Анатомия Шонды Раймс: как создательница «Бриджертонов» меняет телевидение

. От живучего сериала про врачей до проекта про русскую мошенницу

Как автор сериала «Бриджертоны» Шонда Раймс покорила телевидение

Обновлено 19 июня 2024, 10:17
<p>Писательница, сценарист, продюсер и шоураннер Шонда Раймс на мировой премьере третьего сезона &laquo;Бриджертонов&raquo; в Нью-Йорке. 13 мая 2024 года</p>
Фото: Arturo Holmes / WireImage / Getty Images

Писательница, сценарист, продюсер и шоураннер Шонда Раймс на мировой премьере третьего сезона «Бриджертонов» в Нью-Йорке. 13 мая 2024 года

В июне Netflix порадовал фанатов «Бриджертонов» третьим сезоном. В альтернативной эпохе регентства все по-прежнему: светские интриги, романтические приключения, борьба за место под солнцем и моральные дилеммы. Неизменным остается и исполнительный продюсер сериала — Шонда Раймс. Начиная с «Анатомии страсти», она создает шоу самых разных жанров — от политических триллеров до криминальных драм, где в центре внимания всегда стоят сильные женщины. Каждый проект Шонды Раймс неизбежно становится хитом.

Кинокритик Мария Ракитина рассказывает, как одна из самых влиятельных шоураннеров современности много лет последовательно меняет сериальную индустрию.

Шонда Раймс появилась на свет в Чикаго, штат Иллинойс. Ее мать Вера была профессором колледжа, а отец Айли — администратором университета. Росла Раймс, наблюдая за тем, как мама готовилась к защите докторской диссертации и заботилась о шестерых детях, и, как потом вспоминала, она получила «скромное, суперфеминистское воспитание»: «Мама совершенно не была заинтересована в том, чтобы мы с сестрами зависели от мужского одобрения, а папа хотел, чтобы мы работали вдвое усерднее, чтобы многого добиться».

Неудивительно, что в будущем Раймс будет создавать сериалы про сильных женщин («Анатомия страсти», «Скандал»), которые строят блестящую карьеру и без посторонней помощи разруливают любые проблемы. И хотя сейчас Раймс излучает уверенность, в детстве она была очень замкнутой и застенчивой девочкой. Вместо общения со сверстниками зарывалась в книги и придумывала увлекательные истории, а еще запиралась в кладовой на кухне, чтобы никто не беспокоил, и набрасывала сценарии.

Банки с консервированными фруктами и овощами Раймс использовала в качестве персонажей, призывая на помощь силу своего воображения. Захватывающие приключения кукурузы и горошка заканчивались, когда мама просила принести их на кухню к ужину. Сочинительство не было единственным хобби юной Раймс. В старшей школе она всерьез заинтересовалась медициной и устроилась волонтером в больницу. Полученные во время работы в стационаре знания помогут ей до мелочей продумать вселенную «Анатомии страсти» и написать главную героиню — талантливую женщину-хирурга Мередит Грей (Эллен Помпео).

«Чем конкретнее вы представляете, кем являются ваши персонажи и что за мир их окружает, тем лучше выйдет сценарий. Любой может сказать: «Я хочу создать медицинское шоу». Но вам нужно сделать медицинское шоу о чем-то очень конкретном, чтобы это было оригинальной идеей», — делилась Раймс секретом успеха своего сериала о буднях врачей.

С писательской карьерой она окончательно определилась незадолго до выпускного. Окончив с отличием католическую среднюю школу, полная надежд, она поступила в Дартмутский колледж, где изучала драматургию. Получив степень бакалавра, отличница и перфекционистка Раймс нацелилась на Школу кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, чтобы освоить сценарное мастерство.

Перспективная и пробивная Раймс без труда попала в учебное заведение мечты, где получила степень магистра искусств. Занятия в киношколе она совмещала с бесконечными подработками, а по ночам писала сценарии, которые, к сожалению, оставались нереализованными. Как начинающий сценарист Раймс осознавала ненадежность выбранной профессии, ведь новоиспеченные авторы тратили по десять лет на то, чтобы продать историю. Она не собиралась раньше времени опускать руки и верила, что ее талант заметят.

