Не все однозначно: обзор блокбастера «Майор Гром: Игра»
. Как реальность вмешивается в киновселенную Bubble StudiosВышла рецензия на стартовавший в прокате блокбастер «Майор Гром: Игра»
23 мая на широкие экраны вышел долгожданный третий фильм франшизы о Майоре Громе с заголовком «Игра». Работа режиссера Олега Трофима, «Плюс Студии» и Bubble Studios в пустующем поле официального проката занимает выигрышные позиции и, скорее всего, будет лидером по кассовым сборам, подобно «Сто лет тому вперед», «Мастеру и Маргарите» и другим отечественным хитам последних двух лет.
РБК Life увидел в новой части много хороших решений, но и сомнительных достаточно.
«Есть определенные вещи, которые заставляют героя смотреться органично. Если взять камеру и просто пойти снимать то, что сейчас за окном, то любой супергерой в российских реалиях будет смотреться смешно» — комментировал Артем Габрелянов, директор Bubble и сценарист фильма, рассказывая про концепцию альтернативного Петербурга, который предстал перед зрителем в первом «Громе» в 2021 году. Бюджет первой части был внушительный — 640 млн руб., сборы скромные (328 млн руб.), но популярность с лихвой перекрыла эти финансовые моменты.
«Чумной доктор» вошел в топ-20 самых просматриваемых фильмов на Netflix, а обаятельный и симпатичный русский супергерой получил всемирную славу. Артиста Тихона Жизневского сравнивали с Майклом Фассбендером, фильм — с «Бэтменом» Кристофера Нолана, кто-то ставил его в одну линейку самых популярных на тот момент российских проектов за рубежом, а именно «Спутником», «Серебряными коньками» и «Вторжением».
Благодаря дерзости Bubble Studios (да, это название — оммаж Marvel Studios) во всем мире узнали, что российские кинематографисты тоже умеют делать зрелищные аттракционы для массового зрителя.
В этом несомненное достижение франшизы о Майоре Громе. Вышедший из популярных комиксов герой обрел в кино новую вселенную и сюжетные решения, получил второе дыхание. Авторы не стремились переснять графические романы покадрово — напротив, обернули любимых героев в новые обстоятельства, чтобы удивить и фанатов, и новичков.
«Чумной доктор» действительно удивил сразу. Петербург, где разворачиваются действия, сделали похожим на всем знакомый Готэм-сити из DC, где на страже справедливости стоял Брюс Уэйн в костюме Бэтмена. В полицейском участке (помпезное здание на Невском проспекте) все было устроено «как у них»: открытая стойка с офицером, принимающим жалобы граждан, в центре, а по периметру — рабочие столы следователей и инспекторов. Синие рубашки, восьмиугольные фуражки, кабинет начальника где-то на втором этаже с окнами в жалюзи. По городу разъезжают безбашенные грабители в масках хоккеистов из «Шайбу! Шайбу!», грабят банки, интерьеры которых устроены так же, как в Америке. Квартира Грома — просторная студия с круглым окном во всю стену, о которой в Петербурге мечтать могут далеко не копы на зарплате. Иными словами, антураж диктовал восприятие, как и любой супергеройский фильм. Особенно «Бэтмен» Кристофера Нолана, который Артем Габрелянов нежно любит.
«Майор Гром: Игра» еще крепче стоит на нолановском наследии. Подлая личина мира вокруг Игоря Грома плотнее сжимает кольцо. После победы над Чумным доктором (им оказался владелец соцсети Разумовский, сыгранный Сергеем Горошко) на майора обрушилась слава со всеми атрибутами морального разложения. Он практически перестал пользоваться легендарным аналитическим складом ума, уповая больше на кулаки (отсюда в фильме прибавилось экшена, от которого может разболеться голова), его занимают романтические отношения с Пчелкиной (Любовь Аксенова) и разгульные пьянки с коллегами. Новые опасности подло подкрадываются к добродушному майору и, поскольку история цепляется за реалии, устраивают «хлопки» в разных частях города, подрывают авторитет полиции и самооценку героя, который оказывается неспособным разгадать простейшие загадки, надиктованные ему по телефону его собственным голосом, сгенерированным в нейросетях. Тем временем полицейский уклад Петербурга, держащийся на честных «трудягах за копейки», тревожит технологиями амбициозная министр Архипова (Ольга Сутулова): она хочет заменить живых людей дронами.
