Алисе Фрейндлих — 90. Как складывались судьба и карьера любимой актрисы

. Пережила блокаду, играла королев, снялась у Рязанова и Тарковского

Алиса Фрейндлих отмечает 90-летие: как складывались судьба и карьера актрисы

Обновлено 08 декабря 2024, 09:47
Алиса Фрейндлих (Арсеньева) в фильме «Успех», 1984 год
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Алиса Фрейндлих (Арсеньева) в фильме «Успех», 1984 год

Под закат 2024 года Алиса Фрейндлих, вслед за Олегом Басилашвили, Софи Лорен, Пьером Ришаром и Брижит Бардо, празднует впечатляющий юбилей — 90-летие. И 70 из этих лет она провела на сцене и экране.

Сложно найти актрису с более разнообразной фильмографией: Фрейндлих была убедительна в роли офисной «мымры» из комедии «Служебный роман» и в образе королевы Анны Австрийской в «Д'Артаньяне и трех мушкетерах». Роли монархов ей доставались часто и легко — большой титул под стать выдающемуся таланту и непростому происхождению.

Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина вспоминает, как складывался путь Алисы Фрейндлих в жизни и карьере.

Родившейся в Санкт-Петербурге Алисе Фрейндлих будто бы сама судьба приготовила творческое будущее. Если ее мама Ксения Фрейндлих просто увлекалась самодеятельностью, отучившись на драматических курсах, отец Бруно Фрейндлих (потомок герцогства Мекленбург-Шверин) был профессиональным актером. Так что ему она обязана не только дивной для советского уха фамилией, но и вхождением в профессию. Не последнюю роль в этом сыграл и любимый город звезды. Фрейндлих выросла в историческом центре Санкт-Петербурга: в квартире на Мойке возле Законодательного собрания и напротив Исаакиевского собора. Там же, на его ступенях, она с другими детьми играла в классики.

«Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Исаакиевская площадь — это «мое» петербургское место. Здесь на меня обрушивается такой ворох воспоминаний, что я сама уже с трудом верю в то, что это было на самом деле», — спустя десятилетия будет вспоминать актриса.

Неудивительно, что, окруженная подобной красотой, она решила связать свою жизнь с искусством. Но прежде, чем началась захватывающая карьера в театре и кино, случилась война.

О том, что такое война и как она страшна, Фрейндлих узнала рано. Незадолго до начала Великой Отечественной ее родители расстались: отец с труппой театра отправился на гастроли в Ташкент, мама и бабушка остались в Ленинграде. Отъезд Бруно Фрейндлиха, немца по происхождению, по воспоминаниям актрисы, вероятно спас ему жизнь.

«Папин брат с женой были арестованы — много позже мы узнали, что их расстреляли», — рассказывала Фрейндлих. Тяжело приходилось и оставшимся в Ленинграде женщинам — немецкая фамилия в разгар войны играла против них. Но самое страшное испытание выпало на их долю в блокаду города.

«Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба. Такой жесткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили, — вспоминала актриса. — Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния дала нам возможность, во-первых — выжить, во-вторых — все запомнить. Вместе с трудным, с очень страшным, в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность в улыбке».

В середине 1940-х Фрейндлих вместе с мамой и бабушкой прожила несколько лет в Эстонии, откуда они вновь вернулись в Ленинград. Она поступила в театральный кружок именитой советской актрисы Марии Призван-Соколовой, но, несмотря на первые успехи, к окончанию школы все еще не определилась, какую стезю выбрать. Обладая высоким меццо-сопрано, она была неравнодушна к опере. Но в ее судьбу вновь вмешался отец, отговорив от музыкальной карьеры и настояв на актерстве.

К поступлению в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского Фрейндлих лично готовила Мария Призван-Соколова, так что в 1953-м она поступила на курс известного театрального педагога Бориса Зона, в числе воспитанников которого были Александр Белинский, Эмма Попова, Зинаида Шарко и другие.

