«Крайне смешно»: какой получилась вторая «Мятежная луна» Зака Снайдера
. Netflix продолжает выпускать дорогущее космофэнтези без душиВышел обзор фильма «Мятежная луна, часть 2: Оставляющая шрамы» Зака Снайдера
На Netflix вышла вторая часть «Мятежной Луны» Зака Снайдера с подзаголовком «Оставляющая шрамы». Продолжение франшизы угодило в статус самого низко оцененного фильма режиссера на Rotten Tomatoes (17% от критиков и 53% от зрителей).
Кинокритик и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирается, почему у амбициозного визионера Снайдера получилась пародия на далекую-далекую галактику.
События «Оставляющей шрамы» начинаются там, где завершился первый фильм — никакого скачка во времени не будет. Кора (София Бутелла) вместе со своей командой возвращается к фермерам на планету Вельдт. Героиня считает, что адмирал Нобл (Эд Скрейн), угрожающий ей и местным жителям, мертв. В действительности адмирал сумел выжить: медики империи Праматерь восстановили его тело и разум. Зная, что Кора обитает на Вельдте, он собирается вернуться на планету, чтобы захватить ее в плен и убить всех, кто встанет у него на пути.
Девушку давно разыскивает сенатор Балисарий (Фра Фи) — регент Праматери и приемный отец Коры (настоящее имя воительницы — Артелая). Когда-то, будучи телохранительницей дочери Короля, она приняла участие в заговоре Балисария — привела Короля с Королевой на расправу и убила свою подопечную. Приемный отец решил повесить заговор на Артелаю и заключить ее под стражу, но девушке удалось сбежать. Эта история раскрывается в масштабном флешбэке. Из-за убийства королевской дочери героиню Софии Бутеллы терзает чувство вины — она не может спокойно спать и всегда ждет, когда ее наконец обнаружат.
В несостоявшемся спин-оффе «Звездных войн» Зак Снайдер раскручивает тот же сюжетный троп, который лежал в основе первой части «Мятежной Луны». Врагам, вооруженным бластерами и тяжелой артиллерией, нужно противостоять во что бы то ни стало. Для этого в первой части Кора и трусоватый фермер Гуннар (Михил Хёйсман из «Игры престолов») облетели половину галактики в поисках отважных воинов, готовых встать на защиту беспомощных фермеров Вельдта. Во второй части долгожданное сражение неминуемо произойдет, но к нему нужно как следует подготовиться.
Целый час (половину всего хронометража) «Оставляющая шрамы» накручивает саспенс. Впереди главное сражение всей жизни — мужчины и женщины в деревне работают не покладая рук. Одни роют окопы и строят блиндажи, другие стреляют по мишеням в тире, третьи выкладывают баррикады из мешков с зерном. Кстати, зерну Снайдер уделяет особое внимание — генерал Титус (Джимон Хонсу) посвящает сбору урожая целую речь. «Зерно — наша пища и наш щит», — считает экс-офицер Праматери, решивший встать на сторону честного народа. Мешками с зерном деревенские жители обкладывают дома, чтобы флот не мог расстрелять их с воздуха.
Если первая часть давала задел на развитие огромного мира, то вторая напрочь об этом забывает: помимо Вельдта, здесь будто и не существуют других планет. Зак Снайдер объявил, что в планах либо четыре, либо шесть полнометражных фильмов во вселенной — вероятно, раскрытие иных миров откладывается на следующие картины. Действие никуда не торопится: на один только сбор урожая режиссер выделяет минут 20 в слоумо. Потные мужчины с косами чинно шагают по полю, срубая колоски; тонны пшеницы сгружаются на летающий поддон и отправляются на фабрику. Снайдер смакует каждый кадр жатвы — это так пафосно и трагично, словно перед нами последняя секунда жизни на планете. Но на деле крайне смешно.
Команда Артелаи, собравшаяся в первом фильме, в сиквеле могла бы обрести объем, предысторию, да хоть что-нибудь — лишь бы не выглядеть статистами. Увы, герои как были, так и остались пластмассовые: одна-две характеристики и пара крупных планов, на которых актеры изображают философско-задумчивые гримасы. С предысторией дела чуть получше. «Я никогда не исповедовался, но сейчас хочу сказать пару слов», — предваряет свой флешбэк генерал Титус. Благодаря рассказам каждого героя мы узнаем «шокирующие» факты их биографии.
Титус когда-то отказался выполнять приказ Праматери — за это фрегат империи расстрелял солдат генерала у него на глазах. Наездник грифонов Тарака (Стаз Нэйр), оказывается, королевских кровей: наследный принц бежал из родного мира, когда флот Праматери атаковал его. Воительница Немезида (Пэ Ду-на) чудом выжила после нападения воинов Праматери, жителей деревни убили, дома сожгли. Сказать, что вышеописанное делает персонажей ближе к зрители, пробуждает эмпатию и желание следить, что будет дальше, трудно. Перед нами по-прежнему безликие безумцы, сражающиеся с картонными солдатами, которые — в лучших традициях штурмовиков из «Звездных войн» — стреляют мимо цели.
Развязка в духе «Семи самураев» Куросавы уникальностью не блещет. В мире «Звездных войн», на которых «молится» Снайдер, реверансы в адрес японского режиссера были и в анимации «Войны клонов», и в сериале «Мандалорец» с Педро Паскалем, не говоря о десятках голливудских вестернов и боевиков. Вероятно, нам еще не раз предстоит погружение в диковатый мир космической оперы Зака Снайдера, режиссерский стиль которого узнаваем с первых минут.
К сожалению, с таким халтурным отношением к сценарию и раскрытию персонажей новым культурным феноменом «Мятежной Луне» не стать. Для флагманской фантастической вселенной Netflix (бюджет каждой части $166 млн) обе «Луны» выглядят как плохой фанфик по «Звездным войнам». Это особенно неприятно, учитывая, что даже фанфик может стать зрительским хитом («Народный Джокер» c 95% на Rotten Tomatoes отличный тому пример).