Где снимали сказку «По щучьему велению»: места со съемок с фото

. Деревня Емели, царский дворец, остров кота Баюна и логово Кащея

Где снимали «По щучьему велению»: подробности о создании киносказки

Обновлено 18 декабря 2023, 10:13
<p>Съемки фильма &laquo;По щучьему велению&raquo;</p>
Фото: Кинокомпания СТВ

Съемки фильма «По щучьему велению»

Сказка «По щучьему велению» режиссера Александра Войтинского собрала в прокате 2 млрд руб., став абсолютным кассовым лидером сезона и заняв восьмую позицию в рейтинге самых кассовых фильмов всех времен среди российских картин.

РБК Life рассказывает, как создавалось это кино.

История лентяя Емели, который привык лежать на своей печи и ничего не делать, запустилась в кинотеатрах 26 октября. Главную роль в проекте исполнил Никита Кологривый, звезда подростковых драм «Жиза» и «Черная весна», для которого положительный персонаж стал первым в карьере.

В сюжете поначалу все соответствует классической сказке: Емеля ловит на зимнем льду щуку, которая оказывается волшебной и предлагает юноше исполнить три его желания в обмен на свободу. Но создатели добавляют другие сказочные истории: так, в фильме рыба становится оборотнем, то есть превращается в мудрую Василису (Мила Ершова), на пути героя появляется Кащей (Федор Лавров), а отдельной дополняющей веткой сюжета становится подводное царство.

Чтобы воплотить на экране сказочный мир, создатели ответственно отнеслись к выбору локаций.

Абалак. Тобольский район

Это место стало основной площадкой съемок. «Чрезвычайно редко бывает, когда ты приезжаешь первый раз в первое место и его сразу утверждаешь, и остальные не смотришь, — призналась исполнительный продюсер Наталья Смирнова. — Вот с нашей картиной случилось так. Мы приехали сюда осенью, у всех зашлось сердце. Мы сразу сказали себе, что это будет тут».

В туристической деревне Абалак, на берегу реки Иртыш, где возвышается реконструированный деревянный острог времен Ермака, есть комплекс деревянных изб, некоторые из них обжитые, и кинематографичные пейзажи, которые здорово подходят для исторических или фэнтезийных сюжетов.

Кстати, здесь же проходили съемки и другой сказки — «Конька-Горбунка» Петра Ершова с Павлом Деревянко и Антоном Шагиным.

Некоторые декорации съемочная группа «По щучьему велению» привезла с собой: например, избу Емели из пенопласта, а еще три варианта передвижной печи, на которой разъезжает герой. Одна использовалась при проездах, вторая — для имитации вращения в полете и трюковых сцен, а третья, скоростная, пробивала ворота и вылетала из дома Емели. Зимой печка двигалась на снегоходе, летом — на тракторе. Трюки на печи Никите помогали выполнять каскадеры, но некоторые сцены он выдержал сам: для этого его пристегивали к печи ремнями, спрятанными под костюм Емели.

Команда фильма провела здесь восемь дней, снимая зимние сцены: гримеров, костюмеров и кинореквизит расположили в абалакском сельском клубе, а одной из сотрудниц туркомплекса, Вере Козловой, выпала возможность сыграть в массовой сцене «гуляние Масленицы» роль козы.

«Как это здорово! Впервые я снимаюсь в фильме! Сыграла роль козы. Костюмы, конечно, тяжелые, но очень красивые. На меня надели драповый сарафан, вниз три юбки, вывернутый мехом внутрь тулуп, а на голову — кичку с рогами. Во время съемок мы прошли раз пятьдесят по дороге, которая ведет в сторону рыборазводного завода, пели и плясали. Нам навстречу ехал Емеля на печи. Получила огромный опыт и кое-что взяла себе на заметку», — рассказала Вера.

С декорациями киношникам помогали местные жители, они же участвовали в массовке, всего около 150 человек попали в кадр. Житель села Абалак Евгений Савин исполнил роль ямщика, причем вместе со своими же лошадьми.

Жилище кота Баюна — еще одного харизматичного персонажа сказки — нашли на острове на излучине Иртыша. «Люди там бывают редко. Мы скосили траву, натаскали туда коряг, поставили «надгробия», черепов пятьдесят, сделанных из монтажной пены, грибочков, мышек сушеных. Это был мой любимый объект. И вообще, образ кота быстро родился, как только мы определили, что он внутри добрый», — рассказала художница-постановщица Анастасия Каримулина.

Кстати, кота сыграл режиссер Александр Войтинский, он даже написал для него песню.

Летом 2022 года съемочная группа вновь вернулась в Абалак — уже на 42 дня, чтобы снять остальные сцены, — ведь действие сказки разворачивается в разные сезоны.

«Избы, терема, царский дворец — все это сказочный комплекс, в который художники добавили цветов, растений, реквизита и печь», — говорится на сайте компании СТВ, занимавшейся производством фильма.

«Ленфильм», Санкт-Петербург

Зато мрачные владения Кащея и царские палаты создатели фильма возвели уже в Санкт-Петербурге. Так, один из павильонов «Ленфильма» превратился в Царский дворец, а Северный завод задекорировали под кащееву обитель. Отвечавший за графику продюсер Александр Горохов рассказал, что художники вдохновлялись пейзажами Карелии, когда рисовали мир Кащея.

Туда Емеля с Василисой попадают, спустившись по реке Смородине, для съемок которой соорудили специальный бассейн глубиной по колено, но с помощью затемненного дна и световых эффектов сумели создать иллюзию, что она бездонная.

Вход в царство Кащея сторожат огромные фигуры в капюшонах и с косами, а скалы-декорации светятся под ультрафиолетом, благодаря чему создается таинственное мрачное сияние.

И Подводное царство возвели в павильоне: чтобы создать у зрителя ощущение, что съемки действительно велись под водой, использовали динамический свет — это имитировало солнечные лучи, проникающие сквозь толщу воды. А вот саму «толщу» подвесили в гигантском аквариуме под потолком съемочного павильона, прямо над площадкой. В него светили разными осветительными приборами, что создавало блики, имитирующие пейзажи речного дна.

Еще несколько фактов о фильме «По щучьему велению»:

  • Съемки обошлись в 660 млн руб., кассовые сборы составили 2 млрд руб, то есть киносказка окупилась в три раза.
  • Три анимированных персонажа — Щука, Лягушка и кот Баюн — были созданы при помощи технологии совмещения СGI. Мимику и характер Баюну придал режиссер фильма Александр Войтинский, а озвучил персонажа актер Сергей Бурунов.
  • Композитор Сергей Луран написал для фильма 76 партитур оригинальной оркестровой музыки, их исполнили с симфоническим оркестром в первой тонстудии «Мосфильма». В записи использовались и русские народные инструменты — балалайка, балалайка-контрабас, домра и жалейка.
  • Авторы фильма определили его жанр как сказочный блокбастер.
Поделиться
Авторы
Теги