«Убийства в одном здании» идет уже три сезона. Почему его нужно смотреть

. Сериал с Селеной Гомес и Стивом Мартином подружил бумеров и миллениалов

Критик Оля Смолина назвала три причины посмотреть сериал «Убийства в одном здании»

Обновлено 15 августа 2023, 06:00
<p>Селена Гомес, Мартин Шорт и Стив Мартин в сериале &laquo;Убийства&nbsp;в одном здании&raquo;</p>
Фото: Hulu

Селена Гомес, Мартин Шорт и Стив Мартин в сериале «Убийства в одном здании»

В августе на платформе Hulu стартовал третий сезон «Убийств в одном здании» — комедийного сериала о трех детективах-любителях с Мартином Шортом, Стивом Мартином и Селеной Гомес в главных ролях. После завершения «Барри» Алекса Берга и Билла Хэйдера «Убийства в одном здании» остаются главным комедийным онгоингом, который умело эксплуатирует набирающий новую волну популярности жанр whodunit (с англ: «Кто это сделал?» — РБК Life), а также всеобщую увлеченность тру-краймом.

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как у создателей «Убийств в одном здании» Стива Мартина и Джона Роберта Хоффмана получилось очаровать два абсолютно разных поколения зрителей.

Одиночество в большом городе

Главные герои «Убийств в одном здании» — трое соседей, живущих на разных этажах шикарного многоэтажного дома на Манхэттене. Все трое по-своему умны и любопытны, а также — безутешно одиноки.

Седеющий актер Чарльз-Хэйден Сэвидж (Стив Мартин) в далеких 1990-х был звездой телесериала «Браззос». Депрессивный и социально неловкий, он едва ли тянет на звание публичной личности, куда больше ему подходит образ затворника, который в какой-то момент жизни решил дистанцироваться от большинства людей.

Безработный бродвейский режиссер Оливер Патнэм (Мартин Шорт), живущий на пару этажей ниже, напротив — всегда фонтанирует свежими идеями и оптимизмом. Увы, жизнерадостный вид Патнэма — лишь маска, спасающая от неуютных разговоров о финансовом кризисе и непростых отношениях с сыном.

Молодая дизайнерша Мэйбл Мора (Селена Гомес), живущая чуть выше Оливера и чуть ниже Чарльза, пытается разобраться в загадочной гибели друга детства Тима Коно (Джулиан Чихи), который когда-то жил в этом же доме. Смерть Коно становится отправной точкой первого сезона «Убийств в одном здании», связующим элементом, который помогает трем таким разным, но одновременно похожим героям найти друг друга и начать совместное расследование.

Три центровых персонажа, будь то «Три мушкетера» Александра Дюма, «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома или «золотое трио» Хогвартса из «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, были и остаются предвестниками традиционной трехактовой истории. Структура таких историй строится на столкновении героев со сложной, практически непреодолимой задачей, решение которой требует выхода из привычной зоны комфорта или еще хуже — глобальной личной жертвы: это может быть как потеря близкого человека, так и отказ от эго, привычной нормы мировосприятия.

Чарльз, Оливер и Мэйбл — три классических вудиалленовских невротика, для которых расследование убийства становится своего рода эскапизмом, способом сбежать не столько от надоевшей рутины, сколько от целого вороха жизненных проблем, которые необходимо как-то решать. Верша свою маленькую справедливость, герои «Убийств в одном здании» получают заветное ощущение значимости, забывая о том, что подвиги их будут забыты, а жертва никогда не сможет сказать «спасибо». Тем не менее совместный поиск убийцы и, что важно, коммуникация внутри коллектива так или иначе выводит Чарльза, Оливера и Мэйбл из эмоциональной изоляции, вынуждая адаптироваться к особенностям друг друга.

