Какой была сладкая жизнь итальянца: к 100-летию Марчелло Мастроянни

. Вспоминаем кинозвезду на экране и в повседневности

100 лет со дня рождения Марчелло Мастроянни: какими были его жизнь и карьера

Обновлено 29 сентября 2024, 15:11
Марчелло Мастроянни в триллере Эллио Петри «Убийца»
Фото: Sociеtе Gеnerale de Cinematographie

Марчелло Мастроянни в триллере Эллио Петри «Убийца»

28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося актера Марчелло Мастроянни — крупнейшей европейской кинозвезды, многократного номинанта на престижные премии и вечной иконы итальянского кино.

За карьеру длиной в полвека Мастроянни стал музой многих великих режиссеров — от Феллини и Де Сики до Висконти и Антониони. Сыграл в одних из главных шедевров европейского наследия — фильмах «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной». Влюбил в себя зрителей ролями в культовых «комедиях по-итальянски» и трогательных мелодрамах с Софи Лорен.

Киновед и автор телеграм-канала Valerie a týden divu Валерия Косенко рассказывает о жизни и творчестве великого актера.

Для подготовки материала использованы биографические книги «Красивая жизнь» Энцо Бьянджи и «Марчелло Мастроянни» Дональда Дьюи.

Путь актера по тропе славы и вечной молодости простирался от ролей статистов до влиятельных символических портретов, гордо носивших отпечаток шумной и противоречивой послевоенной Италии.

Мастроянни вырос в рабочей семье в деревушке в провинции Фрозиноне, снисходительно отзывался об интеллигентном севере и всю жизнь благоволил к Неаполю с его сердечным простодушием. Хотя в семье имелись и художественные традиции, питать надежды на творческое образование во времена царившей нищеты казалось непростительным эгоизмом. Судьба же, серьезно помотавшая артиста еще в молодости, была благосклонна к юному повесе, с ранних лет страдавшему тягой к авантюрам.

О приключениях во времена Второй мировой Мастроянни рассказывал множество раз и всегда с ноткой ребяческого бахвальства. Твердо решив избежать военного призыва, он прошел через огонь и воду, узнав, что с падением фашистского режима канула и его университетская отсрочка: вместе с товарищем устроился чертежником в немецкий институт, откуда с приходом союзных войск, не мешкая, сбежал, подделав аусвайс и щедро набив чемодан немецким провиантом. Добравшись до дома, Марчелло вернулся к получению образования и вскоре благополучно завершил учебу на строительном факультете.

Было несколько причин, почему юноша, горящий привязанностью к искусству, поступил на техническую специальность: обучение на строительном было бесплатным, а сразу влиться в творческую среду мешал скепсис по поводу дальнейшего трудоустройства. Но главное — университетский театр. Здесь Мастроянни мог беспрепятственно набираться опыта, шлифовать мастерство — и действительно не сходил со сцены.

Примечательно, что учиться ремеслу юношу вдохновил не кто иной, как Витторио Де Сика — мэтр, стоявший у истоков итальянского неореализма. С ним совсем еще зеленого Мастроянни познакомила мать, после чего тот начал появляться в кадре в качестве малозаметного статиста и даже участвовал в фильме «Дети смотрят на нас» (впрочем, разглядеть его на экране будет трудной задачей). Годы спустя Мастроянни украсит многие картины стареющего классика, а их блестящий дуэт с примой Софи Лорен («Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи» и другие) заслужит славу одного из самых ярких, страстных и гармоничных тандемов в истории кино.

Почти сразу после выпуска Марчелло был вынужден спешно искать работу: отец потерял зрение, и семья осталась без кормильца. Так Марчелло оказался уже во взрослом театре, привлекавшем его со времен студенчества. Сцена сулила нуждающемуся не такой уж грошовый гонорар, учитывая узкий круг исполнительских задач: доверить новичку больше, чем пару едва заметных реплик, никто бы не взялся.

Решение связать жизнь со сценой стало роковым. В одном из спектаклей блистала Джульетта Мазина — будущая жена и муза Федерико Феллини, быстро взявшая под крыло незаурядного юношу. Мазина помогла Мастроянни совершить первые шаги в театре, откуда он часто сбегал на съемочную площадку ради очередного киноэпизода.

