Выгорание, удаленка, «бредовая работа». Как зумеры видят свою карьеру

. Почему часто меняют работу и что считают карьерным успехом

Карьерный консультант Ильгиз Валинуров: зумеры не умеют подчеркивать свои успехи в резюме

Обновлено 10 августа 2023, 08:03
Изображение сгенерировано с помощью нейросети Stable Diffusion
Фото: Изображение сгенерировано с помощью нейросети Stable Diffusion

Не так давно на рынок труда вышли так называемые зумеры — молодые люди 20–25 лет. Они точно знают, чего хотят, отличаются четкостью своих запросов, все про себя понимают и часто меняют место работы.

РБК Life разобрался, как новое поколение делает попытки переосмыслить карьеру, как это скажется на рынке труда и справедливы ли претензии к ним старших — иксеров и миллениалов.

Антиработа и стратегия

Переосмысление рынка труда началось во время пандемии. На этот период как раз пришелся старт карьеры зумеров, многие из которых с первого дня работы получили возможность не выходить в офис на постоянной основе. И хотя удаленка была общим трендом, породившим движение Antiwork, наиболее привычной и комфортной она стала для молодых соискателей. Им приписывают частую смену работы, на первый план у них якобы выходит не просто амбициозность, а возможность стремительного построения карьеры без особых усилий.

Тем не менее в рекрутинге требования зумеров к работе не спешат переоценивать. По словам руководителя молодежного направления hh.ru Ирины Святицкой, запросы соискателей скорее зависят от жизненных этапов. По данным, 80% вакансий требуют личного присутствия, а гибкий график в основном важен для кандидатов до 18 лет, тогда как в возрасте от 18 до 24 лет на него претендуют только 3% соискателей. При этом для молодых кандидатов, говорит Святицкая, уже стали универсальными такие требования, как комфортное рабочее пространство, оплата сверхурочного времени, наличие дополнительных тренингов и курсов.

Карьерные консультанты тоже подчеркивают преувеличенность теории поколений, отмечая, что размер амбиций не зависит от возраста, а резюме многих молодых соискателей по-прежнему выглядят неубедительно. «Я занимаюсь подбором персонала 24 года и не вижу больших изменений в поведении кандидатов, — говорит карьерный консультант Ильгиз Валинуров. — Они точно так же испытывают сложности с написанием резюме и не умеют подчеркнуть свои успехи».

В то же время лайфхаки, как схантить зумера или грамотно составить описание вакансии под него, уже стали привычным инструментом для рекрутеров.

Тренды действительно опережают рынок, но для многих компаний ориентация на ценностные установки зумеров уже не компромисс, а часть бизнес-стратегии. Особенно это касается IT, диджитал, медийной сферы, куда как раз идут делать карьеру люди 20–25 лет. По данным HeadHunter, отрасли, в которых в основном заняты зумеры, — это IT, продажи, обслуживание клиентов, административный персонал, реклама и пиар.

Ворк и лайф

Если на общем рынке труда зумеры пока не так ярко заявили о себе, то для высокотехнологичных компаний портрет кандидата 20–25 лет — готовый кейс. По отзывам эйчаров, зумеры выставляют настолько четкие запросы, что облегчают жизнь работодателю. «Молодые люди обращают внимание на легкость взаимодействия с компанией на каждом этапе поиска работы, для них важна прозрачность коммуникации и скорость отклика», — говорит директор Центра по привлечению и подбору персонала МТС Кристина Сергиенко.

По словам Сергиенко, большинство зумеров, в отличии от представителей поколения X и Y, не готовы сталкиваться со стрессом, тщательнее следят за балансом работы и личной жизни, выбирают гибридный формат работы, легко меняют работодателя. Кроме того, молодые чаще работают по специальности и рассчитывают на более высокую оплату труда на старте карьеры.

Один из ключевых трендов, отделяющих зумеров от поколения трудоголиков, — это соблюдение work-life balance (баланса между работой и личной жизнью).

Стремление разделять работу и личную жизнь кажется естественным, однако для нескольких поколений офисных сотрудников оно так и осталось мечтой. Концепция work-life balance сложилась в середине 1970-х годов в США и изначально была связана с трудовыми правами женщин. Позже идея по-разному переосмыслялась теоретиками и исследователями менеджмента, но, кажется, достигла расцвета только в цифровую эпоху.

Считается, что в отличие от своих родителей зумеры умеют отделить личное время от работы, рабочий процесс у них невозможен без сортировки задач, а границы между ворк и лайф очерчены четче. «Они действительно лучше понимают, когда устали или когда их потребности игнорируются, — подтверждает практикующий психолог, научный консультант образовательного центра «Психодемия» Елена Лаврова. — Баланс личного и профессионального важен для зумеров, и они быстрее замечают, когда чаша весов склоняется в сторону работы».

Легкость зумеров в работе объясняют взрослением с гаджетами, скоростью переключения, а также благополучием, которое обеспечили нынешнему поколению 20-летних их родители. «Напрямую они не сталкивались с необходимостью выживать, в отличие от их родителей в 1990-е годы, — рассуждает Лаврова, — Когда мы выбираем между тем, провести время с семьей или накормить семью, кажется, выбор очевиден».

Жизнь предыдущих поколений всегда кажется труднее. Однако не стоит забывать, что на долю зумеров выпала информационная оснащенность, когда все новости, от климатических катастрофах до политических кризисов, становятся предметом ежедневного думскроллинга (погружения в новостную ленту). Считается, что зумеры заточены на прикладные задачи из-за невозможности справиться с глобальными вызовами: лучше заниматься разработкой приложений, чем рассуждать, как это изменит мир.

