Святая грешница: карьера легенды европейского артхауса Изабель Юппер

. Картина «Нужды путешественника» с ней в главной роли выходит в прокат

В российский прокат вышла картина «Нужды путешественника» с Изабель Юппер

Обновлено 23 мая 2024, 09:12
Французская актриса Изабель Юппер на красной дорожке Met Gala. 6 мая 2024 года
Фото: Dia Dipasupil / Getty Images

Французская актриса Изабель Юппер на красной дорожке Met Gala. 6 мая 2024 года

С 23 мая в российских кинотеатрах можно посмотреть драму южнокорейского режиссера Хон Сан Су «Нужды путешественника». Главную роль в фильме, получившем Гран-при жюри Берлинского международного кинофестиваля — 2024, исполнила Изабель Юппер. Актриса трепетно сыграла француженку Ирис, которая перебралась в Южную Корею и не без труда начала жизнь с чистого листа.

Кинокритик Мария Ракитина, воспользовавшись случаем, вспоминает творческий путь иконы европейского артхауса. На протяжении 50 лет в кино она берется за самые провокационные роли, воплощает преступниц, секс-работниц, деструктивных матерей и склонных к саморазрушению женщин, бросает вызов обществу и подтверждает свой статус абсолютно бесстрашной актрисы.

Печальные сказки и смелые образы

Изабель Юппер родилась в Париже в обеспеченной семье промышленника Раймона Юппера, занимавшегося изготовлением сейфов, и учительницы английского языка в частной школе Анник Бо. Актриса была младшей из пятерых детей и отличалась «огромным любопытством, открытостью и толерантностью к искусству».

В детстве ее тянуло к сказкам Ханса Кристиана Андерсена, больше всего — к «Девочке со спичками» и «Русалочке». Юппер уверена, что роли этих несчастных героинь идеально бы ей подошли. В юности она не осознавала собственной привлекательности и считала себя девушкой «без лица»: «Я была очень бледная и со всеми этими веснушками, поэтому мое лицо казалось неопределенным. Это было очень неприятное чувство». Уже в зрелом возрасте Юппер поняла, что ее комплексы по поводу внешности не были обоснованными. «Даже в молодости я никогда не вела себя как красивый человек. Я никогда по-настоящему не доверяла себе в этом отношении, но сейчас, оглядываясь назад, я думаю: «О, на самом деле со мной все было в порядке», — делилась она.

Первым фильмом, который будущая звезда артхауса посмотрела в кинотеатре, была «Моя прекрасная леди». Одри Хепберн юная Юппер считала своим кумиром.

Мечта об актерской жизни родилась у Юппер еще в шестилетнем возрасте, когда та увидела по телевизору военную драму «Летят журавли» Михаила Калатозова, в 1958 году победившую в Каннах.

Трагическая история двух влюбленных, навсегда разлученных войной, произвела на Юппер неизгладимое впечатление. «Я до сих пор помню каждый кадр. Этот фильм меня так поразил...Особенно финал — та последняя сцена, где Вероника идет на вокзал, чтобы найти своего возлюбленного, Бориса. Вот великая русская актриса Татьяна Самойлова идет по платформа в белом костюме… Она идет, идет, проходит мимо поезда и понимает, что любимого там нет. Она плачет, а затем встречает этого старика, который говорит что-то вроде: «О, моя маленькая, ты должна сохранять надежду и ты должна жить, жить, что бы ни случилось», — и внезапно на ее заплаканном лице появляется смутная улыбка», — вспоминала Юппер. На последних кадрах «Летят журавли» маленькая Изабель осознала всю силу актерского мастерства: «Самойлова подарила нам слезы и улыбку одновременно, и даже спустя столько лет я отчетливо представляю это в своей голове…»

Театральный старт и первые роли в кино

Желанием стать актрисой, еще будучи школьницей, Юппер поделилась с матерью. Анник Юппер, урожденная Бо, с малых лет прививала детям любовь к искусству, поэтому с радостью благословила целеустремленную дочь. В 15-летнем возрасте девушка поступила в Консерваторию Версальского гранд-парка (Conservatoire de Versailles Grand Parc), где брала уроки фортепьяно. Затем изучала славянские языки в университете и посещала Высшую национальную консерваторию драматического искусства.

В Сорбонне всерьез увлеклась театром. Сначала мелькала на сцене «Комеди Франсез» в небольших ролях, но благодаря упорству и таланту со временем доросла до театра «Одеон», где блистала в образах Орландо, Марии Стюарт и Медеи, а в Жанну Д'Арк перевоплощалась в Опере Бастилии (Opera Bastille). Спектакли Юппер совмещала со съемками в кино, начиная с 1971 года, когда случился ее дебют на экране. В 18-летнем возрасте она сыграла небольшую роль девочки-подростка в телефильме «Пруссак», а затем примерила то же амплуа в драме Нины Компанеец «Фаустина и жаркое лето» (1972).

