Рене Зеллвегер — 55 лет: вспоминаем лучшие роли актрисы
. От «Джерри Магуайера» до «Бриджит Джонс» и «Джуди»Перечислены лучшие фильмы актрисы Рене Зеллвегер, которой исполнилось 55 лет
25 апреля обладательнице двух «Оскаров» Рене Зеллвегер исполняется 55 лет — весомый повод вспомнить как развивалась ее карьера: начав с трешевых хорроров, она стала одной из главных звезд Голливуда.
Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина прослеживает ее путь в кинематографе.
«Джерри Магуайер»
Режиссер Кэмерон Кроу, 1996 год
Когда я говорю про треш-хорроры, я не шучу. В начале карьеры и еще живя в родном Хьюстоне (Техас), Зеллвегер снялась в четвертой части «Техасской резни бензопилой» — до того плохом фильме, что рецензентам даже было жалко карандаша на ругань — главным образом потому, что низкий уровень сценария пугал сильнее орудующего в картине маньяка. Но именно благодаря этому фильму в карьере Зеллвегер произошли две важные вещи: снявшийся с ней молодой Мэттью Макконахи надоумил актрису переехать в Лос-Анджелес — Мекку кино, где рождается магия; а рецензировавший фильм обозреватель Variety Джо Лейден при всем изобилии в нем очевидных неудач внезапно резюмировал, что Рене Зеллвегер — новая королева крика и достойная наследница Джейми Ли Кёртис (ее карьера тоже началась с ужастика — с культового «Хэллоуина»).
Этого заряда мужского одобрения хватило Зеллвегер на то, чтобы последовать совету Макконахи (она перебралась в Город ангелов) и доказать Лейдену, как он неправ — она намного больше, чем очередная миловидная девица из очередного хоррора категории «Б».
Первой прорывной ролью для актрисы стала спортивная драма «Джерри Магуайер» с Томом Крузом в главной роли. Собственно, этот фильм словно под него и делался — Круз здесь выкладывается на все 100%, играя незадачливого спортивного агента, который так заврался и запутался в жизни, что с ним никто не хочет иметь дела. А нет клиентов — нет и щедрых процентов от больших контрактов.
И хотя фильм стал своего рода классикой жанра, состарился он сомнительно: героиня Зеллвегер далека от высоких стандартов women empowerment эпохи #MeToo. Дороти Бойд — молодая вдова и мать-одиночка. Она работает вместе с Джерри Магуайером в одной компании, и, когда тот по собственной дурости увольняется без видимых причин, она единственная, кто покорно следует за ним в неизвестность.
Кажется, что умение слепо обожать мужчин — ее главное качество (по мере развития сюжета он не раз ответит на ее преданность подлостью), а сама она введена в сюжет, только чтобы отражать все величие актерской игры Круза. Доказательством этому служит тот факт, что из фильма в список величайших киноцитат попали две фразы: его твердое «Покажи мне деньги!» и ее покорное «Я была твоя уже на «Здравствуйте». Почувствуйте разницу. Но «Джерри Магуайер» стал большим хитом, а Зеллвегер за роль кроткой Дороти получила номинации от Национального совета кинокритиков США и Гильдии киноактеров, а также номинацию на премию «Спутник». Начало было положено, и то ли еще будет.
«Истинные ценности»
Режиссер Карл Франклин, 1998 год
Спустя два года на экраны вышла семейная драма «Истинные ценности», в которой Зеллвегер играла с живыми легендами — Мерил Стрип и Уильямом Хёртом. Фильм Карла Франклина — тихая ода семье, которая может сводить с ума, но и позволяет обрести островок мира и тепла.
Героиня Зеллвегер, амбициозная журналистка Эллен, строит успешную карьеру в Нью-Йорке. Когда выясняется, что ее мать тяжело больна, она возвращается домой, чтобы начать ухаживать за ней. Это возвращение к близким подсвечивает множество неразрешенных конфликтов из прошлого: накопившиеся взаимные обиды, недосказанность со стороны родителей (шкаф отца Эллен полон своих скелетов) и проблемы с коммуникацией всех со всеми. Однако трагедия, которая должна была лишить всех остатка сил, дает судьбам героев новый спасительный импульс.
«Дневник Бриджит Джонс»
Режиссер Шэрон Магуайр, 2001 год
В начале нулевых Зеллвегер берет курс на комедии: снимается в очаровательном драмеди «Сестричка Бетти» (роль принесла ей первый в карьере «Золотой глобус»), комедии «Я, снова я и Ирэн» (на съемках у нее завязался короткий роман с исполнителем главной роли Джимом Керри) и в экранизации хитового романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» (первая оскаровская номинация Зеллвегер).