Бредовая работа

Еще не так давно променять офисную стабильность на работу мечты считалось подвигом. Сегодня смена карьерного трека у молодых специалистов — тренд. По данным hh.ru, в среднем по рынку специалисты меняют работу раз в три года, но чем младше сотрудник, тем чаще это происходит.

К поискам себя в молодом возрасте располагает и современный рынок труда. «Сегодня поработали в рекламе и маркетинге, завтра — в журналистике, послезавтра — в продаже. Рынок труда сейчас предлагает сценарии, когда можно быстро обучаться, развиваться. Работодатели готовы брать людей с минимальным опытом», — рассуждает Ильгиз Валинуров.

Притом что зумеры часто меняют место работы, запрос на осмысленность у них куда выше, чем у предыдущих поколений, а работа должна приносить удовольствие. Выгорание — понятие из эпохи оголтелого карьеризма — зумерам тоже знакомо.

«В своей практике я вижу, что выгорание случается и у зумеров, зачастую оно связано именно со смысловым компонентом: человек знает, чего хочет, и, если видит, например, что смыслы принесены в жертву бюрократическим моментам, для него эта ситуация оказывается значительно более критичной, чем для людей предыдущих поколений. Зумеров сложнее мотивировать с помощью финансов, им важно понимать, кто они, что они делают, самореализация — одна из важных ценностей для них», — отмечает Елена Лаврова.

Простые должности вроде администратора, как правило, изматывают зумеров сильнее, чем это было у старших поколений. Переосмысляется понятие рабочей специальности и ручного труда. Так, за желанием выучиться на мастера маникюра часто стоит более амбициозная задача построения личного бренда.

Рынок позволяет менять сферу, не задерживаясь на скучных должностях. В чем тогда проблема?

Зумеры стремятся к осмысленным занятиям, а те, в свою очередь, требуют погружения, с которым молодое поколение как раз испытывает сложности. В идеальной работе зумеров больше комфорта и технологичности, но меньше эмоционального вовлечения и глубины. И касается это не только новых сфер вроде таргетолога или контент-мейкера, но и фундаментальных профессий, например учителя или врача. Сферы начинают пересекаться, и в работе учителя применяется больше технологий, чем было раньше, она видоизменяется. Педагог по ИЗО сегодня — тот же контент-мейкер, а разделение на новые и старые профессии становится довольно условным.

Своего карьерного манифеста у нынешнего поколения пока не появилось, зато есть хештег #lazygirljob («работа для ленивых»), собравший в TikTok миллионы просмотров. Ролики о «ничегонеделании» на работе скорее пародия на кризис офисного жанра, чем реальный трудовой лайфхак. Напоминание, что возвращение к прежним форматам занятости выглядит комично.

В связи с концом эпохи «офисного планктона» эксперты упоминают термин «бредовая работа», придуманный антропологом Дэвидом Гребером. В 2013 году в журнале Strike было опубликовано эссе, в котором Гребер описал «настолько бессмысленную форму занятости, что оправдать ее существование не может даже сам наемный работник» (позже из эссе выросла книга). Но говорить о том, что «бредовая работа» осталась в прошлом, пока рано. Гребер развивает мысль, что технологии только способствуют увеличению объема «бредовой работы», а не сокращают ее.

Одна победа

Как бы там ни было, но за зумерами стоит ощущение свободы и собственных возможностей, а дискомфорт, связанный с выгоранием вряд ли будет заметен окружающим. Они неуязвимы для критики и убеждены, что делают рынок труда более гибким, меняя его под себя. Однако это не совсем так: зумеры часто оказываются замкнуты внутри одной экосистемы или корпорации.

Большинство корпораций («Сбер», «Яндекс», МТС, VK) строят экосистемы, которые помогают сотрудникам легко переходить из медиа в тревел-направление, а из тревел в финансы. Меняя «песочницу», работник все равно остается запертым внутри одной бизнес-модели.

«Среди причин увольнения чаще всего встречаются смена карьерного трека и желание пробовать себя в других направлениях, поэтому мы предлагаем возможность изменения сферы деятельности внутри компании, — говорит HRD «Самоката» Евгения Корнилова. — У нас много таких кейсов: специалист по финансам перешел в HR-департамент, а товаровед даркстора занялся развитием проектов в одном из отделов офиса». По ее словам, молодые люди стремятся работать и в онлайн-ретейле — это быстрорастущий рынок, поэтому потенциальные сотрудники чувствуют больше уверенности в таких работодателях.

Не для всех синонимом свободы становится удаленка. По отзывам сотрудников, которые раньше работали в офисе, провести границу между личным временем и работой, сидя в рабочем чате, все сложнее. Но для зумеров это более органичный формат.

Никак пока не отразилась на самоощущении молодого поколения и тяжелая экономическая ситуация, которая складывается в России, — об этом говорит статистика и сохранение основных трендов на рынке труда. По словам Лавровой, работа по-прежнему нужна зумерам для реализации и личных целей, а не просто для заработка, поэтому мириться с неудобствами на работе они не готовы.

Кажется, сложно представить обстоятельства, в которых нынешнее поколение 20-летних изменит своим принципам. Чувствовать себя победителем в любой ситуации — не в этом ли залог успеха?

Поделиться