«Игра» длится 2 часа 48 минут, где 20% отдано экспозиции, 60% экшену и комедии, еще 20% — экшену и финальному катарсису. История кажется сбалансированной, однако монтаж порой путает мотивацию героев с мотивацией авторов «махнуть пожирнее». Гром перемещается по городу, как какой-нибудь Флэш, злодеи, сыгранные актерами, которые, судя по их комментариям, вкладывали в персонажей смысл, картонно скрежещут зубами и напрягают мышцы лица в карикатурные гримасы. Трагизм трагичен в десятой степени: всю первую половину истории полковник Прокопенко (Алексей Маклаков) «добрит» со стажером Дубиным (Александр Сетейкин), потом с Громом, потом со всеми подчиненными, и концентрация этого благожелательного отношения настолько ядреная, что граничит с манипуляцией.
Манипулируют здесь также ностальгией (вездесущее «Возможно, криминал, по коням!» и манера речи Грома, напоминающая о Даниле Багрове, рассчитаны, похоже, на миллениалов), и YouTube-культурой обзоров всего на свете, и советским наследием (Дубин, читай, Шурик из фильмов Леонида Гайдая).
Эксплуатация культурного кода заканчивается там, где начинаются заимствования (если хотите, цитирования) из голливудского супергеройского кино — от костюмов суперзлодеев до их характеров, повадок и жестов. Зрителю, который хорошо знает киновселенные Marvel и DC, в новом «Майоре Громе» удивляться будет нечему. Занятый заимствованиями, фильм не предлагает ничего зрелищно нового, как и главный герой, уповая на кулаки и перестрелки под сокрушительную музыку на фоне. Лишь остепенившись к финалу, картина дает немного благоговейной тишины.
«Игра» представляет несколько новых персонажей в серой зоне между яркими героями и злодеями: комик Евгений Чебатков выкладывается за весь преступный мир, изображая безумного лысого зэка в так называемой Центральной тюрьме (снимали в «Крестах»); худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский предстает смесью Юнга, Фрейда и Хьюго Стрэйнджа в роли доктора Вениамина Рубинштейна; Ольга Сутулова из несгибаемой протокольной министерши перевоспитывается в разумного управленца. На короткое время в кадре появляется загримированный искусственными волосами театральный артист Олег Ягодин — ему уготована роль журналиста-отшельника, который хранит свои прорывные расследования, как положено, в виде хлама в заброшенном здании, о котором никто не знает.
Старые же персонажи, такие как злодей-шизофреник Сергей Разумовский, тоже получают вторую жизнь, но в духе франшизы, то есть так, что до конца не понимаешь, как к ним относиться. То ли сочувствовать сломленному двуличием правозащитнику Разумовскому, то ли презирать его за это же качество.
В целом в киноверсии «Майора Грома» чувствуется вайб «не все однозначно»: способствует этому и время, выбранное для релиза, когда окружающая реальность страдает от «перегибов на местах» и абсурдных новостей из всех сфер жизни, и поведение героев, когда действующие якобы из лучших побуждений персонажи выдают кринж с катастрофическими последствиями для безопасности «общества», за благополучие которого сами же и борются. Общество, к слову, инертное, им легко управлять через телеэкраны, чем активно занимаются обе стороны супергеройского конфликта.
Для оторванной от культурного и социального контекста аудитории франшиза о Громе выглядит свежо — не зря же первый фильм с восторгом принял зарубежный зритель. Но, с другой стороны, смысловое наполнение «Чумного доктора» и «Игры», искажающее контекст через сказочную условность, но подкрепленное сильной операторской работой, качественными боевыми сценами и грамотно освоенным бюджетом, и впрямь не смотрится смешно.