10 фильмов, которые лучше показать подросткам, пока они не нашли их сами
. От «Донни Дарко» до «Курьера»В списке вы найдете картины, которые помогут тинейджерам лучше понять себя, своих родных и окружающий мир, а родителям — лучше понять своих детей.
«Донни Дарко»
Реж. Ричард Келли, 2001
Старшеклассник Донни Дарко однажды встречает человека в костюме кролика, который сообщает ему точную дату и время конца света. Это знание производит на Донни сильнейшее впечатление: теперь весь окружающий мир выглядит иначе: характеры — ярче, чувства — контрастнее, истина — ближе, а ложь и уродство мира — отчетливее. Мрачно-фантастическая драма Ричарда Келли провалилась в прокате, но стала хитом на DVD и заслужила статус культовой. Жанровая неопределенность «Донни Дарко» и философское содержание в обертке магического реализма роднит его с работами Дэвида Линча и Джима Джармуша. Если бы они снимали истории о подростках.
«Общество мертвых поэтов»
Реж. Питер Уир, 1989
«Традиция», «Честь», «Дисциплина» и «Совершенство» — четыре принципа строгой частной школы Wellton, в которой учатся семь юношей, не испытывающих в отношении образовательного учреждения должного трепета. Свою школу они называют Hellton (то есть «адская»), а в качестве столпов провозглашают «Пародию», «Ужас», «Упадничество» и «Отстой». В общем, типичный подростковый бунт, усмирить который дано не каждому. Но учитель Джон Китинг (яркая роль Робина Уильямса) справляется, начав знакомство с ними лекцией о неотвратимости смерти. Романтически настроенное подрастающее поколение оказывается полностью очарованным фигурой учителя, который к тому же просит называть себя «О, капитан, мой капитан!» и рассказывает тайну: когда-то в школе существовал литературный клуб «Общество мертвых поэтов» — оплот вольнодумия.
«Интерстеллар»
Реж. Кристофер Нолан, 2014
Следующий шаг человечества станет величайшим, по крайней мере это утверждается в слогане «Интерстеллара». Научно-фантастическая драма Кристофера Нолана на самом деле посвящена тому, какой ценой люди расплачиваются за этот величайший шаг. Когда на Земле разворачивается неведомая экологическая катастрофа, астронавт Купер вынужден оставить сына и дочь (которая болезненно переживает расставание с отцом) и отправиться к планетам, потенциально пригодным для переселения земной жизни. А это значит, что с семьей Купер не увидится много десятков лет. И хотя впереди его ждет встреча с черной дырой (моделированием которой руководил астрофизик Кип Торн), позади он оставляет целую жизнь своих детей, нуждающихся в нем не меньше, чем все человечество.
«Амели»
Реж. Жан-Пьер Жене, 2001
Амели — необычная девушка. В детстве врачи диагностировали у нее порок сердца, из-за чего мать оградила девочку от внешнего мира, запретив ей радости, доступные всем ребятишкам. Амели росла в мире своих фантазий и стала… странной, но страстной и любопытной. Ее дом — Париж, которые она знает как свои пять пальцев. Только это не общедоступный Париж, а лично придуманный самой Амели: в нем и краски более яркие, и люди делятся на категории, и любовь может быть только одна и на всю жизнь. «Амели» — культовая картина, которая стала зеркалом для многих взрослеющих душ, символом нулевых и разошлась на мемы.
«Дневник девочки-подростка»
Реж. Мариэль Хеллер, 2015
Сан-Франциско, 1970-е. Минни растет у матери-одиночки Шарлотты, которая, вероятнее всего, «нагуляла» дочку в юности. Теперь к ней захаживает молодой любовник-плейбой, чему Минни горько завидует. За порогом дома — хиппующее поколение под «кислотой» разных мастей провозглашает свободу любви. Обстановка располагает, и Минни в поисках компенсации недостатка близости от отсутствия отца заводит роман с любовником матери. Под шквальным огнем гормонов девочка-подросток обнаруживает себя в полной зависимости от партнера (и от радостей секса), о чем начинает рассказывать буквально повсюду: в личный дневник, портативному магнитофону, в своих рисунках. Разумеется, такая откровенность не избежит трагедии осуждения: взрослеющей и познающей себя Минни придется учиться отстаивать свое право на чувства и чувственность.
