Из жизни монстров: обзор фильма «Годзилла и Конг: Новая империя»

. Во что Голливуд превратил устрашающих японских монстров

Вышла рецензия на фильм «Годзилла и Конг: Новая империя»

Обновлено 23 апреля 2024, 12:52
<p>Кадр из фильма &laquo;Годзилла и Конг: Новая империя&raquo;</p>
Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Годзилла и Конг: Новая империя»

Блокбастер «Годзилла и Конг: Новая империя» лидирует в мировом прокате уже четвертую неделю. Это пятая часть медиафраншизы MonsterVerse, посвященная очередному противостоянию двух самых известных монстров в истории кинематографа. В режиссерском кресле — постановщик «Годзиллы против Конга» (2021) Адам Вингард. Главные роли сыграли Ребекка Холл («Вики, Кристина, Барселона»), Брайан Тайри Генри («Атланта») и Дэн Стивенс («Легион»). По негласной традиции всех сиквелов «Новая империя» повышает ставки предыдущей части, увеличивая число присутствующих на экране Кинг-Конгов и Годзилл в два раза.

Что из этого в итоге получилось, рассказывает кинокритик Оля Смолина.

Сюжетно прошло несколько лет после финальных событий «Годзиллы против Конга». После победы над Мехагодзиллой Кинг-Конг окончательно обосновывается в Полой земле, но впадает в депрессию — из-за больного зуба и недостатка общения с сородичами. Его бывший заклятый враг Годзилла, напротив, остается на поверхности земли, продолжает поддерживать порядок в сосуществовании людей и внезапно пробудившихся древних монстров.

Сотрудники секретной корпорации «Монарх» держат руку на пульсе — специальное подразделение, находящееся в Полой земле, отмечает странную активность в загадочной расщелине, где могут скрываться еще неизвестные науке чудовища. Кинг- Конг и Годзилла отправляются исследовать новый мир. Вслед за ними в расщелину летит корабль с доктор Айлин Эндрюс (Ребекка Холл), ее приемной дочерью Дией (Кэйли Хоттл), обаятельным ветеринаром Трэппером (Дэн Стивенс) и подкастером Берни Хейзом (Брайан Тайри Генри) — они считают, что там могут находиться люди, нуждающиеся в помощи. И, как ни странно, оказываются правы.

В 2024 году медиафраншиза MonsterVerse от американской студии Legendary («300 спартанцев», «Мир Юрского периода») отмечает свой десятилетний юбилей и, как любой почетный именинник, подводит некоторые итоги. За всю историю существования текущей версии MonsterVerse было выпущено пять фильмов, один сериал и один мультфильм — три из них были посвящены Годзилле («Годзилла», «Годзилла 2: Король монстров», «Монарх»: Наследие монстров»), два — Кинг-Конгу («Конг: Остров черепа», «Остров черепа») и еще два — о противостоянии обоих («Годзилла против Конга», «Годзилла и Конг: Новая империя»).

Первая часть франшизы с лаконичным названием «Годзилла» от режиссера Гарета Эдвардса («Создатель») вышла в 2014 году и не задумывалась как начало гигантской фантастической киновселенной. Сценарист Марк Бернштейн целился в статус ремейка японской «Годзиллы», который стал бы альтернативой провальной «Годзилле» Роланда Эммериха 1998 года.

И если в японской серии фильмов Годзилла выступал как аллегория на последствия ядерного удара по Хиросиме и Нагасаки, в американской версии гигантский ящер стал живым доказательством эзотерического учения о Полой земле, согласно которому внутри нашей планеты существует мир со своей собственной флорой и фауной.

Помимо Годзиллы, Кинг-Конга, Мотры, Мехагодзиллы и других монстров Полой земли, сюжеты фильмов MonsterVerse объединяет тайная международная организация «Монарх», состоящая из ученых разной степени безумия: от хаотичного прагматика Исиро Сэридзавы (Кэн Ватанабэ) до слепой фанатички Эммы Рассел (Вера Фармига). Сотрудники «Монарха», изначально призванные удерживать древних монстров на безопасном расстоянии от человечества, как правило, и становятся катализатором всеобщей катастрофы.