Тогда же молодой актер познакомился с очаровательной Сильваной Мангано — еще одной дивой итальянского экрана, впоследствии ставшей супругой главного продюсера Италии Дино Де Лаурентиса. По слухам именно юношеская интрижка Марчелло с Сильваной стала причиной отказа Де Лаурентиса продюсировать культовую «Сладкую жизнь»: тогда продюсер всеми силами убеждал Феллини взять на главную роль Пола Ньюмана (в крайнем случае — Жерара Филипа), однако тот упрямо настаивал на малоизвестном Мастроянни. Режиссер не сдался, и выиграли от этого, как известно, оба. Феллини, успевший заработать репутацию выдающегося постановщика, стал и вовсе недосягаемой величиной, обойдя в Каннах всех своих ближайших конкурентов — от Бергмана до Бунюэля. Для Мастроянни всем известная Dolce Vita стала билетом в престижное интеллектуальное авторское кино, ознаменовавшее приход 1960-х.

Любовь и слава

Триумф Мастроянни случился под именем Марчелло — мечущегося репортера, неспособного сделать выбор между порочной роскошью и тихой гаванью. Актера наделили титулом мировой звезды, от чего сам он всю жизнь открещивался.

По словам его и его близких, Мастроянни всегда был скромным и закрытым. Пресса любила судачить о его громких любовных похождениях, однако актер никогда не выставлял личную жизнь напоказ, твердо оберегая и свой покой, и покой жены Флоры Карабеллы, с которой его связывала нежная многолетняя дружба.

Так родился медийный образ Казановы, героя которого Марчелло Мастроянни воплотит дважды: в «Казанове 70» Марио Моничелли и уже в глубокой старости у одного из своих любимых режиссеров Этторе Скола в картине «Ночь в Варенне».

На вопросы о сложившейся репутации обольстителя Мастроянни отвечал небрежно, смущенно и даже с долей непонимания. Вряд ли это было кокетством, ведь об эгоизме, праздности или лени, очевидно помогавшей актеру воплощать на экране обаятельных сибаритов, он высказывался откровенно. Так выглядит портрет Мастроянни, увиденный глазами писателя Альдо Бузи: «Ангел в образе красивого итальянца, не подозревающего о своей красоте, очаровательного безо всяких усилий, перед обаянием которого не могут устоять священники, фашисты, власти и женщины» (Энцо Бьяджи. «Красивая жизнь», с. 51. — РБК Life).

Любовь действительно свела кинозвезду со многими красавицами, делившими с ним площадку. Ходили слухи об интрижках с Бриджит Бардо, Жанной Моро, Анук Эме и тем более с Софи Лорен, с которой Мастроянни связывало не только бесчисленное количество супружеских пар, сыгранных на экране, но и дружба.

Еще в браке с Карабеллой отношения сложились у Мастроянни с двумя звездами мирового экрана — Катрин Денев и Фэй Данауэй. Союз с Денев принес в этот мир их совместную дочь Кьяру, впитавшую черты как отца, так и матери. Трансатлантический роман с Данауэй, начавшийся на съемках «Влюбленных» Де Сики, продолжался несколько лет и закончился болезненным разрывом.

Судьбоносные режиссеры

В кино Мастроянни начинал с ролей сельских повес. Вопреки более известному образу уставшего интеллектуала, сделавшему Мастроянни имя, амплуа обаятельного деревенского простака долго следовало за актером, возвращаясь к нему и в зрелые годы. Одной из самых знаковых картин раннего периода стали «Дни любви» Джузеппе Де Сантиса, ознаменовавшие переход итальянского кино к «розовому неореализму». Компанию Мастроянни составила Марина Влади — тогда восходящая звезда.

Следующим важным этапом стало сотрудничество с Лукино Висконти. Режиссер был одним из первых больших мастеров, кому представили еще неизвестного актера. Однако совместных работ у них было всего две — «Белые ночи» и «Посторонний» (правда, Мастроянни служил в театре Висконти и неоднократно принимал участие в его спектаклях). По меркам послужного списка итальянца, два фильма — это малость, учитывая, сколько раз он снимался у Витторио Де Сики, Этторе Сколы, Марко Феррери или Элио Петри. Наконец, со своим «школьным товарищем» Феллини (так они в шутку характеризовали свою дружбу, которая точно не тянулась со школьной скамьи) актер успел сделать шесть картин за неполные полвека.

