Искусство убивать: обзор эстетского сериала «Рипли» с Эндрю Скоттом

. Сложно решить, ругать или нет новую адаптацию романа Патриции Хайсмит

Вышел обзор сериала «Рипли» с Эндрю Скоттом — эстетская адаптация романа Хайсмит

Обновлено 09 апреля 2024, 12:20
<p>Том Рипли в исполнении ирландского актера Эндрю Скотта. Кадр из сериала &laquo;Рипли&raquo;</p>
Фото: Netflix

Том Рипли в исполнении ирландского актера Эндрю Скотта. Кадр из сериала «Рипли»

В начале апреля на стриминговом сервисе Netflix вышел мини-сериал «Рипли» — монохромный портрет идеального убийцы, снятый по мотивам знаменитой книжной серии Патриции Хайсмит. Шоураннером шестой по счету экранизации «Талантливого мистера Рипли» выступил Стивен Зеллиан, получивший «Оскар» за сценарий к фильму «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Роль афериста, мошенника и убийцы Тома Рипли на этот раз исполнил ирландец Эндрю Скотт, наиболее известный по образу злодейского профессора Мориарти в «Шерлоке».

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как Зеллиан создает абсолютно новую версию изрядно потрепанного Голливудом романа, обращаясь не к кинематографическому опыту предшественников в лице Рене Клемана, Вима Вендерса и Энтони Мингеллы, но к оригинальной литературной мысли самой писательницы.

Конец 1950-х годов. Мелкий аферист Том Рипли (Эндрю Скотт) пытается пробиться в Нью-Йорке, подделывая банковские счета и разыгрывая звонки от коллекторов. Однажды Тома приглашает на ужин известный финансист Герберт Гринлиф (приятное камео режиссера «Манчестера у моря» Кеннета Лонергана) и предлагает ему весьма специфическую работу. Дело в том, что сын Герберта и бывший сокурсник Тома, Дики (Джонни Флинн), прожигает жизнь где-то на Лазурном берегу Италии вместе со своей новой подружкой Мардж (Дакота Фаннинг) и не торопится вникать в отцовский бизнес.

За кругленькую сумму Рипли предлагается «повлиять» на Дики и обеспечить его скорое возвращение домой. Поначалу Том соглашается на сделку, однако после личной встречи с Дики решается на самую большую аферу в своей жизни.

Наряду со Стивеном Кингом, Джошем Гришемом и Джоан Роулинг американка Патриция Хайсмит была и остается одним из самых экранизируемых авторов современности, причем, не только в Голливуде, но и в Западной Европе.

Впрочем, у произведений Хайсмит была весьма непростая кинематографическая судьба. Помимо потрясающего триллера Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде», в коллекции экранизаций Хайсмит также можно обнаружить весьма средние «Два лика января» Хуссейна Амини, немного наивные «Когда тебя целует незнакомец» (вольная интерпретация «Незнакомцев в поезде» от Роберта Спарра) и «Крик совы» Джейми Трейвиса; откровенно провальные «Глубокие воды» Эдриана Лайна и «Ловушка» Энди Годдарда. При этом на каждую невзрачную голливудскую адаптацию Хайсмит приходилась шикарная европейская интерпретация от Клода Миллера («Скажите ей, что я ее люблю») или, например, Мишеля Девиля («Глубокие воды»).

Главное писательское детище Патриции Хайсмит — серия романов о мошеннике, убийце и аферисте Томе Рипли — всегда стояло особняком на фоне других ее литературных произведений. Лишенный каких-либо нравственных принципов Рипли был своего рода «обаятельным психопатом» — антагонистом, за похождениями которого следишь с особым азартом, волнением и даже… симпатией.

Парадокс персонажа Тома Рипли (в конце концов, не каждый злодей способен заслужить историю из пяти отдельных книг) заключался в его странной уязвимости, способности быть жертвой и агрессором в одном лице, которая раскрывала в нем подобие человеческой личности, пусть и с весьма аморальной основой.

Читательская благосклонность к фигуре Тома Рипли не могла не вызвать волну киноадаптаций, многие из которых утонули в посредственности («Игра Рипли») или откровенно проигнорировали литературное очарование книг Хайсмит («Американский друг»).