Бриджит Джонс — обычная жительница мегаполиса, которой немного за 30. Она вечно недовольна своим телом, отсутствием налаженной личной жизни и шаткими отношениями с семьей. Но однажды жизнь Джонс круто меняется, когда на работе ею начинает откровенно интересоваться начальник-ловелас Дэниел (Хью Грант), а потом и неприступный молчун Марк (Колин Фёрт). Оказавшись в любовном треугольнике, неуклюжая героиня не верит своему счастью — впервые из второстепенного персонажа она превратилась в главную героиню романа своей жизни.\
Успех «Дневника Бриджит Джонс» был заложен еще книгой Филдинг — смелой, сатиричной и очень живой историей о женщине нового времени. Ее Бриджит Джонс — комок неуклюжести, детской наивности и тараканов в голове. Но этим она и подкупает — да, она не идеальная, но зато настоящая. И именно за это ее в итоге полюбят.
Джонс стала иконой целого поколения, хотя и ее, если подвергнуть свежей ревизии, есть за что «поругать». Например, все промо фильма (и его сиквела) строилось на том, что сыгравшая Джонс Зеллвегер специально для роли набрала лишний вес, потому что героиня — обладательница неидеальной фигуры (к третьему фильму актриса так устала набирать и сбрасывать, что играла как была — в своей форме). Но если пересмотреть картину сейчас, очевидно, что Джонс выглядит нормально и ожирением не страдает. Можно, конечно, свести к тому, что все проблемы героини были лишь в ее голове (что отчасти правда), но по воле автора (а потом и маркетологов фильма) почему-то вопрос ее внешности вывели на первый план.
«Белый Олеандр»
Режиссер Питер Козмински, 2002 год
Еще одна успешная экранизация в карьере Зеллвегер. «Белый Олеандр» основан на одноименном романе Джанет Фитч. В центре истории юная Астрид (Элисон Ломан), страдающая от ментально нестабильной матери Ингрид (Мишель Пфайффер). После того как мать оказывается за решеткой, отравив любовника, Астрид сперва попадает в приют, а затем в семью актрисы Клэр Ричардс (Рене Зеллвегер). После череды утрат и сильных потрясений именно в доме Клэр героиня обретает спокойствие и надежду на счастливое будущее. Хотя и этим мечтам не суждено сбыться.
Зеллвегер сыграла второстепенную героиню, но сделала это так самозабвенно, что ее Клэр кажется настоящим сердцем истории. Картина получила высокие оценки критиков, пусть и не став финансово успешной: при бюджете $16 млн фильм заработал всего $21,7 млн. Но проекты, подобные этому, создаются не для покорения бокс-офиса, оставаясь скорее имиджевыми «вложениями» в портфолио актеров и актрис.
«Чикаго»
Режиссер Роб Маршалл, 2002 год
Нулевые отметились повальной модой на киномюзиклы (тогда мы получили в том числе «Мулен Руж» и «Призрак оперы»). В 2002 на экранах блистал «Чикаго» — адаптация одноименной бродвейской постановки. Картина получила 13 номинаций на «Оскар», взяв шесть статуэток, и принесла Рене Зеллвегер первый восьмизначный гонорар ($10 млн за роль). А фильм, заработав в мировом прокате больше $300 млн, стал самым прибыльным проектом студии Miramax. Хайпа вокруг него хватило даже на то, чтобы адаптировать оригинальный мюзикл в России. Сделал это Филипп Киркоров, но постановка провалилась, а заграничная история так и не прижилась на российской почве.
Мюзикл «Чикаго» основан на двух реальных громких убийствах, произошедших в начале ревущих 1920-х. Но еще это история о том, куда приводит внезапная слава. Молодая Рокси Харт (Зеллвегер) мечтает о карьере королевы водевиля Велмы Келли (Кэтрин Зета-Джонс). Будь осторожен с желаниями! Мечта Рокси сбывается, но не так, как она планировала. Достигнув небывалых высот в шоу-бизнесе, обе героини оказываются на скамье подсудимых. Процесс становится сенсацией, а чтобы избежать наказания, в ход идут песни, танцы и природная харизма.
«Холодная Гора»
Режиссер Энтони Мингелла, 2003 год
Задав гонорарную планку до $10 млн за роль, Зеллвегер подняла статус своих проектов. Ее следующей работой стала монументальная историческая драма «Холодная Гора» Энтони Мингеллы. Режиссер собрал весь свет Голливуда, у него снялись Николь Кидман, Джуд Лоу, Натали Портман, Филип Сеймур Хоффман и другие. Бронебойный состав и сильная история обеспечили проекту место в тройке лидеров по числу номинаций на «Оскаре» 2004 года (пропустить вперед пришлось третьего «Властелина колец» и «Хозяина морей: На краю земли»). Правда, победу «Холодной Горе» принесла лишь одна Рене Зеллвегер, взяв «Оскар» в категории «Лучшая актриса второго плана».
