«То интеллигент, то плейбой». Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет

. Вспоминаем яркие роли выдающегося актера

Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет: самые яркие роли выдающегося актера

Обновлено 26 марта 2024, 16:50
<p>Олег Янковский&nbsp;&nbsp;</p>
Фото: Igor Gnevashev / Global Look Press

Олег Янковский

23 февраля главному волшебнику советского кино, «тому самому» Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет. Богатая фильмография актера насчитывает порядка 100 фильмов. Параллельно артист играл в театре — на сцене Ленкома он был Тригориным («Чайка»), Лениным («Синие кони на красной траве»), Петром Первым («Шут Балакирев») и, конечно, Гамлетом («Гамлет»).

Олега Янковского не стало в 2009 году, он продолжительное время боролся с серьезным заболеванием. РБК Life вспоминает творческий путь актера и его самые яркие роли.

Семья

Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в казахском городе Джезказгане, куда в конце 1930-х годов власти выслали его семью. Отец Янковского — дворянин польского происхождения и белый офицер, штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка Иван (Ян) Павлович Янковский. Он погиб в лагерях ГУЛАГа.

После смерти Иосифа Сталина семья Янковских смогла уехать из Средней Азии в Саратов. У актера было два старших брата, Ростислав и Николай, первый вскоре переехал в Минск и забрал к себе Олега, чтобы снять с семьи часть материальных забот.

Свою семью Олег Янковский создал еще в студенческие годы — в Саратове он женился на актрисе Людмиле Зориной. Когда Янковского пригласили работать в Москву, она последовала за ним. Актер впоследствии говорил, что его жена пожертвовала многим ради семьи.

«Я испытываю чувство вины, что не помог ей совместить роли в жизни и на сцене, но лучшая ее роль — это та, которую она играет, — роль жены и матери...» — вспоминал актер.

В семье родился сын Филипп, который стал актером и режиссером. По стопам деда пошли и внуки Олега Янковского, Иван Янковский и Елизавета Янковская.

Творческий путь

В театре

Дебют на сцене состоялся еще в Минске: будучи школьником Олег Янковский заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица». После окончания школы Янковский-младший вернулся в Саратов и в 1965 году окончил Саратовское театральное училище. Затем его приняли в труппу Саратовского драматического театра. На протяжении восьми лет работы на сцене в Саратове актер играл ведущие роли. После успеха его князя Мышкина в спектакле «Идиот» (по Федору Достоевскому) в 1973 году Марк Захаров пригласил Янковского в Московский театр им. Ленинского комсомола (Ленком).

«Я стою на позиции: чем разнообразнее ты, тем лучше, а в нас каждом 22 молодца. Разбудить этих 22 молодцов — актер этим и занимается. Все заложено в тебе, но вот найти это и использовать — это, наверное, режиссура. И наверное, Марк Захаров, работая со мной в театре, доверял мне вещи, которые, казалось бы... «Синие кони на красной траве» — роль Ленина без грима. За мной был шлейф красивых героев, и вдруг такая неожиданная работа в этом спектакле, причем он был действительно достойный», — говорил Янковский в программе «Час пик», отвечая на вопрос об амплитуде мастерства.

В Ленкоме Олег Янковский играл самые разноплановые роли и был задействован во множестве спектаклей: «Автоград XXI», «В списках не значился» по Борису Васильеву, «Ясновидящий» по Лиону Фейхтвангеру, «Синие кони на красной траве» и «Диктатура совести» Михаила Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Карманный театр» Жана Кокто, «Гамлет» Шекспира, «Школа для эмигрантов» Дмитрия Липскерова, «Tout pay?, или Все оплачено» Ива Жамиака. В последние годы артист играл также в постановках «Чайка» по Антону Чехову, «Шут Балакирев» по Григорию Горину и «Женитьба» по Николаю Гоголю.

На экране

В кино Олег Янковский впервые снялся в 1968 году в картинах «Щит и меч» и «Служили два товарища». В середине 70-х актер снимался у Андрея Тарковского в фильме «Зеркало», эта лента стала одной из знаковых в фильмографии Янковского. Впоследствии режиссер и Янковский вновь встретились на съемочной площадке в 1983 году. Тарковский пригласил актера сыграть писателя Андрея Горчакова, который приезжает в Италию для изучения биографии композитора XVIII века («Ностальгия»).

