Вышел сериал Содерберга «Замкнутый круг»: от него невозможно оторваться
. Антикоррупционная криминальная история с щепоткой мистикиКритик Тимур Алиев назвал сериал Содерберга «Замкнутый круг» сложносочиненной драмой
На стриминге Max вышла новая работа автора «Заражения» и «Больницы Никербокер» — мини-сериал «Замкнутый круг». Это сложносочиненная криминальная драма, в которой переплетены мафиозные разборки, похищение детей, мистика и коррупция.
Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о том, как Стивен Содерберг опутывает зрителей паутиной загадок.
Мафия из Гайяны, члены которой промышляют в Квинсе (Нью-Йорк), сталкивается с трагедией: погибает деверь главы преступного клана Савитри Махабир (Си Си Эйч Паундер). Раздавленная горем женщина не торопится искать убийцу. Савитри уверена, что на ее роду лежит проклятье, которое необходимо снять. Для этого требуется похитить подростка Джареда (Итан Стоддард), да не простого, а связанного кровными узами со знаменитым поваром, шефом Джеффом (Деннис Куэйд). Когда-то его семья разбогатела на коррупционной схеме, связанной со строительством недвижимости на родине Махабир.
Для похищения и вымогательства мафиозная царица нанимает простых парней с окраины Гайяны. Луи (Джеральд Джонс III) и Хавьер (Шеи Коул), прилетевшие за счет мафии в Нью-Йорк, не до конца понимают, в какое мутное дело ввязываются. Но, как известно, земляки своих не бросают, и наемники, отринув сомнения, планируют операцию. В лучших традициях криминальной драматургии все идет не по плану. Джареду удается избежать похищения, вместо него в руки мафии попадает другой подросток. Правда, родители парня (Клэр Дэйнс и Тимоти Олифант) все равно соглашаются заплатить выкуп — даже когда сам Джаред оказывается дома цел и невредим.
«Замкнутый круг» с первого эпизода дает понять, что расшифровать его сюжетную головоломку будет очень непросто, но крайне увлекательно. Автором мини-сериала Содерберга стал Эд Соломон (дилогия «Иллюзия обмана», «Люди в черном»). Это уже третий совместный проект Содерберга и Соломона — после сериала «Мозаика» и драматичного нуара «Без резких движений». Творческий тандем набирает обороты, исследуя разрозненное мультикультурное американское общество в разных его формах.
Погружение в контекст происходящего здесь очень неторопливое. В зрителя «бросают» не менее десятка персонажей, и разобрать, кто из них на первом плане, а кто менее важен, может быть затруднительно. Источником вдохновения стала драма Акиры Куросавы «Рай и ад», где мир поделен на два противоположных лагеря — бизнес и криминал. Эд Соломон добавляет в эту вселенную третью силу — агента Почтовой службы (Зази Битц — «Черное зеркало», «Птица высокого полета»), которая расследует похищение и параллельно с этим погружается в темные тайны богачей.
Противопоставление богатых интеллигентных американцев и маргинальных криминальных элементов с юга на первый взгляд выглядит слишком прямолинейным. Но не торопитесь судить по первым эпизодам — ближе к финалу история заиграет множеством разных оттенков. Добро, например, вспомнит, что у него есть кулаки, а в силах зла внезапно проснется эмпатия. Обязательный набор запутанных драм Содерберга — скелеты в шкафу и выгрызающее нутро чувство вины — проявится к середине сюжета.
«Замкнутый круг» легко вписывается в категорию премиум-контента. Это хорошее, насыщенное событиями развлечение, которое одновременно заставляет пораскинуть мозгами. Богачи, беззаботно живущие на Манхэттене, сталкиваются с киднеппингом, припоминают старые грехи и начинают верить в мистические ритуалы колдунов из Южной Америки — сюжетный коктейль довольно бодрый. На другой стороне «баррикад» — мафия из Гайяны, члены которой жестоки и кровожадны, но в одну секунду могут измениться до неузнаваемости из-за необычных суеверий. На фоне разборок звучат речи о победе капиталистического общества, которые в определенный момент прерываются обвинениями в белом колониализме. Соломон не выпячивает активизм и не занимает однозначной позиции, а прячет смыслы между строк, оставляя пространство для размышлений.
Визуально мини-сериал откровенно неказистый, даже неуютный. Съемка походит на псевдодокументальную, в духе «Ведьмы из Блэр» или «Монстро» — ручная камера, которая вечно трясется, и естественное освещение с минимумом изобретательных находок. Оператор Питер Эндрюс (триквел «Супер Майк» Содерберга) держится за спинами персонажей, снимая их преимущественно снизу. «Узок стал человек, я бы расширил», — как бы хочет сказать кинематографист, апеллируя к человеку-песчинке в огромном океане бытия.
Впрочем, режиссура с крайне извилистым сюжетом (твисты в каждой серии, скучно не будет) с лихвой окупают изобразительный минимализм проекта. Уровень саспенса не снижается ни на секунду, многогранные персонажи, блуждающие между светом и тьмой, не раз заставят и понервничать, и попереживать.
«Замкнутый круг» — хороший пример премиум-сериала для широкой аудитории, которую утомили стереотипные детективы с плоскими героями и предсказуемым сюжетом. Пусть Содерберг и приходит к банальной истине о торжестве финансов, оторваться от сочной криминально-мистической медитативности, разбитой на шесть глав, просто невозможно.