Фильму «Римские каникулы» исполнилось 70 лет
. Как создавался культовый ромком с Одри Хепберн70 лет исполнилось фильму «Римские каникулы»: как создавался знаменитый ромком
2 сентября 1953 года — ровно 70 лет назад — в американский прокат вышли «Римские каникулы» Уильяма Уайлера с Одри Хепберн и Грегори Пеком в главных ролях. Голливудский ромком с итальянским колоритом, сказка о беглой принцессе и драма о выборе между долгом и желанием — как и все культовые фильмы, «Римские каникулы» имеют множество граней и контекстов, апеллирующих к разному типу зрителей.
Кинокритик Оля Смолина рассказывает о непростой судьбе картины Уильяма Уайлера, которая в свое время сделала Одри Хепберн настоящей звездой черно-белого кино.
Старая сказка на новый лад
Анна (Одри Хепберн), юная принцесса несуществующего государства, приезжает с официальным визитом в Рим — вечно солнечный город со старинной архитектурой и редкой доброжелательностью. Анне, увы, не суждено познать все прелести итальянской столицы: высокопарные светские приемы и бесконечные визиты вежливости заполнили весь ее рабочий график. Уставшая от беспросветной рутины принцесса в конце концов впадает в истерику, ожидаемо бунтует и сбегает из дворца, чтобы встретить реальную жизнь, которую раньше могла видеть лишь через дальнее окно своей спальни.
Прекрасный незнакомец в лице американского журналиста Джо Брэдли (Грегори Пек) решает воспользоваться наивностью Анны и сделать скандальный репортаж о ее тайной прогулке по Риму. Вместе с фотографом-ловеласом (Эдди Альберт) Джо знакомит принцессу со всеми превратностями взрослой жизни, где шампанское льется рекой, сердца пульсируют в такт музыке, мужчины провожают ее пламенными взглядами. Они проводят вместе один прекрасный день, проживают маленькую жизнь, а потом расстаются на ночь, чтобы в финале сказать друг другу последнее «прощай» и больше никогда не увидеться.
Несмотря на, казалось бы, абсолютно сказочный сюжет, в котором присутствуют принцесса, волшебные совпадения, захватывающие приключения и даже настоящая любовь, «Римские каникулы» остаются во всех отношениях фильмом приземленным, в котором чувства всегда уступают долгу, а реальная близость формируется не в телесности, но в эмоциональной уязвимости, почти детской открытости новому опыту и взаимному обогащению жизни.
В начале 1930-х годов сюжет о своего рода грехопадении невинной принцессы, ускользнувшей из прекрасного дворца (райского сада) в мир, полный развлечений и удовольствий (бренную землю), продвигали мастер саспенса Альфред Хичкок и даже пионер французской новой волны Франсуа Трюффо. Однако к непосредственной реализации идеи перешел лишь Фрэнк Капра — прославленный режиссер хотел снять духовного наследника своего же фильма «Это случилось однажды ночью». Для разработки сценария были наняты Йен Маклеллан Хантер («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда») и скандально известный Дональд Трамбо (о нем впоследствии снимут байопик с Брайаном Крэнстоном в главной роли), который уже в то время работал под псевдонимом, так как был причастен к процессу над «голливудской десяткой».
Узнав о том, что одного из сценаристов картины обвиняют в симпатиях к СССР, Капра, по слухам, негодовал. Однако отказаться от непосредственного сотрудничества со студией его вынудили, как ни странно, финансы: Liberty Films, занимавшаяся разработкой «Римских каникул», находилась на грани банкротства и не могла позволить себе никаких звездных имен. Капра же грезил о кастинге Джин Симмонс или, на худой конец, Элизабет Тейлор. Стремление студии сэкономить еще и на пленке — снять вместо цветной черно-белую версию фильма — окончательно дистанцировало Капру от проекта, он продал сценарий «Римских каникул» Paramount Pictures.
Через тернии к звездам
Новый постановщик «Римских каникул» Уильям Уайлер — не такой известный, как Фрэнк Капра, но успевший заручиться поддержкой индустрии благодаря оскароносной мелодраме «Лучшие годы нашей жизни» — был вынужден нанять еще трех сценаристов (американца Джона Дайтона и итальянцев Эннио Флайано и Сузо Чекки д'Амико). Они переписали сюжет Хантера и Трамбо практически с нуля, сделав упор на этическую сторону юмора фильма. Трамбо, как оказалось, активно высмеивал нравы итальянской полиции, что не очень понравилось местным сценаристам.
Изначально главная мужская роль в фильме предназначалась Кэри Гранту, однако тот счел себя слишком старым для 24-летней Хепберн. Разница в возрасте, впрочем, не помешала Гранту сыграть с Одри в «Шараде» Стэнли Донена. По этой же причине проект хотел покинуть и 35-летний Грегори Пек, однако Уайлеру удалось уговорить его попробовать себя в новом жанре — галантный, нежный и интеллигентный Пек был редким гостем для комедии и, как правило, выбирал сложные, драматические роли («Психо», «Убить пересмешника»).
Для роли принцессы Уайлер искал девушку с подчеркнуто неамериканскими манерами, воспитанную, хрупкую и… малоизвестную — Paramount Pictures банально не могла позволить себе еще одного «дорогого» актера.
То, что Одри Хепберн суждено в одночасье стать звездой «Римских каникул», поняли, кажется, все. В том числе и Грегори Пек, у которого к тому моменту было четыре номинации на премию «Оскар». Забавно, что именно Пек в итоге посодействовал увеличению гонорара Хепберн — однако даже шестизначная сумма не убедила юную актрису ни отказаться от роли в театральной постановке, которую ей предложили чуть раньше, ни сменить фамилию, которая, по убеждению продюсеров, могла смутить зрителей из-за сходства с Кэтрин Хепберн. Уайлер был настолько вдохновлен Одри, что отказался продолжать производство без нее — Paramount Pictures, Грегори Пек, трое сценаристов и еще сотни членов съемочной команды были вынуждены ждать, когда Хепберн закончит роль в спектакле.
Мечта всей жизни
Дальше — больше. Уайлер демонстративно отказался снимать «Римские каникулы» в голливудских павильонах, которые Paramount изначально готовила для фильма. Вместо этого режиссер настоял на поездке в итальянскую столицу — таким образом «Римские каникулы» стали первым американским фильмом, полностью снятым на территории другой страны.
Для Уайлера съемки на натуре были недостижимой мечтой, к исполнению которой он шел долгие годы. «Римские каникулы», прошедшие через пять лет так называемого производственного ада и пять разных редакций сценария, казались ему фильмом, который переживет абсолютно все.
Съемки романтической комедии проходили в самый разгар сезона, когда по улицам Рима толпами ходили туристы. Команде приходилось ждать часами, прежде чем начать снимать ту или иную сцену возле примечательного памятника: в конце концов, «Римские каникулы» — это еще и путеводитель по одному из самых красивых городов Западной Европы. Впоследствии в одном из интервью Грегори Пек расскажет, как тысячи зевак следили за тем, как проходят съемки, дарили одобрительные аплодисменты при каждом удачном дубле и даже давали советы режиссеру Уильяму Уайлеру.
Черно-белый формат избавлял постановщика от множества трудностей, которые могли бы возникнуть при расстановке кадра в цвете. Однако на монтаж «Римских каникул» все равно ушло около года — впрочем, даже чернового варианта ленты хватило для того, чтобы убедить Paramount, что мир находится на пороге чего-то знаменательного. Этим чудом во плоти оказалась Одри Хепберн — «бриллиант, чье сияние не гаснет даже за блеском фальшивых камней».