Если «Сладкая жизнь» стала шоком, пощечиной и сенсацией, то «Восемь с половиной» — выдающимся прорывом, уровень которого по сей день считается недосягаемым. Мастроянни не просто отразил образ великого режиссера — фокусника, мыслителя и баловня судьбы, но и стал символом нового послевоенного героя: растерянного, сомневающегося и ищущего обитель где-то в сумрачном астрале — на стыке правды и неправды, мечты и действительности, фантазии и сна.

Далее последовали одна удача за другой. На волне триумфа Мастроянни снимается в экзистенциальной драме «Ночь» Микеланджело Антониони и социальном фарсе «Развод по-итальянски» Пьетро Джерми. Последняя картина положила начало череде легендарных «комедий по-итальянски», во многих из которых Мастроянни с удовольствием принимал участие. На 1960–1970-е пришелся пик трогательных, комичных и даже трагичных мелодрам в исполнении дуэта Мастроянни — Лорен.

Одной из последних совместных работ вечных партнеров стал «Необычный день» Этторе Сколы, с которым актера связывало одно из самых продолжительных сотрудничеств (десять фильмов!) В обаятельно-меланхоличной драме, рассказывающей о муссолиниевской Италии, Мастроянни предстал в образе антифашиста Габриэле, изгнанного и презираемого обществом, отравленного тоталитарной агрессией. Его любовь, честность и добросердечность излечивают темную необразованную домохозяйку (Софи Лорен) от яда фашистской пропаганды. То, что эту роль воплотил Мастроянни, имеет особый смысл: всю свою карьеру актер страдал от предложений сыграть очередного героя-любовника, а роль отринутого, но верного себе Габриэле дала иной взгляд на поднадоевший образ.

Другими важными в карьере актера режиссерами стали Марко Феррери и Элио Петри. Оба — убежденные коммунисты (как и большая часть итальянской интеллектуальной элиты того времени). Первый обожал снимать Мастроянни, выжимая из его харизмы и актерской гибкости все возможное для своих скандальных сюжетов («Большая жратва», «Прощай, самец»). Второй снимал Мастроянни в любимом жанре социально-политической сатиры, заложившем отдельное направление в итальянском кино второй половины века.

Другими знаковыми эпизодами позднего периода актера стало знакомство с греческим классиком Тео Ангелопулосом, вылившееся в два фильма («Пчеловод» и «Прерванный шаг аиста»), съемки «Высокой моды», где Мастроянни и Лорен по задаче Роберта Олтмена должны были воспроизвести любую сцену из их раннего фильма, главная роль в драме «У них все было хорошо» Джузеппе Торнаторе, а также работа с Никитой Михалковым на фильме «Очи черные».

Последней работой Марчелло Мастроянни стала роль стареющего кинорежиссера в португальском фильме «Путешествие к началу мира». Картина подарила безупречный финальный аккорд блестящей, насыщенной фильмографии и заслужила множество фестивальных наград. Персонаж Мануэла Ди Оливейра составил отличную рифму Гвидо Ансельми — главному герою фильма «Восемь с половиной», а вместе ним — Феллини, Мастроянни и всей послевоенной Европы. Одна роль возвела актера к небесам, сделала иконой для огромного числа современников, другая со свойственной актеру элегантностью и благородством ознаменовала его путь в мир вечности и бессмертия.

Марчелло Мастроянни не стало в 1996 году, спустя три года после смерти его друга и соратника Федерико Феллини. Две путеводные звезды, две легенды щедрого и ослепительного XX века погасли, оставив после себя лишь чарующие пленочные образы. В тот день траурными одеялами был покрыт и фонтан Треви — тот, что много лет назад благодаря знаменитым кадрам «Сладкой жизни» был превращен в эмблему седьмого искусства. Так страна провожала своего героя — выдающегося лицедея, романтика, интеллектуала, авантюриста и итальянца. Так прощались с Марчелло Мастроянни.

Поделиться
Авторы
Теги