За время учебы у Алисы Фрейндлих сформировалось амплуа острохарактерной актрисы, хотя сама она мечтала о ролях лирических. Даже в своей характеристике после выпуска Зон рекомендовал ее на ведущую работу в драматических театрах областного и республиканского значения. Актрисе потребуется всего несколько лет, чтобы доказать, как широк ее талант: окажется, что ей равно под силу драматические и комедийные роли. Но это случится не сразу. После выпуска Фрейндлих поступила в труппу Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской, проведенное время в котором она будет вспоминать с большой благодарностью.

«Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя», — рассказывала Фрейндлих в интервью журналу «Юность» в 1979 году.

\

Тогда же начались ее первые съемки в кино — сперва эпизодические появления («Неоконченная повесть», «Таланты и поклонники»), потом роли покрупнее («Повесть о молодоженах», «Полосатый рейс»). В театре к тому времени Фрейндлих уже тоже играла в больших постановках: от «Снежной королевы» Шварца до шекспировской «Цимбелин».

В начале 1960-х Алиса Фрейндлих перешла на службу в театр Ленсовета, который станет для нее творческой меккой на многие десятилетия. Вторым театральным домом будет Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, куда она перейдет после развода со вторым мужем Игорем Владимировым — главным режиссером театра Ленсовета. Тогда же пойдет в гору ее кинокарьера. Самый интересный пример тому — вышедшая под закат десятилетия лента «Любить». Это было киноисследование из нескольких новелл и полузапрещенный манифест советского эротизма о сложных отношениях современных на тот момент мужчины и женщины.

Фильм Михаила Калика совмещает в себе элементы игрового и документального кино. Фрейндлих снялась во второй новелле — короткой истории о юноше Сергее и повстречавшейся ему кондукторши трамвая Ане. После разрыва отношений с возлюбленным, принудившим ее к аборту, она размышляет о самоубийстве. Сергей прикладывает все усилия, чтобы отговорить ее. Это было смелое для того времени высказывание о том, как выглядит настоящая жизнь молодого поколения, рожденного свидетелями недавней войны, растерянного и лишенного ролевой модели значимых взрослых.

К середине 1970-х Фрейндлих подошла уже в статусе звезды. Преимущественно она снималась в костюмированном кино: «Соломенная шляпка», «Агония», чеховская «Моя жизнь», «Принцесса на горошине» — вновь частая для карьеры актрисы роль королевы. Таковую она сыграла и в «Д'Артаньяне и трех мушкетерах» по роману Александра Дюма-отца. К этой же роли возвращалась трижды в последующих продолжениях серии.

Но под занавес десятилетия Фрейндлих сбросила монаршие шелка и титулы, сыграв две кардинально разные роли: «мымру» Людмилу Прокофьевну в «Служебном романе» Эльдара Рязанова и жену Сталкера в «Сталкере» Андрея Тарковского. Поработать с Рязановым актриса могла еще на съемках «Иронии судьбы» — Фрейндлих пробовалась на роль Наденьки, впоследствии сыгранной Барбарой Брыльской. Но ее пробы не впечатлили режиссера. Однако в «Служебный роман» Рязанов позвал ее уже без всякого кастинга, что считалось наивысшей степенью доверия режиссера.

«По тем временем это было немыслимо! Художественные советы требовали, чтобы на любую роль — а тем более на главную, которую исполнила Алиса, — предоставлялось не менее двух кандидатур. А в идеале вообще три-четыре. Но у Эльдара Александровича в то время была такая слава, так он был любим и зрителями, и руководством, что ему пошли навстречу», — вспоминала коллега Фрейндлих по фильму Светлана Немоляева. Она же отмечала ее талант к импровизации, подаривший офисной комедии Рязанова ряд незабываемых сцен и цитат: «Алиса — королева импровизаций. Как минимум две ключевые сцены всего фильма — когда Новосельцев соблазняет ее героиню сначала коктейлями, потом грибами и стихами и их искрометная ссора в конце — сымпровизированы практически полностью. В сценарии были прописаны лишь общая канва и их ключевые реплики, все остальное — чистой воды актерская придумка».