События разворачиваются во время кровавого периода Гражданской войны в США. Американский конфедерат Инман (Джуд Лоу) добирается с линии фронта домой, в Холодную Гору (Северная Каролина), где его дожидается возлюбленная Ада (Николь Кидман). Ада всеми силами пытается выжить в разоренном тылу, а на помощь ей приходит бойкая, но хозяйственная бродяжка Руби (Зеллвегер), которая впоследствии станет ее близкой подругой.
«Нокдаун»
Режиссер Рон Ховард, 2005 год
В перерыве между очередным «Дневником Бриджит Джонс» и байопиком о детской писательнице Беатрис Поттер Зеллвегер снялась в драме. Картина основана на реальной истории боксера Джеймса Брэддока и его семьи во время Великой депрессии. После череды досадных поражений и из-за воцарившейся в стране нищеты Брэддок (его играет Рассел Кроу) вынужден оставить спорт и браться за любую работу, чтобы прокормить жену Мэй (Зеллвегер) и детей. При этом он надеется однажды вернуться на ринг. И такой шанс действительно подворачивается: заменяя другого боксера, Брэддок соглашается на бой с действующим чемпионом мира. Этот бой либо впишет его имя в историю, либо станет самым болезненным поражением в карьере.
«Нокдаун» словно натянутая струна. В фильме много настоящей боли героев, на которых жизнь то и дело обрушивает страшные удары — и за пределами ринга они оказывались даже больнее. И хотя главным героем истории является Брэддок в исполнении Кроу, Зеллвегер в кадре ему ничуть не уступает. Ее героиня хрупка и ранима лишь на первый взгляд, а внутренне она такой же боец, как ее муж.
«Мисс Поттер»
Режиссер Крис Нунен, 2006 год
Хотелось бы пофантазировать, что это приквел к «Гарри Поттеру», но нет. Байопик английской писательницы и иллюстратора Беатрикс Поттер, написавшей «Сказку о Кролике Питере», идет вразрез с «Бриджит Джонс» и «Джерри Магуайером». Героиня Зеллвегер здесь не просто культовая фигура для литературного мира, но женщина, которая бросила вызов традиционному общественному укладу.
В викторианской Англии, когда многие женщины мечтали лишь о выгодном замужестве, Беатрис строила успешную писательскую карьеру. И это в эпоху, когда не только осуждалось свободомыслие женщин, но они в принципе не рассматривались равными мужчинам, — какая уж тут писательская карьера!
Фильм про творчество и личную жизнь Поттер, которая была полна лишений и утрат. Это нежный портрет писательницы, придумавшей счастливый мир детства без страданий и боли. За свою работу Зеллвегер получила очередную номинацию на «Золотой глобус».
«Джуди»
Режиссер Руперт Гулд, 2019 год
После растянувшегося на несколько лет затишья в карьере в 2019-м Зеллвегер триумфально вернулась в строй. В байопике «Джуди» актриса стала легендой Голливуда Джуди Гарленд из «Волшебника страны Оз». За эту роль актриса получила свой второй «Оскар», «Золотой глобус» и ряд других наград.
Драма Руперта Гулда проводит ревизию жизни Гарленд — прославившись в раннем возрасте, она фактически лишилась детства и из живого человека превратилась для индустрии в машину для зарабатывания денег. Но спустя 30 лет с момента выхода «Волшебника страны Оз» и четыре неудачных брака Джуди опустошена и потеряна. Она пытается понять, могла ли сложиться ее жизнь иначе и есть ли шанс что-либо исправить сейчас. Многие критики восторженно оценили работу Зеллвегер. Так, обозреватель Rolling Stone Питер Трэверс назвал ее актерскую игру «лучшей работой года», а критик The Observer Венди Айд посчитала, что Зеллвеггер «феноменально хороша» в этом фильме. Хотя были и недовольные, ругавшие Рене за переигрывание.
«Что/ если» и «Кое-что о Пэм»
В последние несколько лет Зеллвегер обосновалась на телевидении. В 2019 вышел неонуарный мини-сериал Netflix «Что/если», исследующий различные моральные стороны современного общества. Главная героиня Анна Монтгомери вмешивается в судьбы людей, предлагая им делать непозволительные вещи. Проект получился средним по исполнению, но Зеллвегер стала настоящим буксиром шоу, на таланте которой оно во многом и держится.
Проект телеканала ABC «Кое-что о Пэм» — самый свежий сериал с участием звезды. Это тру-крайм история по мотивам реальных событий. В 2011 году небольшой американский пригород Трой сокрушила новость о жестоком убийстве местной жительницы Бетси Фариа. Центральным подозреваемым становится ее муж Расс, которого судят и признают виновным. Но в ходе возобновленного расследования выясняется, что к преступлению причастна Пэм Хапп — близкая подруга убитой. Сильно загримированная Зеллвегер (ее костюм для имитации лишнего веса даже вызвал дискуссии о фэтфобии) играет героиню с атрофированной нравственностью, человека, давно разучившегося отличать добро от зла. И хотя проект получил смешанные отзывы критиков, работа актрисы — его неоспоримое достоинство.