Раймс устроилась на несколько заурядных работ сразу, в том числе в психиатрическую больницу, чтобы обеспечить себе скромную жизнь в Голливуде. Спустя три года, в 1998-м, ей удалось продать свой сценарий кинокомпании New Line Cinema. Раймс, которая еще в университете прославилась своей многозадачностью, выступила автором, режиссером и продюсером короткометражной драмы «Цветение и вуали» (Blossoms and Veils) с Джадой Пинкетт-Смит в главной роли.

Ворвавшись в киноиндустрию, амбициозная писательница продолжила придумывать истории. Вскоре ей предложили создать сценарий к байопику HBO «Познакомьтесь с Дороти Дэндридж» (1999). Шонда не раздумывая согласилась. Фильм о карьере знаменитой афроамериканской актрисы и певицы Дороти Дэндридж, которая стала первой темнокожей женщиной, получившей номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучшая актриса», вышел достойным в том числе благодаря блестящему сценарию Раймс.

Однако после первого триумфа в уверенно стартовавшей карьере произошел провал. Раймс написала сценарий к молодежной комедии «Перекрестки» (2001) с Бритни Спирс, но картина была разгромлена критиками и вдобавок провалилась в прокате. Кроме того, после трагедии 11 сентября Раймс в корне пересмотрела свои жизненные приоритеты.

Осенью 2001 года она отложила работу над новым сценарием и решила, что срочно хочет стать матерью. Причем в списке планов на ближайшее будущее не было цели выйти замуж — она хотела воспитывать детей самостоятельно. «Я не хочу, чтобы в моем доме присутствовал муж. Я никогда не хотела замуж. Я никогда не играла в невесту. Мне это никогда не было интересно», — позже призналась Раймс в интервью Опре Уинфри.

Зато в роли родителя она всегда видела себя отчетливо и призывала общество переосмыслить отношение к материнству: «Я считаю оскорбительным называть материнство работой. Быть матерью — это не работа. Быть матерью — значит быть тем, кем ты являешься. Это то, кем я являюсь». По ее мнению, публичное восхищение страданиями и жертвенностью женщины с ребенком «выглядит унизительно и оскорбляет саму суть родительства».

Раймс мечтает однажды создать свою серию поздравительных открыток ко Дню матери, на которых, по ее словам, будет написано примерно следующее: «С Днем матери мою маму, которая научила меня быть сильной, быть влиятельной, независимой, конкурентоспособной, яростно отстаивать свои права и бороться за то, что я делаю».

Своих дочерей — Харпер, Эммерсон Перл и Беккетт (первые две — приемные, а третью родила суррогатная мать) — Раймс воспитывала в том же духе: вдохновляла на свершения, учила любить себя и никогда не сдаваться. Свою старшую, Харпер, она удочерила в 2002 году. Тогда Раймс поставила карьеру на паузу и все время уделяла ребенку. Постоянно находясь дома с Харпер, Раймс открыла для себя удивительный мир телешоу и поняла, что хочет его изменить. Вдохновившись процедуралами, она взялась за написание сериала о женщинах — военных корреспондентах для канала ABC, но шоу в итоге не получило зеленый свет. Зато впереди ждало широкое признание.

В 2005 году бесстрашная Раймс основала собственную продакшен-компанию Shondaland, главной миссией которой она в то время считала продвижение этнического и гендерного разнообразия на экране. В том же году, став шоураннером, она выпустила первый сезон телесериала «Анатомия страсти» для ABC, который впоследствии оказался невероятно популярным и получил «Золотой глобус», а также три номинации на премию «Эмми».

Долгоиграющую драму о ежедневном труде врачей в больнице «Сиэтл Грейс» Шонда стремилась максимально приблизить к реальной жизни, потому что опыт работы в нескольких клиниках позволял ей добиться аутентичности на экране. В середине нулевых Раймс совершила настоящую революцию на телевидении. Она поместила в центр медицинского процедурала не только врачей с белой кожей, как это было прежде. Сильные героини «Анатомии страсти» впечатляли решительностью и сложностью характера, цепляли честностью и наглостью. «Я пишу героинь, которые говорят, как моя мать, как мои друзья… Я никогда не чувствовала, что то, что они говорят, было диким. Мы делаем телевизионных персонажей похожими на обычных людей в реальном мире. Мы просто стараемся говорить правду», — объясняла Раймс.

