Бей, догоняй и еще раз бей: обзор фильма «Пацан против всех»

. Боевик косплеит «Джона Уика», «Манкимэна» и не только

Вышла рецензия на боевик «Пацан против всех» с Биллом Скарсгардом

Обновлено 17 мая 2024, 08:45
Билл Скарсгаард в фильме «Пацан против всех»
Фото: Ventaro Film

Билл Скарсгаард в фильме «Пацан против всех»

С 16 мая в российском прокате показывают боевик «Пацан против всех» с Международного кинофестиваля в Торонто. Главную роль в фильме исполнил звезда «Оно» Билл Скарсгард. Продюсером дебютной работы режиссера Морица Мора выступил сам отец «Зловещих мертвецов» Сэм Рэйми.

«Пацан против всех» рассказывает историю неслышащего парня, который собирается отомстить диктаторше за убийство близких и положить конец ее правлению.

Кинокритик Мария Ракитина рассказывает, чего не хватило кровавому боевику, который подражает «Голодным играм» и «Судной ночи».

Раз в год диктаторша Хильда Ван Дер Кой (Фамке Янссен) оглашает список новых врагов и хладнокровно с каждым расправляется. Однажды приходит очередь семьи мальчика, у которого нет имени. Его мать и младшую сестру убивают, а сам он остается в живых, но лишается слуха и голоса. В его груди поселяется жажда мести, которая приводит его в джунгли к мастеру боевых искусств Шаману (Яян Рухьян). Тот превращает мальчишку в универсального солдата — Пацана — с внешностью Билла Скарсгарда.

Спустя годы он присоединяется к сопротивлению, чтобы положить конец диктатуре Ван Дер Кой. Прежде чем добраться до жестокой узурпаторши, Пацан должен побороть ее приближенных – телеведущего-психопата Глена (Шарлто Копли), его супругу-продюсера Мелани (Мишель Докери), никудышного спичрайтера и брата правительницы Гидеона (Бретт Гельман), а также наемницу Джун27 (Джессика Рот), разговаривающую с помощью шлема с бегущей строкой.

«Пацан против всех» (Boy Kills World) – полнометражный дебют немецкого режиссера Морица Мора. Съемки проходили в ЮАР, а мировая премьера боевика состоялась на кинофестивале в Торонто 2023 года. На фоне других жанровых работ смотра («Герой наших снов», «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца») «Пацан» выглядит суррогатом.

Начиная с первых сцен фильм с азартом эксплуатирует чужие идеи. Пацан проходит боевую подготовку у сенсея азиатского происхождения, подобно Беатрикс Киддо из «Убить Билла», обучавшейся у Пэй Мэя. Создавая антиутопическую вселенную, режиссер вдохновлялся «Голодными играми», позаимствовав формат государственных репрессий – церемонию отбора и кровавую бойню в формате телешоу, а образ безумной женщины-диктатора отчасти списал с президента-узурпатора Панема Альмы Койн.

Хильду Ван Дер Кой неслучайно играет Фамке Янссен, которая многим запомнилась по роли Джин Грей во франшизе «Люди Икс». Женщина-мутант обладала могущественной Силой Феникса, из-за которой представляла угрозу мирового масштаба. Диктаторша Хильда Ван Дер Кой, подобно темному альтер эго Джин Грей, упивается властью и чужим страхом.

Оммажи на «Людей Икс» и мрачную супергероику DC собираются в единый пазл ближе к финалу, но не впечатляют. Камерон Кроветти, воплотивший сына Хоумлендера в сериале «Пацаны» (The Boys), появляется в роли маленького Пацана и как бы намекает, что нас ждет бесконечный поток ультранасилия.

Боевик быстро слетает с катушек и превращается в сплошной файтинг, который заглядывается на «Джона Уика» и улетные боевики Мэттью Вона (Kingsman, «Пипец»). Виртуозные и неописуемо жестокие сцены драк и расправ под убойный электронный саундтрек сливаются воедино, хотя и не перестают шокировать крупными планами увечий.

Пацан крошит врагов самыми изощренными способами, приближаясь к встрече с «финальным боссом», которая перевернет историю с ног на голову. Фанаты супергероики предугадают развязку и останутся разочарованы. И все же динамичный путь воина-мстителя – самая увлекательная часть картины.

В одной сцене герой ведет пулеметный огонь с точностью хирурга, а в следующей – наносит порезы кухонной теркой. Окончательной трансформации Пацана в идеальную машину для убийств мешают телепатическое общение с «призраком» сестры и редкие проявления инфантилизма. Однако подкупающее простодушие всегда сменяется разрушительным гневом. Вершить правосудие и не щадить никого из «псов режима» – предназначение Пацана.

Боевик отправляет зрителя в треш-квест по мотивам «Скотта Пилигрима», «Судной ночи» и «Джона Уика».

В обрамлении кислотного цветокора поединки смотрятся выигрышно, но раздражают ежеминутной демонстрацией кровопролития. Избыток насилия в кинокомиксах вроде «Пацанов» обычно уравновешивается острой сатирой. Шутки в фильме неудачно строятся вокруг обманчивой наивности Пацана. Львиная доля гэгов также приходится на искаженное понимание героем повстанца Бенни (Айзейя Мустафа).

Неслышащий Пацан умеет читать по губам, но не разбирает бормотание мятежника и получает нелепицу вроде «гопнулся на джем». Юмор на эту тему становится откровенным издевательством над героем.

Происходящее на экране мысленно комментирует сам Пацан. За весь фильм он не произносит ни слова, поэтому Скарсгард передает спектр эмоций с помощью мимики и жестов. Благодаря хоррор-дилогии «Оно» мы узнали, что главное оружие выходца из шведской актерской династии, – его глаза. В «Пацане» Скарсгард одним взглядом отражает ярость, растерянность, отчаяние и ранимость героя. За долю секунды он разгоняется от хладнокровного карателя до скорбящего юноши.

Актер зарабатывает титул новой звезды боевиков, выкладываясь на максимум в каждой экшен-сцене. На то, как грациозно он порхает в кадре, снося головы врагам, можно смотреть вечно. Тем более что рельефным прессом он щеголяет еще чаще, чем старший брат Александр в «Варяге» Роберта Эггерса. Но одного Билла Скарсгарда недостаточно, чтобы спасти «Пацана» от проклятия вторичности.

Бодрый боевик ограничивается стереотипным переосмыслением сюжетов о травмированных супергероях и белых угнетателях. Если «Манкимэн» Дева Пателя миксовал древнеиндийский миф с revenge-драмой, то «Пацан» обнажает свою беспомощность, заходя на территорию семейных тайн.

«Пацан против всех» воспринимается сентиментальной поделкой из культовых боевиков, триллеров и черных комедий. Окончательно развалиться ему не позволяют калейдоскоп ультранасилия и феноменальный Билл Скарсгард.

Поделиться