В рамках дискурса принято выделять «На ярком солнце» Рене Клемана и «Талантливого мистера Рипли» Энтони Мингеллы. В первом Тома Рипли сыграл великий Ален Делон, во втором — Мэтт Дэймон. Версия Мингеллы была более близка к классическому «хичкоковскому» триллеру, экранизация Клемана — визуально недосягаемый идеал (и по-совместительству один из любимых фильмов Мартина Скорсезе), который портит форсированная, далекая от книги концовка.

Новой и на данный момент самой преданной оригинальному роману адаптацией «Талантливого мистера Рипли» занялся оскароносный американский сценарист Стивен Зеллиан, в творческом арсенале которого не только «Оскар» за «Список Шиндлера», но и работа над «Бандами Нью-Йорка», «Девушкой с татуировкой дракона» Дэвида Финчера, «Ирландцем» и «Ганнибалом».

В «Рипли» Зеллиан выступил не только в роли сценариста и продюсера, но и в качестве режиссера всех эпизодов — что само по себе редкость для сериального производства. С другой стороны, именно эта деталь позволила «Рипли» стать настолько целостным и органичным в своей ретростилистике. Вторя атмосфере Хайсмит, Зеллиан снял сериал в жанре нуар, в подчеркнуто монохромной палитре, избегая лишних движений камеры, а иногда и любого движения в кадре.

Невероятно, но факт: за восемь часов хронометража «Рипли» не предлагает зрителям ни одной лишней сцены, каждый отдельный кадр представляет собой абсолютное торжество и композиции, и симметрии. Все, как завещал Стэнли Кубрик. Ну, или Уэс Андерсон.

Визуальный язык «Рипли» вторит полотнам итальянских художников, о которых так часто говорит сюжет. Благо большая часть съемок проходила в Италии — стране, генетический код которой на 100% состоит из изобразительного искусства.

Нетфликсовская адаптация «Рипли», без преувеличения, настоящий рай для эстетов и ад для всех тех, кто пришел за интригующей детективной историей. Вопреки избранному жанру, саспенса невероятно мало. Более того, у сериала удивительно последовательный монтаж, изредка прерывающийся джамп-катами, который делает повествование местами невыносимо прямолинейным. Зеллиан жертвует интригой во имя красоты — решение, с которым сложно спорить, но тяжело понять. Особенно фанатам детектива.

Впрочем, из-за наличия невероятного количества экранизаций «Талантливого мистера Рипли» в Голливуде и за его пределами, смотреть новый сериал ради детективной линии было бы по меньшей мере странно.

Зеллиан возвращает на экраны знакомый сюжет, осознанно избегая свободных для интерпретации моментов в отношении личности и сексуальной ориентации Тома Рипли, которые, например, были в фильме Мингеллы. Напротив, он во всем опирается на конкретику, создавая удивительно четкий, но лишенный всякой чувствительности портрет идеального убийцы.

Эндрю Скотту пришлось создавать образ с нуля, без оглядки на интерпретации Мэтта Дэймона, Джона Малковича («Игра Рипли») или Алена Делона («На ярком солнце»). Его Рипли — удивительно отрешенный убийца без внутренней боли и мотивации — человек с тысячью лиц, чья истинная природа остается для зрителей загадкой.

При этом даже такой Том Рипли по-своему уязвим, комично неловок в первых убийствах, ужасно неряшлив в банковских аферах. Особое внимание в сюжете уделяется необычной одержимости Рипли судьбой великого итальянского художника Караваджо, который много веков назад убил человека в Риме и всю оставшуюся жизнь скрывался от правосудия.

Схожую параллель можно увидеть и в привязанности героя к картинам Пикассо — знаковому представителю кубизма, особенно любившему деконструировать человеческие фигуры.

При всей беспощадности событий, происходящих на экране, «Рипли» умудряется быть довольно ироничным сериалом, особенно в тех случаях, когда дело касается контекста. Выбор Элиот Самнер, дочери Стинга, на роль Фредди — один из тех случаев, когда кастинг поражает больше игры (удивительная схожесть с самой Патрицией Хайсмит и правда обескураживает). Камео Джона Малковича в роли Ривза Майотта, книжного подельника Рипли, — один из тех плот-твистов, который окупает отсутствие интриги.

И все же смотреть или не смотреть «Рипли» — все еще не выбор уровня Шекспира. Версия Стивена Зеллиана определенно имеет право на существование, но вряд ли закрепится в кинематографической истории. В первую очередь в связи со своей колоссальной невозможностью показать что-то новое, кроме завораживающе красивого вида. Впрочем, для многих достаточно и этого.

Поделиться