Внимание маститых европейских режиссеров Юппер привлекла два года спустя коротким появлением в финале провокационной драмы «Вальсирующие» (1974) Бертрана Блие. Актриса сыграла скучающую дочь французских буржуа Жаклин, которая призналась в ненависти к отцу и сбежала от мещанского образа жизни с тремя преступниками-анархистами.

Всего за десять минут Юппер передала вызывающую грубость 16-летней девушки, перешедшую в приступ отчаяния. За столь короткое время героиня прошла через сепарацию от снобов-родителей, первый сексуальный опыт и осталась одна на перепутье.

Драматический перформанс в «Вальсирующих» затмила ее первая большая роль в «Судье и убийце» (1976). В криминальном триллере Бертрана Тавернье Юппер пронзительно сыграла любовницу судьи Руссо, которому предстояло вынести приговор «французскому потрошителю». Героиня Роз, единственная из всех персонажей, оставалась беспристрастной по отношению к маньяку, строящему из себя сумасшедшего, чтобы избежать казни.

Сломленные героини

После серьезной, но пока не главной роли в «Судье и убийце» Юппер предельно честно сыграла наивно влюбленную Беатрис в «Кружевнице» (1977) Клода Горетта. Светлые чувства юной героини обернулись трагедией: не выдержав предательства эгоистичного Франсуа, девушка оказалась в психиатрической больнице.

За душераздирающей «Кружевницей» последовала одна из главных картин в карьере Юппер. В основанной на реальных событиях «Виолетте Нозьер» (1978) Клода Шаброля актриса слилась с глубоко несчастной француженкой, которая обкрадывала родителей и занималась секс-работой, чтобы помочь расчетливому любовнику. 18-летнюю Виолетту Нозьер, в 1933 году отравившую мать и отца, Юппер показала жертвой тяжелых обстоятельств, а не хладнокровной убийцей. В фильме месть за сексуализированное насилие и получение наследства были основными мотивами для преступления, совершенного отчаявшейся девушкой.

Образ падшего ангела принес Юппер серебряную премию за лучшую женскую роль на 31-м Каннском кинофестивале и вторую номинацию на «Сезар» после «Кружевницы». Именно «Виолетта Нозьер» открыла темную сторону французской актрисы. С тех пор режиссеры звали Изабель на роли сложных, порочных и часто отталкивающих героинь.

Юппер соглашалась на эксперименты и чередовала полностью противоположные амплуа, чтобы не повторяться. Она непременно проникалась сочувствием к сломленным женщинам, часто — секс-работницам, которые страдали по чужой вине («Подлинная история дамы с камелиями», «Форель»). Искала причины деструктивного поведения героинь и углублялась в психоанализ («Церемония», «Пианистка»). А иногда и вовсе изображала дьявола в человеческом обличье («Моя маленькая принцесса», «В объятиях лжи»).

Одержимые, опасные и трагичные

Играя любвеобильную мадам Бовари у Клода Шаброля или женщину, одержимую мыслями о суициде («Малина»), пианистку Эрику с садомазохистскими фантазиями или бизнесвумен Мишель, жаждущую мести за сексуализированное насилие в триллере «Она» Верховена (премия «Сезар» и номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль), Юппер целиком разделяет душевные терзания героинь. «Мне нравится браться за необычных персонажей, а затем делать их максимально нормальными, потому что мы все знаем, что за «нормальным» всегда скрывается трагедия. Вот что мне больше всего нравится в актерстве — играть с противоречиями. Пытаться понять, как добро и зло могут сосуществовать вместе», — объясняет актриса.

Самую откровенную роль в карьере она явила миру в 2001 году. В «Пианистке» Михаэля Ханеке Юппер самоотверженно погрузилась в болезненную историю профессора Венской консерватории Эрики. Та держала учеников в ежовых рукавицах, но вдали от чужих взглядов занималась самоистязанием и сходила с ума по вине деспотичной матери. Юппер тонко улавливала прогрессирующее безумие героини и постепенно раскрывала грани травмированной личности. К селфхарму пианистка прибегала, чтобы временно обрести контроль над собственным телом, а в нездоровом романе со студентом Вальтером (Бенуа Мажимель) преломляла отношения с матерью (доминирование и подчинение).

К роли Эрики актриса подошла со свойственным ей мазохизмом, хотя в интервью отшучивалась, мол, страдания в кино не соответствуют действительности. «Возьмем, например, ту сцену, где я калечу себя. На экране это выглядит ужасно, но когда ты это делаешь, в этом нет ничего страшного», — говорила Юппер. «Пианистка» принесла актрисе серебряную премию за лучшую женскую роль в Каннах и звание одной из самых бесстрашных актрис своего поколения.