Детективы-любители

В отличие от Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро или того же Бенуа Бланка из дилогии «Достать ножи» Райана Джонсона главные герои «Убийств в одном здании» не детективы по профессии или призванию. По большому счету Чарльз, Оливер и Мэйбл — представители двух поколений скучающей нью-йоркской элиты, живущей в идеальных, облагороженных районах с аккуратно подстриженными лужайками и сияющими фасадами, буквально кричащими о безопасности. В их убаюкивающем своей стабильностью мире убийство — событие, подобное взрыву атомной бомбы. Интригу накаляет тот факт, что убийцей может быть кто-то из соседей — не менее скучающих манхэттенцев, чьи главные развлечения на вечер варьируются между очередным скандальным шоу Опры Уинфри и новым картотечным тру-краймом Netflix.

В этом плане события «Убийств в одном здании» максимально апеллируют к существующей реальности, а главные герои в лице одинокого Чарльза, чрезмерного Оливера, отстраненной Мэйбл — отражение двух самых массовых поколений нашего времени, бумеров и миллениалов, которые, как это часто бывает, находятся в вечном антагонизме.

Шоураннеры Стив Мартин и Джон Роберт Хоффман демонстрируют, как представители разных эпох заполняют пробелы в знаниях друг друга, создают маленькие мостики взаимопонимания, чтобы научиться видеть что-то близкое и родное в вещах, которые прежде казались абсолютно чужеродными. Герои учатся строить осознанное доверие и не игнорировать «красные флажки».

В конце концов, для искушенных жанром whodunit зрителей важно не то, что убийца — садовник (это было понятно еще со времен Агаты Кристи). И даже не колоритная фигура детектива — изящный социопат Бенедикта Камбербэтча так и не смог спасти третий сезон «Шерлока». Современная аудитория жаждет контекста, который позволит ей найти точки соприкосновения с событиями на экране, увидеть знакомые референсы, понять, что они с автором говорят на одном языке.

Его величество контекст

Главные герои сериала не просто расследуют предполагаемое убийство, но и записывают о своем расследовании подкаст. По сути, авторы сериала в лучших традициях постмодернизма создают историю внутри истории: Чарльз, Оливер и Мэйбл делятся своими мыслями со слушателями, число которых заметно увеличивается после рекламы подкаста на шоу Джимми Фэллона.

К слову, знакомые элементы реальности, в том числе The Tonight Show Джимми Феллона или, например, камео британского певца Стинга, также помогают добавить «Убийствам в одном здании» толику интертекстуальности. Таким образом авторы сериала заметно обогащают хрестоматийный нарратив детектива, создавая в сознании зрителя ложное ощущение знакомой реальности, которая тем не менее работает по своим законам. Для еще большей раскачки своего постмодернистского аттракциона режиссеры не стесняются прибегать и к экспериментальным методам — как с визуальным, так и с аудиальным контентом.

Например, один из эпизодов первого сезона «Убийств в одном здании» снят в абсолютно беззвучном режиме (нечто похожее делал и Джосс Уидон в четвертом сезоне «Баффи — истребительницы вампиров», тогда серия под названием «Тише» получила телепремию «Эмми»). Так авторы пытались показать восприятие немого персонажа Тео (Джеймс Кэверли). В эпизоде второго сезона «Убийств в одном здании» авторы еще и заигрывают со временем, демонстрируя полную реконструкцию дня из прошлого.

Новая волна популярности жанра whoduit неразрывно связана с общей одержимостью тру-краймом, однако в отличие от историй, основанных на реальных преступлениях, whoduit частенько держит внимание зрителя за счет одной интриги, превращая процесс расследования преступления в скучную рутину.

«Убийства в одном здании» решают эту проблему с помощью юмора, двойственного контекста и удивительно гибкой формы повествования. Сериал не только объединяет старое и новое поколение детективов-любителей, он также сводит вместе элементы классического детектива и комедийного постмодерна, атмосферу прошлого века и социальные тезисы новой реальности.

Поделиться
Авторы
Теги