25 лет спустя. Как состарился «Армагеддон» Майкла Бэя с Брюсом Уиллисом

. Почему в таком плохом фильме оказались такие хорошие актеры

Фильму «Армагеддон» исполнилось 25 лет: какие проблемы были у фильма

Обновлено 23 января 2024, 06:14
<p>В 1998 году команда &laquo;Армагеддон&raquo; спасла планету от астероида</p>
Фото: Touchstone Pictures

В 1998 году команда «Армагеддон» спасла планету от астероида

Фильм «Армагеддон» в этом году празднует свое 25-летие — вышедшая на экраны в 1998-м лента стала культовой, но с рядом оговорок: фильм-катастрофа Майкла Бэя, снятый по сценарию Тони Гилроя и Дж. Дж. Абрамса («Андор», «Звездный путь») переполнен киноляпами и научными неточностями, что не мешает ему оставаться одним из самых известных представителей жанра.

Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как создавалась картина, почему получилась такой нескладной, но популярной и как состарилась за эти годы.

Полный «армагеддец»

На Землю несется огромный астероид, траекторию движения которого нельзя изменить. По подсчетам ученых, через две с половиной недели небесное тело столкнется с нашей планетой, уничтожив все живое. Сотрудники NASA (Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства) находят единственный способ предотвратить катастрофу: высадить на астероид группу астронавтов, которые пробурят в нем скважину и заложат внутрь бомбу. Когда произойдет мощный взрыв, астероид расколется на фрагменты, что позволит максимально снизить ущерб от его столкновения с Землей.

Ученые и лучшие умы NASA делают неожиданную ставку — решают отправить в космическом шаттле, ответственном за судьбу человечества, не опытных астронавтов, а нефтяников, ведь они специалисты в проделывании правильных «дыр». Так собирается команда лихих ковбоев в скафандрах во главе с начальником цеха Гарри Стэмпером, которого сыграл «крепкий орешек» Брюс Уиллис. Вместе эти избранные работяги должны выполнить самую сложную операцию по спасению планеты и подарить людям второй шанс.

В процессе производства многое пошло не так. Уже даже читая синопсис фильма, зритель, хоть сколько-то знакомый с наукой и космосом, задастся справедливым вопросом: почему при дефиците времени решено было отправить в космос нефтяников, у которых нет необходимой подготовки и физических данных для полета? Ведь легче обучить астронавтов бурению, а не наоборот.

Студенты-физики Лестерского университета в 2012 году вычислили, что метод с водородной бомбой нерабочий: чтобы расколоть взрывом астероид, нужно взорвать снаряд мощностью 800 трлн тераджоулей, в сотни раз превосходящей в разрушительности самую мощную из испытанных на Земле «царь-бомбу» АН602.

Но даже эти нестыковки — не самая большая проблема «Армагеддона». Еще до премьеры картину поймали на плагиате: проект вышел в один год с другим фильмом-катастрофой «Столкновение с бездной», сюжет которой тоже выстраивается вокруг космической угрозы, способной уничтожить Землю.

По словам сценариста «Столкновения» Брюса Джоэла Рубина, во время работы над сценарием он обсудил замысел будущего фильма с тогдашним руководителем Disney Майклом Айснером во время их ланча. Каково же было удивление Рубина, когда спустя время он узнал, что Disney запустил в производство работу над «Армагеддоном» — фильмом-катастрофой с аналогичным сюжетом. Никакого легального разбирательства за этим не последовало, а рассудили оба проекта сухие цифры: «Армагеддон» собрал больше денег ($554 млн против $350 млн), а «Столкновение с бездной» — больше положительной критики, что тоже приятно.

Знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт возненавидел «Армагеддон». В рецензии он был беспощаден: «Данный фильм — это издевательство над вашими глазами, ушами, мозгом и здравым смыслом».

