Вспоминаем творчество Владимира Меньшова. Режиссеру исполнилось бы 85 лет

. Архивные фото и кадры из любимых фильмов

Режиссеру Владимиру Меньшову исполнилось бы 85 лет: вспоминаем его творчество

Обновлено 17 сентября 2024, 07:00
Владимир Меньшов в роли Семена Боброва в фильме «Человек на своем месте», 1973 год
Фото: В. Кречет / РИА Новости

Владимир Меньшов в роли Семена Боброва в фильме «Человек на своем месте», 1973 год

17 сентября исполнилось бы 85 лет советскому и российскому режиссеру, народному артисту России и обладателю «Оскара» Владимиру Меньшову. В кино он дебютировал как актер — за свою карьеру сыграл более 100 разноплановых ролей. В качестве режиссера снял фильмы «Розыгрыш», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли», «Зависть богов» и «Москва слезам не верит». За последний в 1981 году Меньшов получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

РБК Life собрал воспоминания коллег мастера, каким он был человеком, режиссером, супругом и отцом.

Владимир Меньшов в 1965 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ имени В. Немировича-Данченко, в 1970 году — аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе. Тогда же начал сниматься в кино, а в 1976 году состоялась премьера его дебютной режиссерской работы — фильма «Розыгрыш».

В 1979 году на экраны вышла культовая лента «Москва слезам не верит», которая была удостоена премии «Оскар». Затем Меньшов снял «Любовь и голуби» (1984), «Ширли-Мырли» (1995) и другие ставшие народными фильмы. В качестве актера он появлялся в таких картинах и сериалах, как «Брежнев», «Ночной дозор», «Ликвидация», «Каникулы строгого режима», «Высоцкий. Четыре часа настоящей жизни», «Легенда номер 17», «Везет».

Владимир Меньшов умер 5 июля 2021 года от осложнений ковида, ему был 81 год.

Обложка видео

Случай на «Мосфильме»

Валерий Гаркалин (1954–2021), который исполнил три ключевые роли в «Ширли-мырли» Меньшова, вспоминал о работе с режиссером во время съемок.

Актер признался, что почти все время наблюдал «скептическое» выражение лица у Меньшова во время съемок. По совету актрисы Инны Чуриковой он решил напрямую ему сообщить об этом.

«Я выскочил из ее гримерки, и на мою беду как раз по коридору «Мосфильма» шел Владимир Валентинович. И я ему крикнул: «Вы не любите меня». Он мне потом рассказывал, что когда услышал это, то подумал, что я сошел с ума — переработал. Меньшов тогда упал на колени и стал мне подыгрывать, как настоящий артист. Владимир Валентинович пополз к моим ногам, обнял их и сказал: «Я тебя люблю! Ну как мне доказать свою любовь?» — вспоминал Гаркалин.

Расставание и воссоединение

В 1962 году Меньшов женился на сокурснице Вере Алентовой. Супруги долгое время жили в разных общежитиях, это продолжалось и после рождения дочери Юлии Меньшовой в 1969 году. В 70-х актриса и ее супруг решили разойтись.

«Жили в разных общежитиях. Я смеюсь: непонятно, как у нас родился ребенок. Жили врозь, а дети были — это тот случай. Общежития длились очень долго... Да, это очень утомляет — бездомье, безденежье, студенческий быт. Да и обиды все равно накапливаются. Тогда, когда решился жилищный вопрос, мне дали квартиру, а Володя начал сниматься и могли появиться деньги, мы решили расстаться. «Дошло до края»... Дело не в деньгах и даже не в быте, потому что очень долго в безденежье и в неустроенном быте мы были счастливы. Просто в какой-то момент мы поняли, что дальше невозможно быть вместе, слишком много трений... И подумали, что врозь нам будет легче», — рассказывала вдова режиссера Вера Алентова.

Разрыв продлился четыре года, после чего пара вновь сошлась. Супруги прожили в браке до смерти режиссера в 2021 году.

«Началось все с того, что Меньшов снимался в Орле, а мы собирались на гастроли с Юленькой. Володя дал мне телеграмму: когда будете проезжать мимо Орла, дай мне знать, я приду вас встречу». Но я, конечно, и не подумала дать телеграмму! Мы были в очень хороших отношениях, но никаких нам лишних встреч не нужно, считала я. А когда мы встали в Орле на остановке, Юля, глядя в окно, сказала: «А здесь мой папочка». И я поняла впервые, что вообще-то нас трое. И у меня встал ком в горле. Я подумала: «Господи, Боже мой, это ведь я не знаю, что такое папа и зачем он нужен, а для нее, наверное, папа важен так же, как и мама». А дальше... Мы, когда были еще вместе, в разлуке писали друг другу каждый день письма. Они остались у меня. Володя попросил те из них, где он писал о Михаиле Ильиче Ромме. Это было нужно для статьи. Я перечитала эти письма и послала их Володе. Но окунулась в ту атмосферу горячей любви, когда мы писали друг другу. И, думаю, что и он окунулся в нее же…»

Мы прожили 50 лет вместе, отпраздновали золотую свадьбу. Стало ли легко? Нет, конечно. Благости между такими людьми, как мы, наверное, достичь невозможно. У нас все равно все очень шумно. Мы громко обсуждаем и часто бываем не согласны друг с другом. Но в главном направлении мы, естественно, идем вместе. Очень часто бывает: Володя еще не спросил, но я могу ответить, потому что я знаю, что он хотел спросить. Часто заговариваем одновременно. Даже стали похожи внешне. У меня есть фотография. Мы сидим, смотрим в одну сторону. И это два абсолютно одинаковых лица!» — заключила народная артистка России.