«Зеленая миля»
Реж. Фрэнк Дарабонт, 1999 год
В тюремный блок со смертниками попадает громадный чернокожий парень Джон Коффи — его обвиняют в убийстве и изнасиловании двух девочек. Страшное преступление карается казнью на электрическом стуле. Начальник блока Пол Эджкомб (Том Хэнкс), повидавший немало отъявленных негодяев и убийц, понимает, что перед ним невиновный. Коффи слаб умом, добродушен — он постоянно плачет, причитает, терпит издевательства надзирателей и сокамерников. Но в руках гиганта заключена таинственная целительная сила, которая, к сожалению, не способна спасти его от смерти. Эджкомб через всю жизнь пронесет воспоминания об этом заключенном, которому пришлось пройти свою «зеленую милю» — путь от камеры к помещению для убийства, разрешенного законом. Фильм Фрэнка Дарабонта — экранизация романа Стивена Кинга, известного короля ужасов, который рассказывает истории не только о потустороннем зле, но и о земном, осязаемом — свойственном простому человеку. Что страшнее, порой определить сложно.
«Аполлон-10½: приключения космического века»
Реж. Ричард Линклейтер, 2022
Мальчик по имени Стэнли из пригорода Хьюстона застал рассвет космической эры: весна 1969 года, человечество готовится впервые ступить на поверхность другого небесного тела: «Аполлон-11» с экипажем скоро отправится к Луне. Одержимость космосом у нации зашкаливает, и Стэнли увернуться не удается. Однажды на школьный урок физкультуры являются двое мужчин в костюмах и сообщают Стэну, что он избран для тестового полета на Луну перед запуском «Аполлона-11» с Нилом Армстронгом (потому что лунный модуль сконструировали слишком маленьким — подумаешь, бывает!). Разве можно отказаться от такого предложения? Режиссер Ричард Линклейтер снова использовал метод ротоскопирования (покадровой анимационной обработки отснятого материала с реальными актерами), что придало этому ностальгическому воспоминанию особенную фантастическую атмосферу.
«Камон Камон»
Реж. Майк Миллс, 2022
Пожалуй, чуть ли не самая лучшая роль Хоакина Феникса: он сыграл журналиста-одиночку Джонни, которого однажды сестра просит провести пару недель с племянником, девятилетним Джесси. Согласившись, Джонни берет мальчишку с собой в дорогу по городам Америки — от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, вместе разговаривать с детьми и узнавать, что делает их счастливыми. Среди множества голосов одинаково инфантильные Джонни и Джесси должны каким-то образом услышать друг друга. Номинант на «Оскар» Майк Миллс — режиссер-гуманист, способный запечатлеть малейшие движения человеческой души. В «Камон Камон» он совмещает тонкие актерские работы с документальными съемками, рассказывая, какие чудеса могут произойти, если дать слово ребенку.
«Курьер»
Реж. Карен Шахназаров, 1986
Десятиклассник-выпускник Иван Мирошников работает курьером в журнале «Вопросы и познания». На дворе — перестроечные 1980-е. Семья Ивана уже перестроилась: родители развелись, отец выбрал молодую женщину. Школа окончена, экзамены в институт завалены. Взгляд в будущее преимущественно хмурый и нигилистичный. И это в возрасте 17 лет! Однажды Ивану поручают отнести рукопись профессору Кузнецову. Знакомство с его дочкой приближает героя к романтическому опыту первой любви, но заканчивается все скандалом из-за непреодолимого непонимания между поколениями. Иван снова остается наедине с собой и своими мрачными мыслями. Его ждет осенний призыв — не исключено, что в Афган.
«Лакричная пицца»
Реж. Пол Томас Андерсон, 2022
Сан-Фернандо, Калифорния. 1973 год, последний «сытый» для экономики США в десятилетии. Он успел вырастить молодое поколение дельцов, таких как Гэри: ему только 15, а он уже живет, повинуясь зову невиданной деловой хватки. Например, в продаже водяных кроватей он видит перспективу обогащения. Что касается дел сердечных, то и здесь Гэри не промах — с первого взгляда влюбляется в 25-летнюю Алану. Чтобы завоевать ее, он постоянно втягивает девушку в свою деятельность и недвусмысленно намекает ей, что он для нее лучшая партия. Пол Томас Андерсон на первый взгляд рассказывает в «Лакричной пицце» историю из своей молодости, но это не ностальгия в вакууме. Взаимоотношения Аланы с Гэри, алчными кинопродюсерами и амбициозными политиками открывают преимущественно мужскую, маскулинную великую Америку, в которой хрупкость и кротость должны знать свое место. У надежного плеча.