Уже в «Анатомии страсти», которая не только прогрессивно изображала женщин-врачей, но также поднимала проблемы харассмента, сексизма и расизма, Раймс транслировала собственные убеждения. Шоураннер знакомила зрителей с решительными, принципиальными и самоуверенными героинями, которые добивались поставленных целей и напоминали саму Раймс. Такой, например, была эгоистичная и упрямая кардиохирург Кристина Янг в исполнении Сандры О. Шоураннера совершенно не интересовали скромные, тихие и исключительно добродушные героини. Ей нравились успешные, целеустремленные и бесстрашные женщины, которые могли вдохновить зрительниц.

Раймс зареклась ставить во главе своих сериалов неправдоподобных героинь и сдержала слово не только в успешном спин-оффе «Анатомии страсти» — «Частная практика» (2007–2013), но и в шоу «Скандал» (2012–2018).

В основу политического триллера ABC «Скандал» легла история кризисного менеджера Джуди Смит (в сериале ее зовут Оливия Поуп), которая до этого возглавляла пресс-службу Джорджа Буша-старшего. Главную героиню, создавшую собственное агентство для решения проблем высокопоставленных людей до того, как они станут общественным достоянием, блестяще сыграла Керри Вашингтон. Актриса, воплотившая бескомпромиссную и расчетливую героиню, стала первой темнокожей женщиной, получившей центральную роль в телевизионной драме за последние 40 лет.

Таким образом Шонда Раймс боролась за расширение репрезентации афроамериканок в сериалах и продолжила это делать в своем следующем продюсерском хите — «Как избежать наказания за убийство» (2014–2020). Эта криминальная драма рассказывала историю первоклассного адвоката по уголовным делам и профессора права Аннализ Китинг (Виола Дэвис), которая ловко совмещала работу с преподаванием в Миддлтонском университете.

На протяжении шести сезонов героиня чередовала распутывание сложнейших кейсов с решением личных проблем. Хозяйка Shondaland Шонда Раймс снова привела на американское телевидение сильную героиню, которая была профессионалом своего дела, но при этом казалась уязвимой. Аннализ Китинг переживала депрессивные эпизоды, боролась с алкогольной зависимостью и вместе со студентами ввязывалась в преступления. За главную роль Виола Дэвис удостоилась премии «Эмми» и вошла в историю как первая темнокожая женщина, которая победила в номинации «Лучшая актриса драматического телесериала».

Впрочем, сама Шонда Раймс отрицает, что вопрос этнического и гендерного разнообразия стоит для нее на первом месте, когда она работает над очередным проектом. «Не думаю, что мне когда-либо приходила в голову идея: «Мы собираемся показать разнообразную группу людей!» Я просто хотела видеть на телевидении людей, похожих на меня. Я хотела видеть на телевидении людей, похожих на моих друзей. И мне не нравились многие женщины на телевидении, потому что они не казались реалистичными. Речь шла только о людях, за которыми я хотела наблюдать, и о людях, которые чувствовали себя похожими на людей, которых я знала. Вот что мы в итоге сделали», — рассказывала Раймс о сериалах «Анатомия страсти», «Скандал» и «Как избежать наказания за убийство».

Следующим глобальным достижением в карьере Шонды Раймс стали «Бриджертоны» (2020). Пока в 2017 году в прессе и соцсетях обсуждали экстремальное похудение Раймс (она сбросила почти 70 кг из-за плохого самочувствия, а не ради того, чтобы соответствовать конвенциональным стандартам), шоураннер ушла с телеканала ABC после десятилетнего сотрудничества и заключила контракт с Netflix стоимостью $100 млн.

Непревзойденной королеве прайм-тайма работа над сериалом для стримингового сервиса казалась сложным испытанием, поэтому на переговорах с руководством платформы Шонда вела себя бескомпромиссно. «Мне стало совершенно ясно, что они все сделают так, как я хочу», — призналась она позже. И все же Раймс сильно переживала, что будущий сериал по популярной серии романов Джулии Куинн не окупится, ведь после разрыва отношений с компанией ABC шоураннер полагалась только на себя и свое детище Shondaland.

