Голливуд ей не нужен. Французской актрисе Катрин Денёв исполнилось 80 лет

. Ее фильмография насчитывает более 140 картин

22 октября французской актрисе Катрин Денёв исполнилось 80 лет

Обновлено 23 октября 2023, 18:16
<p>Катрин Денёв. 2022 год</p>
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images

Катрин Денёв. 2022 год

В 1957 году она подарила свой голос Снежной королеве в озвучке одноименного советского мультфильма, который показывали во Франции. Вскоре ее и саму стали так называть. Возможно, из-за внешнего сходства с героиней сказки Ханса Кристиана Андерсена: светлые волосы, гордый профиль и пронзительный взгляд зеленых глаз. А может, причиной тому послужила чистая репутация, закрытость и верность себе. 22 октября французской актрисе Катрин Денёв исполнилось 80 лет.

«Это так удивительно. От Денёв исходит аура загадочности, отстраненности, недоступности. Она десятилетиями олицетворяла женственность, но ей поклонялись скорее как иконе, чем как секс-символу. И это ее устраивало. Она была готова продать лицо, но не душу», — писала про актрису The New York Times.

Сама она склоняется к тому, что это больше образ, нежели она сама. «Я гораздо менее ледяная и менее утонченная, чем думают люди. Я очень люблю смеяться, но это правда, я немного меланхоличный по натуре человек», — говорила Денёв.

Актерская семья

Актриса родилась в семье актеров Мориса Дорлеака и Рене Симоно (в девичестве — Денёв). У пары было три дочери: Франсуаза, Катрин и Сильвия. Две старшие связали свою жизнь с кино. Франсуаза носила фамилию отца. Она начала сниматься несколькими годами ранее и сразу завоевала популярность. Катрин, чтобы ее не путали со старшей сестрой, взяла девичью фамилию матери.

Сестры в жизни сыграли почти самих себя в мюзикле «Девушки из Рошфора» режиссера Жака Деми. Он вышел на экраны в 1967 году. Денёв досталась роль преподавательницы танцев Дельфин Гарнье, а Дорлеак — Соланж Гарнье, которая преподавала вокал. Некоторое время критики будут спорить о конкуренции между ними. Пересудам положит конец гибель 25-летней Дорлеак в год премьеры фильма. В Ницце актриса попала в автокатастрофу.

Призвание — актриса

Известность к Денёв пришла в 1964 году — после выхода на экраны мюзикла Жака Деми «Шербурские зонтики». «Без «Зонтиков» и без Жака Деми, я не уверена, осталась ли бы я актрисой. Я была очень молода, и актерское мастерство меня еще не захватило. Мне все казалось забавным, только после этого фильма это стало моим призванием», — отмечала Денёв.

Через год актриса исполнила главную роль в первом англоязычном фильме Романа Полански «Отвращение» (1965). Затем последовали еще две важные ленты в ее карьере. Актриса снялась у режиссера Луиса Бунюэля в эротической драме «Дневная красавица» (1967), фильм был отмечен «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля, и в драме «Тристана» (1970), номинированной на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

За годы карьеры Денёв снималась у многих именитых режиссеров европейского кино. В их числе: Луис Бунюэль, Франсуа Трюффо, Франсуа Озон и Ларс фон Триер. Среди ее работ роли в таких картинах, как военная драма «Последнее метро» (1980), которая получила десять премий «Сезар», «Голод» (1983), где ее коллегами по площадке стали Дэвид Боуи и Сьюзен Сарандон, оскароносная драма «Индокитай» (1992), совместная работа российско-французских кинематографистов «Восток-Запад» (1999), где также сыграли Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший, драма «Танцующая в темноте» (2000) с Бьорк, детектив с элементами комедии «8 женщин» (2002) и социальная драма «Молодая кровь» (2015).

Одной из последних выдающихся работ актрисы стал фильм «После меня», который вышел в 2021 году. На съемках этой ленты в 2019 году она перенесла инсульт, но позднее вернулась к работе на площадке. В драме Денёв сыграла мать преподавателя актерского мастерства Бенжамена. Молодому мужчине ставят диагноз «рак поджелудочной железы в неоперабельной стадии». Мать помогает ему принять неизбежное. На премьере в Каннах актрису встретили продолжительными овациями.

Обложка видео
CANAL+ / YouTube

О карьере в Голливуде

«Когда я играла в «Грязном деле» (1975) Роберта Олдрича, меня предупредили, что у него была репутация раздражительного человека, с которым было очень трудно общаться актерам. Но он вел себя со мной очень хорошо. Мой партнер [по фильму] Бёрт Рейнольдс тоже был очень симпатичным, у него было отличное чувство юмора. Я также хорошо помню «Маршируй или умри» (1977), военную драму Дика Ричардса. В Голливуде я снялась только в двух фильмах. Они не получили ошеломительного успеха. Никто не делал мне интересных предложений, и я захотела вернуться во Францию. Я не идеальная парижанка, но чувствую себя именно француженкой», — отвечала Денёв на вопрос о том, почему не стремилась в Голливуд.

После 60 лет в кино актриса говорит, что самым главным критерием при выборе роли для нее всегда был и остается сценарий. «Начинаю с чтения сценария. Главное — сценарий и, конечно же, режиссер. Это не просто роль, это история фильма и режиссера. Роль должна быть интересной, меня интересует только это».

Из голливудских постановщиков она особенно выделяет Уэса Андерсона («Отель «Гранд Будапешт»), Пола Томаса Андерсона («Нефть»), Кристофера Нолана («Начало») и Дэвида Финчера («Бойцовский клуб»).

