«Цикады»: обзор сериала о стрельбе на вечеринке старшеклассников
. Проект Евгения Стычкина обращается к проблемам подростков и родителейВышли все серии сериала «Цикады» о стрельбе на вечеринке старшеклассников
На «Кинопоиске» завершился сериал «Цикады», созданный командой, которая годом ранее работала над «Нулевым пациентом». Это полный недоговоренностей триллер о стрельбе на вечеринке московских школьников и драма об отсутствии нормальной коммуникации между подростками и родителями. Структурно сериал похож на «Большую маленькую ложь» (HBO max): в настоящем времени следователь опрашивает свидетелей, флешбэки раскрывают отношения между старшеклассниками и показывают саму трагедию.
Кинокритик Максим Ершов объясняет, почему «Цикады» — актуальный, эмоциональный и увлекательный проект, но не по-настоящему оригинальный.
На шумной вечеринке в московской школе по случаю выпускного звучат выстрелы. Расследовать происшествие будет следователь Андрей Толбоев (Артем Быстров) — он допросит старшеклассников, учителей и родителей в попытке реконструировать события. А рассказ стоит начать за пару месяцев до происшествия, когда в школу пришел богатенький новичок Антон (Григорий Верник). Подростка пристроил неприлично богатый властный отец (Евгений Стычкин), и Антон быстро стал звездой класса, устраивая роскошные вечеринки и разбрасывая деньги направо и налево.
На новенького заглядывается половина девчонок, в том числе неразговорчивая Алина (Рита Аржаных). Одноклассники либо завидуют, либо пытаются подружиться, чтобы тоже почувствовать себя королями жизни. С любопытством наблюдают не расстающиеся ни на минуту Марк (Илья Виногорский) и Соня (Екатерина Воронина). Искренне ненавидит влюбленный в Алину Алекс (Кирилл Буханцев), который заглушает тоску в объятиях спортсменки Кати (Ирина Паутова). Обращает на новичка внимание даже молодой школьный психолог Лена (Анна Завтур).
Магическим образом в модной московской школе собраны дети богачей и подростки из неблагополучных семей. Антон, Алина и Марк ни в чем не нуждаются. У Кати родители ежедневно сидят в милой беседке во дворе и распивают дешевый алкоголь. Воспитанием Алекса занимается бабушка, так что лишних денег в доме нет. Естественно, между одноклассники возникает легкая классовая вражда, которая, правда, зачастую остается на втором плане.
Начиная со второй серии эпизоды открываются черно-белыми флешбэками из раннего детства героев, которые показывают важные, сформировавшие теперь уже подростков события. Далеко не всегда можно провести прямую линию между прошлым и настоящим, но все равно любопытно высматривать едва проглядывающиеся черты характера.
Чуть меньшее внимание уделено родителям, хотя и показаны различные варианты отношений между детьми и взрослыми. Родители Марка до сих пор находятся в конфетно-букетном периоде, любят друг друга и сами с удовольствием тусят. Мама Сони ищет кавалера и регулярно ходит на свидания. Отец заваливает Антона дорогими игрушками, подменяя любовь деньгами, и позволяет проводить безумные вечеринки. Другие старшеклассники и вовсе никаких теплых чувств от мам и пап не видят. Особое место в сюжете занимают отношения инфантильной и наивной Лены, школьного психолога, и ее мамы — строгой директрисы (Виктория Толстоганова). Сложившийся в детстве паттерн взаимодействия продолжается и во взрослом возрасте.
Каждый эпизод в «Цикадах» придерживается одной схемы: сперва допросы, где зрители слышат версии юных подозреваемых и свидетелей, а затем флэшбеки, с помощью которых наблюдают за двумя последними месяцами перед стрельбой. Сколько было преступников, в кого стреляли, кто ранен, кто убит? До финала остается только догадываться и лишний раз вздрагивать, когда в кадре оказывается ружье. То папа Антона ведет сына и пару товарищей пострелять в тир, то новенький хвастается перед всем классом винтовками отца-охотника.
Рамка трагедии сразу же задает зрительское впечатление. С самого начала известно, что в последней серии будет стрельба, так что на все разговоры, ссоры и недомолвки подростков мы смотрим через призму грядущей трагедии. Хотя откровенного насилия на экране не так уж много, его тяжелый дух нависает над всеми событиями. И поскольку подробности стрельбы неизвестны, движущей силой сюжета становится детективная линия, напряжение наступает с первых минут.
Над сериалом работали продюсеры Александра Ремизова и Дмитрий Нелидов, выпускавшие «Нулевого пациента», «Короля и Шута» (его, к слову, посмотрели рекордные 4,3 млн подписчиков «Плюса» за первые два месяца показа), «Монастырь» с Анастасией Ивлеевой и многие другие громкие и успешные премьеры «Кинопоиска» последних лет. Режиссировал все эпизоды Евгений Стычкин, он же снимал первый сезон «Контакта» и упомянутого «Нулевого пациента». В 2024-м ожидается его многосерийная ретродрама «Олимпиада» о подготовке к Играм в конце 1970-х — не менее амбициозная затея с участием Юрия Стоянова и Игоря Костолевского.
«Цикады» — стильно снятая подростковая драма со всеми давно известными, но не теряющими актуальности ингредиентами: первая любовь, невозможность признаться в чувствах, наркотики, непонимание со стороны сверстников, одиночество, секс, отношения с родителями, желание сепарироваться и придумать собственные правила игры. Главных героев не хочется судить слишком строго — старшеклассники находятся на перепутье и решают, как умеют, что дальше делать с жизнью. Создатели помещают в центр внимания вроде бы не детей, но еще и не взрослых. Когда возникают проблемы, школьники прячутся за авторитет родителей. Когда же дело доходит до любви и вечеринок, они хотят экспериментировать, пробовать и ошибаться самостоятельно.
Сериал не выносит приговор и не ставит диагноз обществу. Невозможно создать универсальный свод правил поведения, который бы позволил оставаться с подростком на одной волне и в исключительно доверительных отношениях. Родители и дети в сериале живут в разных мирах. Взрослые довольствуются хорошими оценками, ничего не зная о сыновьях и дочерях. Дети рады, что от них отстали и можно веселиться, как в последний раз. Ситуация проблемная, но не гарантированно взрывоопасная.
В сравнении с зарубежными «Эйфорией», «Элитой» или «Сексуальным просвещением» проект Евгения Стычкина кажется вегетарианским, но с учетом современного российского законодательства все равно эффектно смотрится. В заданных рамках «Цикады» хотя бы по касательной затрагивают многие нарывы общества, обходя политику за километр. И хотя сериал увлекательный, все-таки финал кажется недокрученным, распознать отчетливую авторскую мысль не получается. «Внимательно следите за детьми?» Уж слишком плоско и предсказуемо.