Осторожно, горячо: обзор на спортивную драму Гуаданьино «Претенденты»
. Кинокритик Оля Смолина рассказывает, почему стоит посмотреть фильмВышла рецензия на спортивную драму «Претенденты» Луки Гуаданьино с Зендеей
В середине мая состоялся онлайн-релиз фильма «Претенденты» — спортивной драмы итальянского режиссера Луки Гуаданьино, наиболее известного по фильмам «Назови меня своим именем» и ремейку «Суспирии» Дарио Ардженто.
В новой работе Гуаданьино трое главных героев в исполнении Зендеи, Джоша О'Коннора и Майка Фейста играют в теннис и отношения, потеют на корте и в спальне, но чаще всего буквально не могут отделаться друг от друга. И несмотря на спортивный антураж, понятного человеческого в «Претендентах» гораздо больше, чем изматывающего физического, хотя и этого тоже хватает.
Кинокритик Оля Смолина рассказывает, почему «Претенденты» — одна из самых «горячих» новинок киносезона.
В 2006 году Патрик Цвейг (Джош О'Коннор) и Арт Дональдсон (Майк Фейст), лучшие друзья и партнеры по теннису, отравляются на Открытый чемпионат среди юниоров, где знакомятся с Таши Дункан (Зендея), восходящей звездой тенниса, на которую возлагают большие надежды. И Патрик, и Арт увлекаются девушкой: первый считает ее достойной соперницей, второй искренне очарован ее спортивным талантом. Причуды судьбы сводят Таши сначала с Патриком, а затем с Артом. Между первым и вторым романом проходит 13 фундаментально важных лет, в течение которых сильные теннисисты Таши и Патрик окончательно растрачивают свой потенциал, а вечно проигрывающий Арт становится одной из самых известных ракеток в мире. Таши выходит замуж за Арта и строит с ним маркетинговую империю, в то время как Патрик едва сводит концы с концами. В 2019 году герои вновь встречаются на корте, чтобы проиграть несколько изматывающих матчей и раз и навсегда закрыть для себя вопрос личных отношений, качеством которых все трое не то чтобы удовлетворены.
Итальянский режиссер Лука Гуаданьино долгое время снимал неприметные знойные драмы о томной грусти богатых белых людей («Большой всплеск», «Я — это любовь»), которые так и остались бы где-то на задворках кинематографа, не случись в 2017 году кудрявый бенефис Тимоти Шаламе в «Назови меня своим именем». Фильм, основанный на классической истории взросления, пленил массового зрителя чувственной телесностью (по всей видимости, позаимствованной Гуаданьино у более известного итальянского режиссера Бертолуччи) и абсолютно не голливудским эротизмом. «Назови меня своим именем» сильно выделялся на фоне того, что обычно показывали на большом экране, и этого, как ни странно, оказалось достаточно. Гуаданьино остался без «Оскара» (он ушел к сценаристу картины Джеймсу Айвори), но получил нечто несравнимо большее — любопытство публики и доверие продюсеров. Большие проекты не заставили себя ждать, а жанровый эклектизм Гуаданьино, который с легкостью переключался с медитативных драм на психоделические хорроры («Суспирия», «Целиком и полностью»), раскрывал в нем невероятно гибкого и лишенного внутренних предубеждений автора, чувствительного к любому сюжету и форме.
В «Претендентах» присущий Гуаданьино эклектизм вышел за рамки прежних масштабов: это спортивная драма, в которой удивительно мало говорят о теннисе; ромком, в котором не нашлось места для взаимной любви; напряженный триллер, где не льется ни капли крови (если не считать сломанной коленки). Даже откровенный эротизм «Претендентов», существовавший где-то на этапе трейлеров, не совсем оправдал себя. Впрочем, фильм и правда получился очень жаркий, пусть и дозы страсти в нем гораздо больше, чем собственно секса. Едва ли зритель, уверовавший в сцену со злополучным тройничком, остался в накладе: «Претенденты» возбуждают — не сплетенными голыми телами, но ощущением грядущего оргазмического пика. Разрядки приходится ждать долгих два с половиной часа.
Здесь важно отметить, что с «Претендентами» время летит незаметно: несмотря на заявленный хронометраж и скудное количество диалогов, фильм вышел очень уж динамичным, наэлектризованным эмоциональной бурей, происходящей в отношениях персонажей. Сценарий к новому опус магнум Гуаданьино писал Джастин Куритцкес, американский драматург и по совместительству супруг Селин Сонг, постановщицы нашумевших «Прошлых жизней». Как и Сонг, Куритцкес рисует романтическую линию в форме треугольника, выстраивая образцово созависимые отношения между тремя взрослыми людьми. Притом что слово «любовь» применимо для «Претендентов» лишь опционально: каждая романтическая сцена здесь — это битва трех уязвимых эго.
Психологический анамнез всех персонажей по-своему понятен и работает по типу знакомого многим треугольника Карпмана: жертва, агрессор, спаситель. На протяжении всего действия фильма, которое охватывает 13 лет, Патрик, Арт и Таши то и дело меняются ролями, раскачивая между собой маятник власти, а понятие власти в «Претендентах» у каждого свое. И если Патрик все чаще ведом внутренними страстями, то Арт наполняется страстями Таши, ее матримониальный подход определяет все его существование. И только Таша, кажется, из всех троих по-настоящему фанатеет от тенниса, но только она в него и не играет. В ином режиссерском видении внутренний трагизм «Претендентов» мог бы вылезти наружу, у Гуаданьино же на первом плане битва, которая ведется как на теннисном корте, так и за его пределами. В финале побеждает, как это часто бывает, простая мужская дружба, в секундной вспышке которой каждый из героев наконец забывает про себя.
Не только эта неортодоксальная любовная линия делает «Претендентов» в большей степени искусством и в меньшей степени коммерческим кино (и это несмотря на сборы $82 млн в мировом прокате). Примечательно то, как Гуаданьино работает на уровне контекста, создавая два вида напряжения в кадре: физическое, с агрессивным солнцем, ядовито-зелеными газонами, надутыми мышцами и потными футболками, и сексуальное — с неоновыми бликами, пастельными тонами, расслабленными ртами и любопытными языками. И, пожалуй, только Гуаданьино может использовать такое невероятное количество слоу-мо — подчеркнуто архаичной технологии, избившей себя на этапе первой «Матрицы», — и не скатиться в дешевую клоунаду.
Впрочем, клоунада в «Претендентах» все-таки присутствует, но уже по задумке автора. Отдельного упоминания заслуживает 20-минутная финальная сцена матча, снятая буквально с десяти разных ракурсов: крана, стедикама, ручной камеры и даже GoPro, привязанной к летящему теннисному мячику. Смотреть на это хаотическое безумие как минимум занятно, особенно в связке с электронно-инструментальным саундтреком, написанным Трентом Резнором и Аттикусом Россом специально для фильма. И, несмотря на то что гадать на «Оскары» еще очень рано, у музыкального дуэта есть все шансы вновь выбиться в лауреаты.