Вышел сериал про группу «Король и Шут». Почему его стоит смотреть

. Что оставил после себя отечественный фолк-панк нулевых
Обновлено 02 марта 2023, 16:28
Кадр из сериала «Король и Шут»
Фото: Кинопоиск

Кадр из сериала «Король и Шут»

На «Кинопоиске» состоялась премьера сериального байопика «Король и Шут» о сказочных панках новой России, которые стали настоящими легендами. Проект, спродюсированный в том числе Андреем «Князем» Князевым, нацелился отразить целую эпоху (больше 20 лет творчества, с конца 1980-х до 2013 года, когда умер Михаил Горшенев) с десятками хитов (от «Лесника» до «Мертвого Анархиста»), целую субкультуру, сделавшую «нефоров» в кожаных куртках аутентичными фэнтези-панками, чем-то средним между металлистами и толкинистами.

РБК Life посмотрел два эпизода «Короля и Шута» и рассказывает, почему этот сериал будет интересен не только повзрослевшим фанатам группы.

1999-й, ДС «Юбилейный» в Петербурге разрывается от грохота гитар, барабанов и воя толпы, огромный зал, набитый подростками с ирокезами, подпевает ребятам на сцене: «Разбежавшись, прыгну со скалы — / Вот я был, и вот меня не стало...» После концерта Миша «Горшок» Горшенев (Константин Плотников), решив, что пик славы достигнут, напивается до «белочки» с намерением с этого пика красиво прыгнуть вниз, прямо как в песне. Очень вовремя ему чудится жуткий шут с афиши (сыгранный загримированным Евгением Ткачуком из «Казни»), который представляется ангелом, а ведет себя как черт: «Прыгай, Миша, пока молодой, не жди бесславной и грязной смерти». От шага в пропасть Горшка вытащит Андрей «Князь» Князев (Влад Коноплев), с трудом убедив сумасбродного товарища, что это вовсе не пик славы и что лучшие хиты впереди.

Этот открывающий эпизод растягивается на всю пилотную серию, перемежаясь с флешбэками, которые иллюстрируют историю первых шагов группы, удачные и не очень выступления и раскрывают характеры. Кто такой Михаил Горшенев? Невнятный хулиган с нечесаной головой и беззубым оскалом или человек кипучей энергии, идеалист и фанат философских трудов Петра Кропоткина? А Князь — «мой друг художник и поэт» или целеустремленный стратег, создатель сказочной вселенной и проводник в нее целого поколения молодых людей? Оба — противоположности, причем Горшок в амбициозной сериальной концепции практически панковский Высоцкий, а Князь чем-то близок к Полу Маккартни.

Дуэты из противоположностей — очень устойчивая опора для подобных проектов: у Кирилла Серебренникова в «Лете» (2018) на общей сцене зарождающейся рок-культуры Ленинграда фигурировал дуэт Майка Науменко и Виктора Цоя, в «Богемской рапсодии» (2018) к Фредди Меркьюри был приставлен Брайан Мэй, в The Doors (1991) Джиму Моррисону помогал Рэй Манзарек. Упомянутый Маккартни — оппонент, но и компаньон Джона Леннона. Пары, подобранные небесной кастинг-командой, которым суждено создавать нечто легендарное, рождены стать частью пронзительной и вдохновляющей истории.

На отечественной кинематографической почве проект о «Короле и Шуте» — еще и мощный ностальгический коктейль: разговоры в подворотнях о философии анархического движения, кадры с Москвой 1990-х, пыльные клубы, где скины бычат на «нефоров», а «братки» — на байкеров, пиво льется рекой из пластиковых баклажек, сигаретный дым въедается во все мягкие и не очень ткани. А в параллельной фэнтези-вселенной, снятой в духе «Монти Пайтона», разворачиваются сюжеты «Куклы колдуна», «Ели мясо мужики» и других песен, героями которых становятся Князь и Горшок — менестрели с лютнями. Они встречаются с королем (он же отец Горшка в исполнении Александра Клюквина), идут спасать принцессу, преодолевают опасности (с фирменным черным юмором «КиШа»), выручают друг друга, подкалывают.

Авторы проекта — Дмитрий Нелидов, Рустам Мосафир, Игорь «Панкер» Гудков и Андрей Князев — явно стремились отойти от схемы байопика и хорошенько перемешали биографические факты о группе и ее отдельных участниках, умудрившись не расшатать стройность истории. Все многочисленные флешбэки встроены уместно и качественно, запутаться не получится, а вот провалиться в воспоминания о молодости — легко. Драйв воссозданных концертных выступлений в сериале есть, и он приносит удовольствие. Эффект музыкальных сцен, как в западных блокбастерах, авторами точно достигнут, хотя масштабы тут явно скромнее.

Зато любви и старания вложено много. Константин Плотников, роль Горшка для которого — первая главная в карьере, изучил все, что связано с героем. Просмотрел имеющиеся в архивах интернета видеозаписи и интервью, встретился с родителями Горшенева, подружился с братом Алексеем (группа «Кукрыниксы») и его сыном Кириллом (феноменально похожий на отца, он сыграл его в сериале), прочитал книги Александра «Балу» Балунова (басист «КиШа»), да и вообще слушал «Короля и Шута» с детства. Влад Коноплев, играющий Князя, был лично выбран и проинструктирован Андреем Князевым, посвящен в детали биографии, внутренние шутки группы, байки и другие подробности, которые сильно помогли ему в создании образа. Собранный вместе каст даже сыгрался на репетициях, поэтому те же концертные эпизоды выглядят убедительно.

Любые опасения, что сериал может представлять очередной выпуск телешоу «Точь-в-точь», разрушаются благодаря замечательной игре Плотникова и Коноплева: они обаятельны и симпатичны, на них приятно смотреть, даже когда сцена оставляет желать лучшего (например, съемки пирующего Средневековья выглядят сыровато, как и оупенинг в ДС «Юбилейный»). Заполненный гротескными образами сериал кланяется вайбу всех песен «Короля и Шута», балансирующему на грани страшного стыда и невиданного шедевра.

«Красота завафлила, надежда только на панк-рок», — бросает Горшок и выходит на сцену клуба Sexton прямо в разгар поножовщины между группировками, составляющими недружелюбную и совсем неподходящую аудиторию никому не известной пока группы в 1990-х. Когда первые куплеты «Лесника» остановят побоище, Хозяйка старинных часов благосклонно улыбнется: «Песни складываете лихо!»

Поделиться
Авторы
Теги