непохожести она сближается с такими же аутсайдерами школы Дженис (Лиззи Каплан) и Дэмиэном (Дэниел Фрэнзиси). Героям сильно достается от «Баунти», которые развлекаются тем, что распространяют о неугодных мерзкие сплетни, калеча репутации.
Дженис и Дэмиэн подбивают Кэйди на коварный план: она подружится с «Баунти» и раздобудет «книгу секретов», в которой хранится компромат на всех учеников. Так героиня Линдси Лохан становится двойным агентом, попутно влюбляется в Аарона (Джонатан Беннетт) — бывшего парня возглавляющей «Баунти» Реджины (Рэйчел Макадамс), и ситуация окончательно выходит из-под контроля.
По сути, тривиальную историю Тина Фей превращает в исследование мира поколения Y — тех самых миллениалов, на чью долю выпали технологический прогресс, трансформация массовой культуры и пик влияния моды на формирование представлений о прекрасном.
Да, это все еще развлекательный проект, в котором много шуток, комедии положений и неприкрытой иронии. Но Фей постаралась усложнить задачу, вплетя в историю, например, размышления об иерархической структуре. Ведь Кэйди после переезда считывает новую реальность на примере того, как функционирует школа, это маленькое государство.
Сравнения с ульем в названии книги-первоисточника тоже неслучайны — «Баунти» функционирует, как правительство в миниатюре. Есть условный «президент» Реджина и ее советницы (они же доверенные лица): Карен (Аманда Сайфред) и Гретхен (Лейси Шабер). Реджина решает, кому в школе жить, а кому выживать. За лояльность к себе она отвечает правом пополнить ряды счастливых приближенных, то есть неприкасаемых. За критику карает конкурентов пропагандой — распускает о них сплетни, и чем они абсурднее, тем сильнее в них верят.
Еще в фильме несколько иначе обыгрывается привычный для жанра в нулевые прием «мейковер». Проще говоря, это прием с внешним перевоплощением героини из затюканной дурнушки в писаную красавицу. К выходу «Дрянных девчонок» (и после них — вспомнить хотя бы «Не родись красивой», датированный 2006 годом) этот прием использовался в подростковых комедиях регулярно.
Но здесь авторы постарались отойти от наработанного шаблона и сделали перевертыш — вплоть до финала все подталкивает Кэйди к тому, чтобы уподобиться улью и облачиться во все розовое. И героиня в какой-то момент теряет себя в этом противоречии, когда остаться собой уже невозможно, но и мимикрировать под других — сомнительная альтернатива.
Кэйди находит решение — скрещивает личную айдентику с модой, но подчиняет ее себе. Барбикору все еще не находится место в ее шкафу, но растянутые и небрежно надетые вещи сменяются более аккуратными нарядами, а мрачные оттенки уступают место теплым, пастельным. Сложно назвать это революционной находкой, но для своего жанра и времени идея все же смелая и важная. После почти десятилетия экранной диктатуры моды, твердящей, что можно носить, а что нет, вдруг появилась история, которая успокаивала: расслабьтесь и слушайте себя.
Мир прислушался и откликнулся. В прокате лента собрала хорошую кассу, но самое интересное произошло с ней позже, когда история и заложенные в нее смыслы немного настоялись. Оказалось, что за прошедшие 20 лет фан-база «Дрянных девчонок» только разрослась. А сам он корнями пророс в массовую культуру.
Судите сами, вот лишь несколько примеров того, какой эффект произвели «Дрянные девчонки». С распространением социальных сетей фильм обрел и новую волну популярности — поклонники переделывали отдельные сцены из фильма в гифки и мемы, что превратило его в один из самых цитируемых фильмов в истории кино. Наравне с «Криминальным чтивом» и «Большим Лебовски».
А 3 октября поклонники фильма считают Днем «Дрянных девчонок», и в этот день нужно одеваться в розовое, чтобы выразить картине почтение. Благоговеет перед фильмом и мода — та самая, которую авторы не стесняясь высмеивают. Сложно перечесть, сколько молодежных брендов в разные годы выпускали одежду с цитатами из фильма.
Отсылками к «Дрянным девчонкам» грешат и различные кинопроекты: от дурацкой комедии «Супергеройское кино» Крэйга Мэйзина до сериала «Как избежать наказание за убийство» Шонды Раймс. А в прошлом октябре кинокомпания Paramount Pictures в формате 23 фрагментов выпустила «Девчонок» на платформе TikTok, и хештег #meangirlsday стал одним из самых популярных в соцсети в тот месяц.
Американская певица Мэрайя Кэри неоднократно признавалась, что обожает фильм. В разные годы она копировала отдельные образы из него в своих выступлениях, а клип на песню Obsession и вовсе начинается с интерлюдии, в которой певица цитирует Реджину: «Почему ты так одержим мной?»
В это сложно поверить, но данную цитату использовали и на политической арене. В 2018 году посольство Израиля в США в соцсетях ответило на публикацию иранского лидера Али Хаменеи, назвавшего Израиль «злокачественной раковой опухолью», гифкой с цитатой из «Дрянных девчонок». Аналогичным образом годом позже поступила Хиллари Клинтон, отвечая на комментарий в онлайн-споре с Дональдом Трампом. Вспоминал фильм и ирландский премьер-министр Лео Варадкар во время своего брифинга, посвященного эпидемии COVID-19.
Певица Ариана Гранде в клипе на песню Thank you, next (2019) процитировала «Дрянных девчонок» наравне с комедиями-ровесницами: «Добейся успеха», «Блондинка в законе» и «Из 13 в 30». А в небольшом камео появился сыгравший в «Девчонках» Джонатан Беннетт.
При такой волне неугасающей популярности очевидно, что продюсеры не оставляют надежды превратить проект в успешную франшизу. Пока безуспешно. В 2011 году вышли «Дрянные девчонки 2» — продолжение фильма с совершенно другим актерским составом. Но оказалось, что время подобных сюжетов прошло, а вся магия первого фильма улетучилась, и высечь ее искусственно во второй раз не получится.
В 2024-м вышел мюзикл «Дрянные девчонки» — не сиквел, а ремейк оригинального фильма. И вновь неудача: лента хоть и заработала в три раза больше своего бюджета ($36 млн против принесенных $105 млн), но эффект возник скорее на остаточных парах былого топлива. Поколение, заставшее в трезвом уме и здравой памяти выход оригинального фильма, решило проверить, случится ли чудо во второй раз. Не случилось: критики остались невысокого мнения о фильме, а его рейтинг на главном киносайте IMDB не превышает 5,7 балла из 10 возможных.
Как это часто бывает с хитами, они рождаются не просто из воздуха путем загадочной авторской алхимии, но и благодаря самым разным обстоятельствам. Должны совпасть время, место и запрос аудитории. А еще лучше сыграть на опережение и успеть распознать запрос до того, как он будет сформирован и озвучен. «Дрянные девчонки» не затерялись в конвейере молодежных комедий нулевых, а стали феноменом и надолго вписались в западную поп-культуру.
Фильм можно любить или ненавидеть, его можно хвалить за очевидные достоинства и также справедливо ругать за не менее очевидные недостатки. Но приведенные выше цифры и факты говорят сами за себя: если «Дрянные девчонки» все еще цепляют, значит, это кому-то нужно.