Вопреки опасениям Раймс, которой раньше приходилось бороться за более высокие гонорары, расходы на первый сезон «Бриджертонов» оказались оправданны: шоу стало самым просматриваемым проектом Netflix на тот момент. В фанаты сериала записалась даже Хиллари Клинтон, которая призналась автору, что не может перестать думать о герцоге Гастингсе. Секрет помпезных, ярких и интригующих «Бриджертонов», сосредоточенных на светской жизни альтернативного Лондона эпохи Регентства, был прост: эскапизм в стиле Royalcore еще никогда не выглядел столь соблазнительно.

Сериал изначально заявил себя дамским романом эпохи феминизма: любовные похождения, балы, скандалы и интриги в высшем обществе элегантно соседствовали с сюжетами о женской эмансипации от общественных и культурных стереотипов.

Центральной героиней первого сезона была Дафна Бриджертон, которая в браке с герцогом Гастингсом исследовала сексуальность и со временем осознала приоритетность собственных желаний. Второй и не менее удачный сезон костюмной драмы, над которым шефствовала Шонда Раймс, фокусировался на метаниях дерзкой и самодостаточной Кейт Шармы между сестринским долгом и чувствами к мужчине. Последний на данный момент сезон «Бриджертонов» раскрывает характер недооцененной Пенелопы Фезерингтон, которая искренне ищет ключ к личному счастью вопреки светским предрассудкам.

А вот спин-офф сериала, посвященный юности королевы Шарлотты, — история, которой Шонда по-настоящему гордится. О судьбе героини, чьим прототипом стала София Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая, шоураннер поведала с особым удовольствием: «Это история о женщине, которая обретает себя. Это история о дружбе, о власти, о политике. Мне нравилось писать о ней больше, чем о любом другом персонаже». Раймс сосредоточилась на браке молодой Шарлотты с британским королем Георгом III, в котором царили любовь и дружба. Критики назвали спин-офф лучшей мелодрамой во вселенной «Бриджертонов», но нашлись и те, кого не устраивала темнокожая королева, хотя некоторые историки предполагали, что Шарлотта имела португальско-африканское происхождение.

На все претензии к цвету кожи главной героини Раймс отвечала: «Я рассказываю истории, которые сама хочу смотреть. У меня нет высокомерия, чтобы думать: «О, это все я и мои мысли». Но истории, которые мы выпускаем, явно вызывают отклик. Я хочу видеть истории о женщинах у власти, о темнокожих женщинах у власти. Я совершенно не думаю о том, как их воспринимают».

К слову, Шонда Раймс тяготеет не только к экранизациям бульварных романов и драмам о женщинах, наделенных властью, но и питает слабость к биографиям преступниц. Она, например, всерьез заинтересовалась реальной историей русской мошенницы Анны Сорокиной, которая притворялась богатой наследницей Анной Делви, проживая в Нью-Йорке, и вытягивала из представителей американской элиты баснословные суммы денег.

На основе этого криминального кейса Раймс создала очередной хитовый сериал — «Изобретая Анну» (2022). Чтобы составить психологический портрет Сорокиной, шоураннер даже запросила видеоинтервью с преступницей, но лично с ней не общалась, потому что боялась попасть под обаяние Анны и утратить объективность.

«Я знала две вещи: либо люди влюблялись в нее и теряли бдительность, либо они ненавидели ее до глубины души и просто не могли с этим справиться. И я понимала, что не хочу оказаться в ситуации, когда у меня возникнут чувства к этому человеку, которые будут определять то, как я собираюсь рассказать эту историю. Я бы не хотела говорить про нее: «Ох, эта бедная девочка». Возможно, я действительно не думала, что она такой монстр».

Для Шонды Раймс не существует табуированных тем — она берется за любые проекты, которые находят у нее эмоциональный отклик. Неслучайно Раймс как-то провела целый год, говоря «да» всему, что ее пугало. Но прежде всего Шонда заинтересована в популяризации крутых и многогранных героинь в сериалах. Таким образом Раймс отдает дань уважения женщинам, которые работают с ней в индустрии.

Одна из самых высокооплачиваемых шоураннеров современности (ее состояние оценивается в $240 млн) считает, что своим головокружительным успехом она обязана всем предшественницам. «Чтобы пробиться через «стеклянный потолок» на другую сторону, нужно было всего лишь пойти по тропе, проложенной другими женщинами. Я просто оказалась в нужное время в нужном месте».

Поделиться
Авторы
Теги