Требовательный отец

«С уходом родителей понимаешь, что так тебя больше никто никогда любить не будет. Это очень больно. Отчасти я всю жизнь добивалась их любви, но только отчасти. Сейчас больше родителей понимаю, гораздо больше прощаю. Я была довольно успешна в попытках вытребовать эту любовь, свою положенную долю. Что касается папы, когда-то не видела этой любви, не понимала ее, хотя она присутствовала всегда. Мне не доставалось внешних его выражений, зато доставалось много требовательности.

Взаимное движение навстречу состоялось в полной мере. Особенно в последние годы. Он все время благодарил меня за какие-то вещи и максимально подчеркивал, как я много для него значу. Повторял: «Какое счастье, что у нас есть Юля!» — рассказывала дочь режиссера Юлия Меньшова в интервью Ирине Шихман (решением Минюста признана иноагентом) для YouTube-канала «А поговорить? ..».

Про фильм «Москва слезам не верит»

Народная артистка России Ирина Муравьева вспоминала, как впервые прочитала сценарий мелодрамы «Москва слезам не верит». Роль Людмилы в этом фильме впоследствии принесла ей широкую известность.

«Когда я пришла к Меньшову, он меня спросил: «Ну как вам?» — «У меня такое ощущение, что я только одна знаю, как надо играть этого персонажа». Мы сняли картину, но кинематографистам не понравился этот фильм категорически, в отличие от зрителей: стояли огромные очереди в Москве, от кинотеатра. Я была рада, что могу достать родителям билет, — возможно это было, поскольку ты участник этого произведения», — рассказала Муравьева.

По ее словам, коллеги осудили картину, иронически назвав ее «историей современной Золушки».

«И вдруг мы слышим, что «Москва слезам не верит» берут на премию «Оскар». Все сразу сказали, что это очень плохая идея, и даже решили, что специально американцы взяли самую худшую картину на «Мосфильме», чтобы еще раз ткнуть наш Советский Союз, что он такой бездарный и плохой. Вот такое было понятие о выдвижении нашего фильма на «Оскар». В итоге премию дали. Меньшова там не было, вышел на сцену наш посольский человек и получил эту статуэтку», — вспоминала актриса.

Про необычный подход к работе

Людмила Гурченко в своей книге «Люся, стоп!» рассказывала о необычном подходе Меньшова к работе, которую она отметила на съемках фильма «Любовь и голуби».

«Режиссер Владимир Меньшов, пока не доведет партитуру фильма до абсолютной чистоты, где не фальшивит ни один инструмент, мучает нас, себя. Порой в первый же съемочный день очень трудно встроиться в середину картины, в самый разгар отношений. Это не театр. И надо быть готовым в первом же кадре играть смерть-финал, еще не сыграв ни одного кадра начала или середины роли. Первый кадр (это середина моей роли) — мы с Васей (герой актера Александра Михайлова) выходим из бара вдребезги пьяные и поем на весь пляж «Надежду». Раз дубль — не то. Два — еще больше не то. И все не то, не то, не то... Притихли мы с Михайловым. С ним еще едва знакомы. Живьем видим друг друга впервые.

Вокруг стоят любопытные отдыхающие. Они разочарованы — что тут такого трудного? Прикинуться пьяным, пошататься и спеть… Меньшов как ненормальный бегает по гальке, не чувствуя, что брюки по колено мокрые. А потом упал на гальку: «Это я, это я виноват! Ничего не могу придумать! Я, я, я ви-но-ват!»

Тут нужен абзац. Я снималась до этого много. Но чтобы режиссер вот так, открыто, кричал о своей беспомощности… Нет, не помню. Вот что-то из: «Ну-ка, артисты, еще раз», «Ну еще как-нибудь», «Ну вы же артисты!», «Артисты, и не можете сыграть элементарного!», «Милые, а за что ж вам деньги платят?», «Слушайте, чему же вас там учили?» — вот это артистам хорошо знакомо. Есть и другие режиссеры. Но к ним надо попасть. А такое нечасто.

Меньшов полежал-полежал на гальке, посмотрел-посмотрел в небо и как вскочит, как затанцует, как захохочет: «Нашел! Нашел! Понял! Есть! Сюда!» Рабочие быстренько взбили кучу гальки. И я, пьяненькая, по этой гальке, из положения «стоя» сразу в положение «лежа» — шлеп! И вместе с текстом съезжаю прямо в крупный план: «Какие звезды на небе…» Неожиданно и смешно. А главное, «лежа» — оно ведь ближе к «любви»

О себе

«Я не умею моментально и резко среагировать на обиду, на какое-то резкое замечание в свой адрес. Я скорее поперхнусь и замру, а потом уже на лестнице придумаю, что нужно было сказать и как ответить», — рассказывал Владимир Меньшов об особенностях своего характера в интервью дочери Юлии.

«Новое, искреннее, ясное и доброе — вот этим бог меня не обделил. Я чувствую новое, я чувствую искренность и я добрый в своих фильмах. Потому что я в самом деле не люблю ставить отрицательных оценок людям, ставить на них крест. И в моих в фильмах в этом смысле отрицательных героев нет. Я никому не выставляю двойки за поведение».

«Талант для меня еще до сих пор в некотором подозрении существует, но уже много подтверждений тому, что я талантливый человек, я видел. Талант для меня — это все вместе, это моя начитанность, мое наблюдение. У меня, возможно, талант психолога, я думаю, что я понимаю людей и их мотивацию...»

Обложка видео
Поделиться