«Звездные войны» Зака Снайдера. Какой получилась «Мятежная луна»

. Стоило ли дать шанс вселенной, в которой слоумо соревнуется с клише

«Мятежная луна» Зака Снайдера получилась не самой удачной. Мнение критика

Обновлено 29 января 2024, 17:02
<p>София Бутелла в роли Коры. Кадр из фильма &laquo;Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня&raquo;</p>
Фото: Netflix

София Бутелла в роли Коры. Кадр из фильма «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»

На Netflix вышла первая часть «Мятежной Луны» с подзаголовком «Дитя огня» — новой фантастической дилогии Зака Снайдера, режиссера «Человека из стали» и «300 спартанцев». Зарубежная пресса встретила фильм негативно, ругая постановщика за вторичность.

Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев посмотрел фильм, остался под впечатлением и попробовал разобраться, чем выделяется космическая опера об отважной беглянке, которая бросает вызов тоталитарной империи.

Фермеры планеты Вельдт, одного из спутников газового гиганта в какой-то далекой галактике, живут в гармонии. Рабочие собирают урожай, которого вполне хватает им самим, еще и на продажу остается небольшой излишек. Однажды его продали отряду повстанцев, которые предложили за провиант хорошую цену. Вельдт — дальняя часть империи Праматерь, власть в которой принадлежит сенатору Балисарию (Фра Фи). По его приказу на планету прибывает адмирал Нобл (Эд Скрейн) — ему поручено изловить повстанцев, которые планируют… революцию.

На Вельдте дислоцируется небольшой отряд Нобла, который принимается терроризировать местных, предпринимает попытки насиловать и убивать. На защиту мирных граждан встает таинственная приживальщица Кора (София Бутелла), которую приютил один из фермеров, вытащив пару лет назад из обломков военного корабля. Как окажется позднее, Кора — дезертировавший офицер элитного военного подразделения Праматери. Она служила при дворе королевской семьи, ей было поручено обеспечивать безопасность дочери короля, будущей наследницы трона. Но что-то пошло не так.

Если вам кажется, что предыдущие два абзаца были вдохновлены чем-то вроде «Звездных войн» или «Дюной», это не галлюцинация. Изначально «Мятежная Луна» могла стать одним из спин-оффов мира «Звездных войн» — еще до того, как это стало мейнстримом и Lucasfilm не превратились в одну из контор Disney (вот насколько это давняя задумка Зака Снайдера). Проект долго стоял на месте, поэтому Зак переложил историю из спин-оффа на оригинальный лад и принес в Netflix. Красный стриминг, отметив успех предыдущего проекта Снайдера «Армия мертвецов», дал режиссеру зеленый свет на разработку целой вселенной.

Собственно, с первых кадров чувствуется задел на огромный мир. Если забыть о стартовом конфликте между безжалостными завоевателями и мирными фермерами, «Мятежная Луна» представляет практически необъятный мир. Каждые 20–30 минут хронометража появляется новая планета с уникальными особенностями, природой, населением и визуальной эстетикой. Не все раскрыты в полной мере, но можно предположить, что Снайдер явно уделит внимание некоторым уголкам этой киновселенной в последующих проектах.

Актеры в целом играют слабо. Когда София Бутелла начинает произносить очередной пафосный монолог, эпизод хочется перемотать — настолько пресно и угрюмо звучит ее героиня Кора. Из Эда Скрейна хотели сделать грозного адмирала-психопата, но в его режим устрашения и гнева поверить тяжело. Появляется и Чарли Ханнэм — в образе Кая, таинственного спасителя Коры с темными помыслами за пазухой. Среди других членов команды — Гуннар (Михил Хёйсман из «Игры престолов»), трусоватый и мелочный житель фермерской деревни, который оказывается в отряде Коры не по своей воле.

Второй план, однако, источает свет и надежду. Наездник грифонов Тарака (Стаз Нэйр) и воинственная обладательница световых мечей Немезида (Пэ Ду-на) — примеры героев, которым по-настоящему сопереживаешь. Сражение Немезиды с паукообразной мутантшей в исполнении Джены Мэлоун — один из мощнейших экшен-эпизодов картины. Из маленьких радостей каста — Энтони Хопкинс, правда, не собственной персоной, а на озвучке. Актер подарил голос роботу Джимми, который чудом сохранил функциональность после войны.

Захватывающей первую часть не назовешь. По сути, Зак Снайдер разыгрывает сюжет «Семи самураев» Акиры Куросавы. Отважная девушка с темными пятнами в биографии (служила узурпаторам; говоря языком «Звездных войн», «должна была бороться со злом, а не примкнуть к нему») собирает воинов-одиночек, которые могут дать отпор дредноуту безжалостного адмирала, который славится нечеловеческой жестокостью, поскольку уничтожил не один десяток планет за свою «славную карьеру». К одиночкам присоединяются и разрозненные повстанцы, существующие благодаря укрывающему их благочестивому королю из еще одной удаленной системы Праматери.

Снайдер не изменяет себе ни в чем — безошибочно узнаются фирменные фишки автора. Как и предыдущие картины, «Мятежная Луна» никуда не торопится — хронометраж 2 часа 13 минут, и это буквально половина истории, картина заканчивается на мощнейшем клиффхэнгере. Диалоги преисполнены пафоса, как будто каждый момент их жизни — судьбоносный выбор между свободой и стабильностью, милосердием и справедливостью, правдой и безопасностью. Их бы разбавить толикой иронии, но в эту сторону авторы явно не смотрят.

Еще одним безошибочным маркером Снайдера остается чрезмерное увлечение слоумоушеном. Вода течет, ветер дует, а Зак Снайдер любуется красотой мгновения (примерно каждые 20–30 минут фильма). Некоторые эпизоды от этого только выигрывают — например, первые перестрелки с участием главной героини. Но нажимать на одну и ту же кнопку восприятия зрителя просто неприлично, когда у тебя в наличии масштабный режиссерско-постановочный арсенал.

При всем этом «Мятежной Луне» хочется дать шанс. Как минимум потому, что это половина истории. Слишком много стартовых точек для развития очень разных сюжетных линий раскидал Снайдер за эти два часа. Естественно, картине не избежать сравнений и со «Звездными войнами» (в финале даже появляется некое подобие Дарта Вейдера, но обойдемся без спойлеров), и с классикой вроде Акиры Куросавы.

Важен не столько источник вдохновения, сколько фактура, которая используется для работы со вторичной идеей. С фактурой Снайдер, что ни говори, работать умеет — пример с режиссерской версией «Лиги справедливости», которую мир увидел благодаря преданным фанатам кинематографиста, наглядно это доказал.

Кстати, Netflix обещает режиссерскую версию «Мятежной Луны» в ближайшем будущем. Будем надеяться, что обновленная версия «Дитя огня» скрасит ожидание зрителей до выхода продолжения в апреле 2024 года. Заявка на новый культурный феномен, которым когда-то стали «Звездные войны» Джорджа Лукаса, пока у Снайдера не оправдывается.

Поделиться
Авторы
Теги