Импровизировать на площадке было в целом несложно — Рязанов с детским задором был погружен в процесс съемок и заряжался от своих артистов. «С Рязановым мы одной крови, он перфекционист во всем. Когда начались съемки, мы с ним сами бегали по костюмерным «Мосфильма» и искали для моей героини нелепые наряды. Нас самих захватила эта история... Но мы и предположить не могли, какой будет результат. На «Служебный роман» никто особой ставки не делал. Хотя многие картины, на которые сами создатели возлагали огромные надежды, из памяти зрителей исчезли бесследно», — позже рассказывала Фрейндлих.

Таким же нетленным, но жанрово совершенно иным оказался «Сталкер» Тарковского — его вольная адаптация «Пикника на обочине» братьев Стругацких. Андрей Тарковский, напротив, был приверженцем строгого порядка и ценил в актерах точную преданность его замыслу, от которого им запрещалось отступать. При этом всегда стремился эмоционально поддержать своих артистов, не бросая их наедине со сложным материалом: «Он создавал на площадке потрясающую атмосферу, которая ощущалась во всем: и в декорациях, и в общении. Чтобы подготовить артиста, он нам читал стихи. Мне кажется, что он был больше художник, живописец, нежели режиссер».

В последующие годы Фрейндлих снималась не так часто, но избирательно: «Жестокий романс», «Тайна Снежной королевы», «Подмосковные вечера». В остальном же ее ключевым интересом оставался театр, на сцене которого она неизменно блистала. Да и предложить подмостки в тот период могли роли куда сложнее и интересней: в постановках «Волки и овцы» Островского, «На дне» Горького, «Коварство и любовь» Шиллера, «Вишневом саде» Чехова, «Макбете» Шекспира. К чести актрисы, в голодные 1990-е и период застоя в кино, когда многие артисты от безденежья и отсутствия перспектив соглашались на любую работу, даже в очень посредственном, а подчас и дурном кино, Фрейндлих оставалась верна себе и давно сформированному принципу работы: пусть меньше, да лучше.

В новом тысячелетии Фрейндлих стала сниматься еще меньше — сказывались возраст и нежелание размениваться в профессии. Но роли, на которые актриса соглашалась, были профессиональной удачей. Фрейндлих сыграла маму поэта Иосифа Бродского в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Исполнила личную для себя роль блокадницы в драме «Линия Марты». А также снялась в роли советской балерины, а ныне опытной наставницы Галины Белецкой в драме «Большой».

Последняя на данный момент работа в кино — роль матери главного героя в трагикомедии «Родители строгого режима». К съемкам Фрейндлих вернулась после проблем со здоровьем — в 2020 году в разгар эпидемии коронавируса актрису госпитализировали с 93% поражения легких. Из-за опасений врачей Фрейндлих перевели в реанимацию, но в феврале 2021-го актриса пошла на поправку. За десять лет до этого у Фрейндлих была операция из-за проблем со здоровьем, вызванных многолетним курением. Сама она говорила, что начала курить в 35 лет, после смерти мамы, и стабильно выкуривала по пачке сигарет в день.

Близкая подруга Фрейндлих Ирина Тайманова описывает вредную привычку актрисы так: «Ее просто невозможно представить без тонкой сигареты в мундштуке. Причем курение тоже идеально вписывается в ее образ. Хотя, если честно, я очень надеялась, что после перенесенной болезни она это увлечение оставит. Но нет, насколько я знаю, Алиса все же решила не изменять себе».



Эта преданность себе — отличительная черта актрисы, неоднократно сыгравшей королев в кино и остающейся королевой сердец миллионов зрителей. О масштабе фигуры Алисы Фрейндлих говорит тот факт, что в новом здании Российской национальной библиотеки в Петербурге начала работу выставка «Мгновения и эпоха Алисы Фрейндлих», приуроченная к 90-летию актрисы. А в честь дня рождения 8 декабря федеральные каналы покажут фильмы и программы о юбилярше.

Но среди всех фильмов сама актриса отдает предпочтение картинам Георгия Данелии — за «скрещение смешного и печального». А эта неразрывная биполярность вещей, которая так отзывается во Фрейндлих, лучше всего отражена в монологе ее героини из «Сталкера», описывающем саму жизнь: «Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если б не было в нашей жизни горя, тогда и счастья бы тоже не было. И не было бы надежды».

Обложка видео
Поделиться
Авторы
Теги