Ханеке, Годар и классика литературы

Австрийского режиссера Михаэля Ханеке Юппер покорила «ледяным интеллектуализмом», а представителей французской «новой волны» сразила полной самоотдачей творческому процессу. Юппер снялась в двух фильмах Жана-Люка Годара. В драме «Спасай, кто может (свою жизнь)» (1980) она сыграла потерянную секс-работницу Изабель, а в трагикомедии «Страсть» (1982) — музу эксцентричного режиссера. Сотрудничество с Клодом Шабролем оказалось более плодотворным и растянулось на семь картин («Женское дело», «Мадам Бовари», «Церемония», «Ставки сделаны», «Спасибо за шоколад», «Комедия власти»).

О работе с этим режиссером Юппер отзывалась так: «Я всегда чувствовала себя бабочкой, попавшей в его сеть. Ты можешь летать, но в то же время у тебя есть ограничения, к которым должен стремиться актер». Из всех ролей у Шаброля самые сильные — невинно-страстная Эмма Бовари в экранизации романа Флобера и искусительница Жанна в «Церемонии». Перевоплощение во вторую героиню, вдохновляющую служанку на убийство буржуа, принесло Юппер первую премию «Сезар». Своих преступниц актриса обычно наделяла фирменной невозмутимостью. В «Женском деле» (1988) предприимчивая Мари Латур проводила подпольные аборты, чтобы выжить в оккупированной нацистами Франции.

Культовый американский кинокритик Роджер Эберт писал про игру Юппер: «Она полностью владеет своим лицом и с безразличием смотрит в пустоту». «Церемония» вслед за «Женским делом» принесла актрисе Кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале.

Из известных французских режиссеров актриса прекрасно поладила с Франсуа Озоном и Клер Дени. У первого снялась в двух криминальных комедиях. В «8 женщинах» (2002) Юппер уморительно сыграла невротическую старую деву Огюстину, которая постоянно язвила, застегивалась на все пуговицы и собирала волосы в тугой пучок.

Клер Дени, Хон Сан-су и феминизм

Актриса, которая жаловалась, что ей не часто предлагают мейнстримные роли, наконец получила передышку в детективном водевиле, где могла петь и плясать. В «Моем преступлении» (2023) Юппер вновь продемонстрировала комедийный шарм, перевоплотившись в звезду немого кино Одетт Шометт, которая застрелила одиозного продюсера. У Клер Дени в «Белом материале» (2009), напротив, она была верна драматическому дару и переживала персональный кризис на фоне революции в неназванной африканской стране. С неожиданно мягкой стороны Юппер раскрыл знаковый южнокорейский режиссер Хон Сан-су. В меланхоличных комедиях «В другой стране» (2012) и «Камера Клэр» (2017) актриса нежно играла женщин, сбившихся с пути и заново открывающих себя.

В «Нуждах путешественника» (2024) Юппер чутко передала эмоциональное состояние француженки Ирис, эмигрировавшей в Южную Корею. Героиня без прошлого располагала к себе людей разговорами о музыке и поэзии, но периодически впадала в прострацию, ведь будущее казалось ей неопределенным.

С нулевых и по сей день единственным правилом, которым Юппер руководствуется при выборе ролей, является инстинктивное влечение к персонажу. Ее одинаково будоражат как деспотичные матери, так и одинокие женщины с замашками садистов, а иногда все сразу.

Она убедительно играет матерей, которые домогаются сыновей («Моя мать» Кристофа Оноре) и зарабатывают на сексуализации дочерей («Моя маленькая принцесса» Евы Ионеско). И с огромным интересом воплощает как вдову с психопатическими наклонностями в «Объятиях лжи» (2018), так и покровительницу художника-бунтаря маркизу Констанцу Сфорцу Колонну в «Тени Караваджо» (2022).

Юппер в равной степени привлекают противоречивые грешницы («Ева») и скорбящие странницы («Сидони в Японии»). Актриса утверждает, что большинство ее ролей обусловлены феминизмом.

«Меня никогда не просили быть женщиной, сидящей позади мужчины, женщиной, придающей мужчине ценность. Единственное место, которое я могла занять, было главное место».

Впрочем, она не считает появление большего количества сильных героинь в кино важнейшим достижением нашего времени. «Это, конечно, по-феминистски — отдавать главную роль в фильме женскому персонажу. Но я думаю, что феминистскому движению нужно добиваться более серьезных целей. Например, равной оплаты труда для мужчин и женщин, гендерного равенства на работе, лучшего обращения с женщинами во многих ситуациях», — объясняет она.

Актриса поддерживает французское движение против сексуализированного насилия Moi Aussi (аналог американского #MeToo), а большим шагом к Women's empowerment в киноиндустрии считает то, что президентами жюри международных смотров все чаще становятся женщины. 71-летняя Юппер возглавит жюри предстоящего 81-го Венецианского кинофестиваля, где обещает «внимательно взглянуть на мир, объединенный различиями наших вкусов и идей».

Поделиться
Авторы
Теги