Любопытно, что спустя время даже Майкл Бэй признался, что фильм оказался далек от своего изначального замысла. А в интервью 2013 года для Miami Herald он и вовсе извинился за «Армагеддон», объяснив, что во многом фильму навредили сжатые сроки и давление со стороны студии — съемки длились всего 16 недель, чтобы успеть закончить проект к началу летнего сезона (релиз состоялся 30 июня). После выхода интервью Бэй решил откреститься от своих слов и заявил, что его неправильно процитировали. Но бравший у него интервью журналист предоставил аудиозапись беседы, которая развеяла любые спекуляции насчет трактовки слов режиссера.

Звезды на астероиде

Уж чем «Армагеддон» может гордиться, так это актерским составом, который «загремел» в фильм при разных обстоятельствах. Бен Аффлек и Лив Тайлер только набирали мировую популярность, и возможность оказаться в летнем блокбастере режиссера с именем казалась им идеальным карьерным лифтом. Впрочем, они были не так уж не правы в перспективе: у Аффлека последовали легендарные роли в фильмах «Догма», «Перл-Харбор», «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» и других; Лив Тайлер сыграла Арвен во франшизе «Властелин колец» и генеральскую дочку «Невероятном Халке» от Marvel.

Стив Бушеми, который устал играть всяких фриков («Фарго», «Воздушная тюрьма», «Пустоголовые»), получил шанс сменить амплуа и предстать на экране в героическом образе. Тем более что сам Бушеми до старта актерской карьеры работал пожарным, а после теракта 11 сентября 2001 года в качестве волонтера помогал пожарным и спасателям доставать тела из-под завалов башен-близнецов.

Но интереснее всего история о том, как попал в фильм Брюс Уиллис, который после этого проекта вообще зарекся когда-либо снова работать с Майклом Бэем. Сыграть в «Армагеддоне» Уиллису пришлось из-за невыполненных обязательств перед Disney. До «Армагеддона» актер должен был сняться в другом проекте студии — фильме «Бродвейский дебошир». Сильно вжившись в роль, Уиллис стал дебоширить не только в кадре, но и за его пределами, срывая съемочный процесс.

Проект в итоге отменили, а на Уиллиса подали в суд, требуя компенсации. Чтобы избежать выплаты многомиллионной неустойки, актер пошел на хитрый ход: согласился сняться в следующем проекте Disney и вместо привычных $20 млн гонорара получить «всего» $3 млн. Так и вышло.

Стыдное удовольствие

Если отдаться сюжету и закрыть глаза на многие неточности, художественные допущения, избыточную пафосность режиссерской подачи Бэя и отнестись к проекту как к guilty pleasure, то фильм правда не так уж и плох. Тем более что в его пользу говорят цифры: при бюджете $140 млн «Армагеддон» сумел окупиться четырежды, принеся своим создателям $554 млн.


При всей критике для продюсеров такая прибыль стала зеленым светом, и в начале нового тысячелетия экраны всего мира заполонили фильмы-катастрофы. Одним из главных ремесленников жанра стал Роланд Эммерих, хоронящий планету с завидной регулярностью до сих пор: «Послезавтра», «2012», «Падение Луны».

Растерзанный критикой в первые годы после релиза, с наступлением нового тысячелетия, омраченного терактом 11 сентября 2001 года, «Армагеддон» снова вызвал вопросы, уже потребовавшие редактуры: для телетрансляции ABC из фильма вырезали, к примеру, сцену, где во Всемирный торговый центр попадают обломки метеоритов. А после катастрофы шаттла «Колумбия» некоторые кадры с кораблем «Атлантис» из фильма были выданы в новостях за реальные спутниковые снимки. Тогда же кабельная сеть FX убрала из программы вечерний показ «Армагеддона», отдав вместо него предпочтение более отдаленным от повестки «Чужим» Ридли Скотта.

Любопытно и иронично то, что влияние «Армагеддона» распространилось на космическую сферу: в NASA этот фильм показывают во время программы подготовки новых кадров. Кандидатам на позицию сотрудника агентства дают задание обнаружить в фильме как можно больше научных ошибок — всего их 168. Так что картина Майкла Бэя все-таки оказала незапланированный, но все же положительный эффект.

Поделиться
Авторы
Теги