Непреднамеренные действия «Монарха» в первой «Годзилле», по сути, и запустили цепочку непредсказуемых событий, которые расхлебывают до сих пор. Впрочем, к пятому фильму — «Годзилла и Конг: Новая империя» — монстры и люди окончательно подружились, вернулись к исходному порядку мира (который, согласно лору MonsterVerse, заключается в господстве власти Годзиллы) и углубились в изучение таинств Полой земли.

В этом плане новый фильм Адама Вингарда напоминает скорее научную фантастику в лучших традициях Жюля Верна («Путешествие к центру Земли») и «Планеты обезьян», нежели мрачные японские сюжеты о похождениях Годзиллы и Кинг-Конга.

«Новая империя» исправляет ошибки «Короля монстров» — убирает из сюжета всех ненужных персонажей, возвращая на экран только самых адекватных — ученую-антрополога Айлин Эндрюс и подкастера-гика Берни Хейз из «Годзиллы против Конга». В накидку им достается новый герой — обаятельный ветеринар в гавайской рубашке в исполнении Дэна Стивенса, эдакая версия Доктора Айболита, только для монстров.

К слову, сами Годзилла и Конг больше не заклятые враги, но и не лучшие друзья — они метят территорию и стараются не путаться друг у друга под ногами. Теперь предвестниками нового апокалипсиса становятся внезапные гости из Полой земли: Годзилла и Конг вынуждены бороться за право господствовать над «той» и «этой» стороной планеты, и не с кем попало, а с собственными «темными» двойниками из подземного мира — гигантским орангутаном Скаром и рептилией-титаном Шимо, извергающей ледяное пламя.

По большому счету «Новая империя» слепо следует заветам персонажа Кэна Ватанабэ из первой «Годзиллы»: сталкивает монстров лбами и дает им повод подраться.

Если в «Короле монстров» нас ждало нашествие доисторических ящеров, то в пятом блокбастере происходит распаковка новой коллекции обезьян — дальних родственников Конга разной степени мачизма и волосатости, работающих на огненной каменоломне с рептилией в режиме рефрижератора в качестве личного раба.

Человеческий фактор в «Новой империи» не работает и как будто не существует: два лениво прописанных персонажа созданы для вбрасывания комических реплик в редкие минуты паузы от интенсивного экшена. Изобретательных монструозных побоищ в фильме и правда предостаточно, а то, что большая часть из них смотрится очень мультяшно и в целом не внушает страха, на самом деле не проблема: ведь американская франшиза о Годзилле и Конге давно деградировала из жанра катастрофы в эпическое фэнтези для самых маленьких с градусом жестокости не выше PG-12.

Внушающий страх и ужас Годзилла в «Новой империи» окончательно превратился в «злобного младенца», спящего в самодельной люльке в центре Колизея — ругать компанию Legendary за то, что променяли великое наследие радиоактивного ящера на дешевый аттракцион в духе «Тихоокеанского рубежа», в целом не поднимается рука.

В эпоху кризиса кинотеатрального проката, когда политикой студий управляют сборы, логично делать ставку на то, что приносит наибольший доход, а зритель все так же требует хлеба и зрелищ. Увы, комплиментарность духу времени не оправдывает ни тотального отсутствия сюжета, ни безликого пафоса мнимых разрушений.

С прицелом на бесконечность Вингард ставит грандиозные баттлы на фоне знаковых памятников мировой архитектуры, но оставить след в истории мешает нехватка фантазии и таланта. Впрочем, сборы «Годзиллы и Конга: Новая империя» вполне могут вписать фильм в мировой бокс-офис, а это, по современным меркам, все еще самая большая режиссерская награда.

Поделиться
Авторы
Теги