«Летучий корабль»: обзор сказки новой эпохи застоя
. В фильме есть противостояние с Западом, но нет Козловского и РаппопортВышел обзор на сказку «Летучий корабль» по мультфильму Гарри Бардина
С 21 марта в прокат выходит полнометражная сказка «Летучий корабль», выросшая из короткометражного мультфильма Гарри Бардина. Выход фильма сопроводил скандал: фамилии Ксении Раппопорт и Данилы Козловского вырезали из титров, кроме того актрису скрыли под «цифровой» маской до неузнаваемости.
Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает, почему проект Ильи Учителя — эталон эпохи нового сказочного застоя.
Матрос Иван (Александр Метелкин) возвращается с командой из дальнего плавания. За годы, проведенные на корабле, он повидал в мире немало удивительного («Там фрукты растут из земли, а люди ростом в несколько метров»). Первым делом в поле зрения Ивана попадает Забава (Ксения Трейстер) — царевна королевства, которое переживает тяжелые времена. Прагматичный отец, по совместительству царь (Леонид Ярмольник), собирается выдать дочь за солидного и состоятельного жениха. Правда, Забава не виделась с потенциальным супругом десять лет, с тех пор, когда они были детьми.
Жених — Поль, он же Полкан Полканович (Андрей Бурковский), сын богача Полкана (Федор Добронравов). Он как раз вернулся из-за рубежа, где заметно похудел, как отметит Забава. Казна королевства пустует, царь по уши в кредитах, которые раздает Полкан. Вопрос с долгами можно решить договорным браком. Но царевна не в восторге от уготованной для нее судьбы — ее сердце принадлежит Ивану, она желает выйти замуж по любви.
Забава уже в шаге от будущего кругосветного путешествия, которое обещает ей амбициозный матрос. Да только это не нравится ни царю (он убеждает дочь думать в первую очередь о царстве, а не о личном счастье), ни Полю (зарубежный визитер намерен возглавить королевство после брака). Чтобы склонить чашу весов в свою пользу, Иван отправляется в волшебный лес на поиски золота — нельзя ударить в грязь лицом перед богатым соперником.
«Летучий корабль» Ильи и Алексея Учителя (отец и сын — режиссер-постановщик и генеральный продюсер соответственно) — могучий долгострой, прошедший тяжелый путь до того, как выйти на большие экраны. Изначально режиссером должна была стать Оксана Карас («Хороший мальчик»), а музыкальным продюсером проекта — Константин Меладзе. Но все поменялось после 2022 года. Изменения коснулись и роли Забавы, которую изначально играла украинка Анастасия Мытражик, — актрису заменили уже на съемочной площадке, пригласив на роль Ксению Трейстер.
Без проблем не обошлось и перед премьерой. Оказалось, автор оригинального мультфильма Гарри Бардин даже не был в курсе, что готовится одноименное полнометражное игровое кино. Версию «Летучего корабля» от студии «Рок» он назвал «хамством». Из вступительных титров исчез логотип фонда Романа Абрамовича «Кинопрайм», который поддержал этот проект. Данилу Козловского и Ксению Раппопорт, сыгравших заметные роли второго плана, вычеркнули из финальных титров.
Художественно фильм не так плох, как вышеупомянутый контекст, сопровождающий создание и релиз. С первых минут на зрителей обрушивается настоящее буйство цветов и красок всех палитр и оттенков. Костюмы матросов, внешность жителей царства, картонно-монументальные постройки в теплых тонах — визуал «Летучего корабля» поражает воображение. За художественные решения фильма отвечал Сергей Февралев («Северный ветер» Ренаты Литвиновой, «Скиф» Рустама Мосафира), а за костюмы — Надежда Васильева-Балабанова, главный художник по костюмам сказок последних лет («По щучьему велению», «Конек-горбунок»).
«Летучий корабль» стилистически и содержательно встраивается в линейку нового сказочного застоя — уже российского. Во времена, когда кинематографисты в силу различных причин не могут высказываться прямо и честно о том, что у них болит, на помощь приходит разного рода фэнтези. Страна уже проходила нечто подобное при Брежневе: «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Руслан и Людмила», «Сказка странствий», «Гостья из будущего», «Принцесса на горошине» и так далее. Неудивительно, что сегодня именно сказочные истории с привкусом ностальгии становятся кассовыми хитами-миллиардниками один за одним («Бременские музыканты», «По щучьему велению», «Чебурашка»).
Сбежать от реальности в зефирно-сладостную атмосферу торжества добра над злом фильм Ильи Учителя поможет на 146%. Чего-то новаторского в картине нет — оно и понятно; молодой режиссер снимает всего третий полнометражный фильм, пока не успел сформировать уникальный стиль. История построена по классическим лекалам семейной сказки, простой и доступной и детям, и взрослым. Как и многие проекты подобного размаха, «Летучий корабль» — кино скорее продюсерское, нежели авторское. Потому незачем искать режиссерский почерк в этом калейдоскопе компьютерной графики и музыкальных номеров.
Зато выделяются сценарные изыскания, которых не было в оригинальном мультфильме. Загадку, как растянуть 18-минутный мультик до 100-минутного хронометража, попробовал решить Константин Челидзе (вместе с ним Илья Учитель работал над двумя предыдущими фильмами, «Стрельцовым» и «Огнями большой деревни»). Добавился, например, персонаж Поля с типовым набором отталкивающих характеристик: выучился в «европах», холеный заговорщик, снаружи лоск, внутри гнильца. Так в сказке возникает противопоставление России и Запада. На фоне зарубежного «интервента» матрос Иван — милый сердцу русский народный дурак. Способен и Соловья-разбойника в музыкальном конкурсе перепеть, и во дворец через окно пролезть, и летучий корабль построить — с помощью набора отечественных инструментов, которые автоматически подстроятся под чертеж, что особенно удобно.
Во время музыкальных номеров актерам приходилось просто открывать рот. Внешне это местами выглядит странно — впрочем, практика не сказать что редкая. Исполнителями песен стали звезда сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» Анна Пересильд и музыкант Feduk. Новые аранжировки звучат необычайно современно, но узнать любимые с детства песни все-таки можно — тут и «Ах, если бы сбылась моя мечта», и ария Водяного, и фирменные частушки пяти бабок-ёжек, сыгранных Данилой Козловским, которого не узнать за пластическим гримом.
Эпизоды с его участием — возможно, лучшее, что есть в фильме. Именно пять бабок-ёжек отвечают за экспрессию, живые неподдельные эмоции, классный юмор и, скажем так, некоторую долю безумия. Тем обиднее, что актера даже не упоминают в титрах.
Свои миллиарды в прокате «Летучий корабль», скорее всего, соберет. Но в истории нового российского кино картина Ильи Учителя, вероятнее всего, сохранится как пример самоцензуры.