Расцвет творчества пришелся на 1970-е и 1980-е годы, в этот период он активно снимался в картинах Марка Захарова. В кино их первой совместной работой стал фильм «Обыкновенное чудо» (1978) по пьесе Шварца, где Янковский сыграл Волшебника.

«Знаете, у меня с Марком Захаровым отношения сложились как в хорошей семье. Много на свете красивых женщин, но разрушать семью все же не надо. Я как-то не очень верю в студийность. Это часто быстро разваливается. Это как первые годы брака. А у нас не студийность, а стабильность. Мы столько лет уже вместе, а не переругались. И это при том, что тут потрясающая команда. Думаю, ни в одном другом театре такого нет. И старшее поколение, и среднее, и молодежь. И все уживаемся как-то. Так что я не уходил из этических скорее соображений. Это была бы измена», — говорил Янковский о работе под руководством Марка Захарова в театре и на съемочной площадке.

Затем был великий выдумщик барон Мюнхгаузен в еще одной картине Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Автор пьесы Григорий Горин признавался, что сначала в кандидатуре Янковского на эту роль сомневался.

«Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей — волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!» — говорил писатель.

Между тем артисту были подвластны самые разные характеры: партийного функционера («Премия», 1974; «Обратная связь», 1978), декабриста Кондратия Рылеева («Звезда пленительного счастья», 1975), неустроенного Тихона в фильме «Сладкая женщина» (1977) и сомневающегося Виктора Веденеева в «Повороте» (1979).

Кинокритик Олег Сулькин писал о Янковском, что «оценки его актерского образа никак не приводили к общему знаменателю». По его словам, актер умел совмещать в характере своих героев несовместимое.

«Он — то лидер, то аутсайдер, то интеллигент, то плейбой, то «лишний человек», то успешная звезда. Необыкновенная пластичность и интуиция позволяли ему удерживать равновесие. Режиссеры приглашали Янковского, когда в персонаже нужна была неоднозначность образа — «плохой-хороший человек». Он всегда существовал «на грани», совмещая черты человека, хорошо устроенного в жизни и, наоборот, «лишнего». Он играл и цельных, мужественных людей, и мятущихся, тех, кто не видит цели в жизни, с изломанной судьбой. Меняясь от роли к роли, актер сумел создать «представление о русском интеллигенте в самых что ни на есть идеальных очертаниях».

Запоминающимися также стали работы с режиссером Романом Балаяном, тот снял Янковского в своих фильмах «Полеты во сне и наяву» (1983), «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1987), «Филер» (1988). Также Янковский сыграл в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), в мелодраме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию» (1982), в «Крейцеровой сонате» по произведению Льва Толстого режиссеров Софьи Милькиной и Михаила Швейцера (1987).

Янковский активно снимался до конца жизни. В 2000-е с его участием вышли сериалы «Доктор Живаго» (2005)», «Анна Каренина» (2008), а также фильмы Валерия Тодоровского «Любовник» (2002) и «Стиляги» (2008) и Павла Лунгина «Царь» (2009). Роль митрополита стала последней в кино для актера. Всего Олег Янковский снялся более чем в 100 фильмах.

Здоровье

Артист длительное время страдал раком поджелудочной железы, о чем сам поначалу не догадывался. Не помогло и лечение в Германии.

К театру актер относился по-особенному, поэтому выходил на сцену вопреки предостережениям врачей. Спектакль «Женитьба» стал единственным, в котором Олег Янковский играл в последние месяцы жизни. Последний раз в образе моряка Жевакина он вышел на сцену в апреле 2009 года.

«Зритель в театре обладает удивительной энергетикой. Люди сидят рядом — волнуются, заряжаются друг от друга, и все это переходит на сцену. Это любопытный механизм. Откуда что берется! Вчера был спектакль «Шут Балакирев». Сегодня утром руки поднять не хотелось. Роль Петра I довольно тяжелая. Она требует дополнительной какой-то — слово нехорошее — вздрюченности. Кроме психологической нагрузки, там ведь еще и физическая. А вот через час мне надо опять играть, и откуда силы возьмутся — черт его знает. Выходишь на сцену, и от зрительного зала тепло идет. Его ощущаешь прямо физически. Ну если болезни проходят. Зубная боль проходит. Это какой-то выброс серьезный», — рассказывал Янковский.

Актер умер 20 мая 2009 года в одной из московских клиник на 66-м году жизни.

Поделиться