Знакомьтесь с Девом Пателем: как индийский рыцарь стал манкимэном

. Путь актера от «Миллионера из трущоб» к мировой славе и режиссуре

Каким был путь индийского актера Дева Пателя к мировой славе

Обновлено 16 апреля 2024, 17:00
<p>Дев Патель&nbsp;</p>
Фото: Gareth Cattermole / Getty Images

Дев Патель

С 11 апреля в российских кинотеатрах можно посмотреть боевик «Манкимэн» — режиссерский дебют актера Дева Пателя, сочетающий в себе критику кастовой системы и брутальный экшен.

В честь премьеры кинокритик, автор телеграм-канала «Седьмое искусство» Никита Демченко рассказывает, как Патель пробился в кино, поборол голливудские стереотипы и превратил национальную культуру в режиссерский инструмент.

Одаренный ученик и успешный тхэквондист

Дев Патель родился в семье IT-инженера и сиделки в Харроу — районе на северо-западе Лондона. Родители актера по происхождению гуджаратцы, поэтому он воспитан в индуистской вере и говорит на нескольких языках.

Артистизмом и творческим мышлением Патель отличался с детства. Для экзамена по драматическому искусству в средней школе Уитмора он самостоятельно написал монолог школьника, попавшего в плен к террористам в Беслане. «Дев был одаренным учеником, который произвел на меня впечатление своей способностью образно и созидательно общаться с самыми разными персонажами, — вспоминала педагог по актерскому мастерству Ниам Райт. — Пронзительная работа тронула приглашенного экзаменатора, и он поставил юноше высший балл».

Однако, несмотря на признание учителей, творчество и актерское ремесло юного Пателя не сильно заботило. Будучи взбалмошным подростком, он познавал жизнь, сопротивлялся буллингу и регулярно попадал в передряги. Чтобы направить энергию сына в полезное русло, мама отправила Дева в секцию тхэквондо, которым он впоследствии увлекся. В 2004 году Патель даже выступил на чемпионате мира в Дублине и завоевал бронзовую медаль, а еще через два года получил черный пояс. Занятия спортом приучили гиперактивного ребенка к дисциплине. «Когда мои друзья видели меня в академии боевых искусств, они говорили: «Это другой Дев: ты такой спокойный», — рассказывал актер.

Ради карьеры прогуливал школу, мыл посуду и работал в кол-центре

В интервью актер часто вспоминает, что добился успеха благодаря маме. Именно она привела его на первый кастинг в сериал «Молокососы», объявление о котором прочитала в бесплатной бульварной газете Metro.

«Она меня очень вдохновляет. Она общительная, жизнерадостная, — описывает маму Патель. — Это она создана для экрана. Я нахожусь в индустрии благодаря ей. Она потащила меня на пробы в Национальный молодежный театр в Лондоне. Мне тогда пришлось прогулять школьную контрольную».

После двух прослушиваний Дев получил роль Анвара Харрала, британско-пакистанского мусульманина, который с юмором взвешивал все плюсы и минусы своей религии. Образ персонажа был частично основан на личности Пателя — шоураннеры Брайан Элсли и Джэми Бриттей адаптировали роль специально под актера после того, как он прошел пробы. Для Дева, не имевшего профессионального актерского образования, первый опыт на площадке стал испытанием — он буквально не знал, что делать. Зато с первой зарплатой актер разобрался быстро, купив сестре новую кровать.

Сегодня «Молокососы» смотрятся как документ ушедшей эпохи, но популярность шоу позволила молодым артистам закрепиться в профессии. Пателю повезло едва ли не больше всех: его заметил режиссер Дэнни Бойл, который искал кандидатов на главную роль в драме. Постановщик рассмотрел сотни человек, но обнаружил, что сильные и красивые болливудские актеры не очень-то подходили для картины о 18-летнем сироте из Мумбаи. Решить проблему Бойлу помогла дочь, которая показала ему несколько серий «Молокососов». Увидев Пателя в сериале, режиссер решил дать ему шанс.

Получив роль после пяти проб, Дев вместе с Бойлом отправился на поиски натуры и своими глазами увидел жизнь в трущобах Дхарва. Кроме того, актер попробовал себя в качестве сотрудника кол-центра и мыл посуду в одном из отелей, чтобы вжиться в образ. Труды окупились, и «Миллионер» стал прорывом для Пателя: актер был номинирован на десятки наград, в том числе на премии BAFTA и Европейской киноакадемии. Но главным призом стало внимание всего мира — молодой звезде начали делать все больше предложений.

Несколько лет оставался заложником амплуа

Некоторое время продюсеры рассчитывали, что Дев будет охотно играть стереотипные роли: террористов, таксистов или гиков. «Поскольку «Миллионер из трущоб» стал большим хитом, было много давления с точки зрения того, что я сделаю дальше. Для второго фильма хотелось получить роль, которая разнообразила бы мой опыт. Однако меня звали играть глуповатых индийских закадычных друзей», — объяснял Патель.

