Так плохо, что даже забавно. Рецензия на сериал «Фубар» со Шварценеггером

. Кинокритик — о первом сериале в карьере Арни

Кинокритик Тимур Алиев назвал сериал «Фубар» с Арнольдом Шварценеггером плохим, но забавным

Обновлено 29 мая 2023, 16:01
<p>Кадр из сериала &laquo;ФУБАР&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «ФУБАР»

На Netflix вышел первый сезон шпионского комедийного экшена «Фубар». Главная звезда проекта — Арнольд Шварценеггер, он впервые снимается в сериале.

Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев погрузился в мир головокружительных перестрелок и семейных обид, чтобы рассказать, почему «Фубар» — это так плохо, что местами даже забавно.

В темный подвал заходит крупный, плечистый мужчина. В тусклом свете единственной лампы угадываются очертания Арнольда Шварценеггера, которые ни с чем не спутаешь. За столом бандиты беззаботно играют в карты — через пять минут в живых останется только один. Герой Шварценеггера агент ЦРУ Люк Бруннер выполняет поставленную начальством задачу как Терминатор — не напрягаясь. За плечами Бруннера 40 лет оперативной работы и сотни ликвидированных преступников разного калибра. По традиции американских боевиков напоследок герой устраивает взрыв — и мчит в закат на мотоцикле, не оборачиваясь.

Семейная жизнь Бруннера, естественно, — разбитое корыто. 15 лет назад его брак с супругой Талли (Фабиана Уденио) развалился из-за непрекращающегося потока лжи и необходимости скрывать то, чем он на самом деле занимается. Теперь Бруннер намерен вернуть жену — он уже присмотрел очаровательную лодку для их совместного путешествия. Но ЦРУ не отпускает на пенсию просто так. Бруннера отправляют на выручку агенту с позывным Панда: он внедрен в окружение торговца оружием Боро Полония (Гэбриел Луна), но вот-вот будет раскрыт. Каково же удивление персонажа Арни по прибытии на остров Боро: агентом Панда оказывается его дочь Эмма (Моника Барбаро), которая, как и отец, скрывала свою деятельность в ЦРУ от родных.

«Фубар» — аббревиатура Fucked Up Beyond All Repair, которую дословно можно перевести как «безнадежно провалено». Так выразится сам Бруннер единожды за восемь часовых эпизодов первого сезона, которые завершаются мощным клиффхэнгером, прямо намекающим на продолжение. Истории секретных агентов стары как мир, и шоураннер «Фубара» Ник Сантора, съевший собаку на подобных сценариях — от «Закона и порядка» и «Сопрано» до «Побега» и «Джека Ричера», — четко видит планку, которую даже не нужно пытаться преодолевать. «Фубар» банален до колик в животе, но таким сериал представляется с первого до последнего эпизода, делая ставку не на революцию жанра, а на семейные неурядицы и иронию над киноиндустрией. Местами боевик Netflix подшучивает и над самим собой.

Ролевая модель тут — «Правдивая ложь»: в агенте ЦРУ Люке Бруннере многое взято из образа Гарри Таскера (обоих персонажей играл Арни). Вместо фиктивной работы в компьютерном бизнесе Бруннер держит свой магазин с товарами для фитнеса. Вместо добродушного белого напарника (Том Арнольд), живущего в «ухе» спецагента, здесь компьютерный гений-афроамериканец (Милан Картер) со своей романтической линией. Изменилась эпоха, но классические сюжетные схемы о двойной жизни и террористах как перманентной угрозе человечества после 9/11 работают даже спустя 20 лет. Только из широкоформатных кинотеатров они переместились на малые экраны международных стримингов. С появлением женских персонажей — дочери Бруннера и его бывшей жены — в сериале обозначают акцент на личном вопреки должностному: семейные разборки рушат боевой дух цэрэушников и толкают их от одного провала к другому. На этом построена драматургия первого сезона, главной угрозой в котором становится один-единственный социопат с деньгами и высоким IQ.

Все слабые стороны «Фубара» во многом обусловлены форматом B-movie и типичными огрехами Netflix, на которые стриминг натыкается из года в год. Над главным героем подтрунивают из-за возраста — по сюжету Бруннеру 65, а Шварценеггеру в реальности 75. От навороченных примочек и устройств агентуры так и веет нафталином бондианы. Персонажи второго плана разнообразны, но типичны: темнокожий гик-девственник, качок и две девушки — над одной все смеются, другая представляет романтический интерес. Мимо набивших оскомину изображений бедности Восточной Европы тоже не прошли: так, в недавнем сериале Amazon «Сила» фигурировала выдуманная по соседству с Румынией нищая страна Карпатия, а в «Фубаре» есть вымышленное, но опять-таки нищее и коррумпированное государство Сардовия — название, которое придумал бы ChatGPT при соответствующем запросе.

Но это все наносное. Главное — отношения отца и дочери. Оба врали друг другу десятилетиями, работая в одном и том же региональном отделении ЦРУ, и теперь первичное отторжение от взаимного недоверия друг к другу им приходится преодолевать, действуя сообща. Чтобы затем открыться, проговориться. Почему Эмма старалась быть лучшей версией себя? Почему Люк бросил семью? Почему между личной жизнью и работой агентом ЦРУ невозможно найти баланс? На эти и многие другие вопросы отец и дочь будут искать ответы — и найдут. Правда, совсем не одни и те же.

Не последнюю роль в этом процессе сыграет психолог ЦРУ, доктор Пфеффер (Скотт Томпсон). Герои издеваются над его фамилией, — «Пеппер как газировка?», «Пфайффер как Мишель?» — и насмехаются над инструментарием: доктор вводит в практику магнитные жилеты, в которых нельзя обняться, «говорящие» куклы-бибабо для классического переноса эмоций. Однако Люк и Эмма в компании специалиста быстрее осознают ценность и одновременно с этим сепарируются друг от друга. В конце концов все становится на свои места. Для отца дочь — больше не крохотная малышка, за которой нужен глаз да глаз. Для дочери отец — больше не коварный злодей, разрушивший семью. «Проблемы решаются словами через рот», — как бы хочет напомнить «Фубар». А пострелушки и вечная угроза террористов всех мастей — штука фоновая, пусть и по-своему залипательная.

Поделиться
Авторы
Теги