Муза модных домов

Денёв долгие годы была лицом аромата Chanel № 5. Рекламные ролики с актрисой показывали в том числе в США, поэтому даже тем, кто не интересовался европейским кино, ее лицо было хорошо знакомо.

Обложка видео
Chanel / YouTube

Большую часть своей жизни она была и остается музой еще одного модного дома.

«Когда мне было 22 или 23, я начала носить Yves Saint Laurent. Думаю, я была самым молодым клиентом. Это была моя натура. Мне всегда нравились красивые вещи», — говорила Денёв.

Обложка видео
Saint Laurent / YouTube

Катрин Денёв и Ив Сен-Лоран познакомились в 1965 году. Тогда 22-летнюю актрису пригласили на встречу с королевой. Не зная, что надеть, она по совету своего мужа Дэвида Бейли обратилась к восходящей звезде парижской моды Иву Сен-Лорану. Он в ту пору еще работал в доме Dior. Сен-Лоран сшил ей длинное белое платье из крепдешина с красной вышивкой. Потом он одевал ее для множества фильмов. Апофеозом сотрудничества стал культовый брючный костюм-смокинг Le Smoke, сшитый специально для Денёв в 1982 году. Дружба актрисы и модельера продлилась до его смерти в 2008 году.

Брак — не ловушка

Официально Денёв была замужем лишь раз — за фотографом Дэвидом Бейли. Их брак продлился семь лет. В 1963 году актриса снялась в фильме режиссер Роже Вадима «Порок и добродетель». У пары завязались отношения и родился сын Кристиан Вадим, который пошел по стопам родителей. Позднее, в союзе с легендарным итальянским актером Марчелло Мастроянни, появилась дочь Кьяра, которая носит фамилию отца. Она тоже стала актрисой.

В медиа Денёв приписывают цитату о том, что «брак — это ловушка». Однако сама она опровергает такое заявление.

«Нет, я никогда этого не говорила! Это не ловушка. Я была замужем за Дэвидом Бейли, но мне очень трудно сохранить брак. И я не думаю, что выходить замуж обязательно. А когда я хотела бы, мужчина, от которого у меня родилась дочь, Марчелло Мастроянни, уже был женат, так что это было очень сложно. Он так и не развелся, но меня это устраивало, лишь бы он мог дать свою фамилию дочери».

Общественная активность

Актриса активно занимается благотворительностью. Несколько лет назад она отдала свои туфли от YSL для продажи на аукционе, вырученные средства пошли в Restaurants du Coeur — организация занимается раздачей продуктовых наборов и горячих обедов нуждающимся.

Беспокоят ее и вопросы экологии. В 2018 году она присоединилась к обращению французской актрисы Жюльет Бинош и астрофизика Орельена Барро к политикам по поводу изменения климата. Подписанты открытого письма призвали действовать «твердо и немедленно» в борьбе с изменением климата и «крахом биоразнообразия».

В том же году она высказала мнение еще по одному острому вопросу. Катрин Денёв стала соавтором колонки, в которой осудила движение #metoo и всю кампанию, направленную против сексуальных домогательств, которая развернулась на фоне обвинений кинопродюсера Харви Вайнштейна в харассменте. Ее авторы назвали движение пуританством, а право мужчин «приставать к женщинам» — неотъемлемой частью сексуальной свободы.

«Изнасилование — это преступление. Но настойчивые или бестактные ухаживания — нет. Стремление отправлять «свиней на скотобойню» вместо того, чтобы помогать женщинам становиться более независимыми, фактически играет на руку врагам сексуальной свободы. Самосуд наказывает мужчин, вынуждает некоторых из них уйти в отставку, хотя все, что они сделали, — это коснулись чьего-то колена, пытались получить поцелуй или поговорить на интимные темы во время обеда. Мы защищаем право приставать, это жизненно важно для сексуальной свободы», — заявили авторы колонки.

Громкая история о домогательствах и изнасилованиях, породившая волну движений помощи пострадавшим от насилия, а затем и культуру отмены, началась в октябре 2017 года. Тогда газета New York Times опубликовала статью о продюсере Харви Вайнштейне. В публикации несколько женщин, включая известных актрис, обвинили его в сексуальных домогательствах.

В 2020 году Вайнштейна приговорили к 23 годам лишения свободы по обвинениям в изнасиловании. В минувшем феврале он получил еще 16 лет.

Когда авторов колонки начали обвинять в оправдании сексуальных домогательств, Денёв выступила с заявлением. Она выразила недовольство тем, как отдельные подписанты начали позднее высказываться в СМИ, «искажая истинное послание этого текста».

«Очевидно ничто в тексте не указывает на то, что домогательства — это хорошо. В противном случае я бы его не подписала», — подчеркнула актриса.

Она также принесла извинения тем, кого могло оскорбить это послание. «Я братски поддерживаю всех жертв этих злодеяний, которые могли почувствовать себя оскорбленными из-за этого послания, опубликованного в газете Le Monde. Лишь им и только им я приношу свои извинения», — заключила актриса.

Нет времени для пенсии

В свои 80 лет легендарная французская актриса, которая всего пару лет назад перенесла инсульт, не перестает сниматься. На ее счету более 140 фильмов. Этой осенью вышла драма «Бернадетт», где она сыграла одну из главных ролей. Кажется, долголетие в жизни и на экране у нее в крови: мать актрисы, Рене Симоно, прожила 109 лет, ее не стало в 2021 году.

Поделиться