Изучив предложения, актер согласился сыграть принца Зуко — антагониста в «Повелителе стихий» М. Найта Шьямалана, игровой экранизации мультфильма «Аватар: легенда об Аанге». Благодаря популярному первоисточнику фильм окупился, но не понравился ни критикам, ни зрителям. Патель же вопреки всем стараниям получил «Золотую малину», после чего около десяти лет отказывался от блокбастеров.

Иногда внезапно обретенная популярность играла с актером злую шутку. Например, Патель проходил кастинг для «Жизни Пи» — еще одной хитовой драмы с индийским персонажем. Однако продюсеры решили, что он слишком засвеченный актер, и взяли дебютанта Сураджа Шарма. Впрочем, впоследствии Дев сыграл еще в целом ряде фильмов, связанных с Востоком или Индией. Среди них — «Отель Мэриголд», «Лев», получивший шесть номинаций на «Оскар», «Человек, который познал бесконечность» и «Отель Мумбаи: противостояние». И хотя, по словам Пателя, он был рад больше узнавать о своей исторической родине и не считает роли в этих фильмах однотипными, его актерский диапазон по-прежнему был ограниченнее, чем у коллег с европейской внешностью.

Потом сыграл несколько знаковых персонажей

Избавиться от приевшегося амплуа Пателю помог Армандо Ианнуччи, режиссер скандально известной в России «Смерти Сталина». Шотландский сатирик подбирал артистов для своего нового фильма «История Дэвида Копперфильда», проводя так называемый «слепой кастинг» (он же сolor-blind casting), то есть кастинг, не учитывающий цвета кожи и этнического происхождения актеров.

Таким образом роль Копперфильда досталась Пателю, а у склонного к выпивке юриста мистера Уикфилда (Бенедикт Вонг) появилась темнокожая дочь Агнес (Розалинд Элизар). Выбор Дева на главную роль Ианнуччи объяснял исключительно верой в его актерский талант: «Единственным человеком, которого я мог придумать на роль, был Дев. Он воплотил Копперфилда: его оптимизм, энергию, чувство юмора и пафос. Когда Дев сказал «да», я почувствовал облегчение, потому что плана Б не было».

Позднее Патель сыграл еще одного важнейшего для британской литературы персонажа — сэра Гавейна, одного из рыцарей Круглого стола, героя поэмы о Зеленом Рыцаре.

Экранизировать произведение неизвестного автора решил Дэвид Лоури, чьи фильмы не так часто добирались до российского проката. Получилось поразительно красивое средневековое роуд-муви о духовном испытании, которое будущий рыцарь проходит под контролем волшебных сил. Специально для роли Гавейна Дев, никогда не ездивший на лошади, прошел спецкурс по верховой езде.

Первые тренировки актер провел на пони, а в кадре пересел на своенравного коня Армани. Чтобы поладить со скакуном, Патель ежедневно до съемок угощал его яблоками. Отдельных неудобств доставляла и погода — съемки проходили зимой. «Если я и ухитрился избежать обморожения, то только потому, что под моим костюмом было несколько слоев термобелья, — вспоминает артист. — Холод забирался под одежду, и спустя несколько часов съемок я чувствовал себя героем Леонардо Ди Каприо в фильме «Выживший».

И добрался до режиссерского кресла

После череды удачных картин Патель понял, что готов перейти на новую ступень карьеры, и подался в режиссеры. Превозмогая ковидные ограничения и постоянную нехватку денег (порой средств не было даже на реквизит, а в кадре работали гримеры и бухгалтеры), актер снял «Манкимэна» — ураганный боевик о подпольном бойце, бросающем вызов элитам, которые убили его мать и продолжают угнетать бедняков.

Ото всех прочих фильмов о мести а-ля «Джон Уик» работу Пателя отличает индийский колорит и заигрывания с фольклором. В основе фильма лежит миф о Ханумане — индуистском божестве, воплощающем мудрость, силу, верность и самодисциплину. Согласно легенде, в детстве Хануман хотел дотянуться до солнца, но упал с небес и сломал челюсть. После этого герой посвятил себя служению людям, а те щедро отвечают ему своей любовью.

Эту историю Патель изобретательно перенес в современность, приправив филигранно поставленным экшеном и социальным комментарием о современной Индии. Несколько лет избегая этнических амплуа, актер наконец-то пришел к тому, чтобы превратить культурное наследие в инструмент. В конечном счете «Манкимэн» стал важнейшим проектом для Пателя, своеобразной одой индийским традициям и одновременно критикой системных проблем, от которых страдают уязвимые и обездоленные.

Поделиться
Авторы
Теги