«Айтишники списывают виртуознее всех». Преподаватели — о новых студентах
. Откровения в разгар вступительной кампанииВ конце июня в российских вузах стартовала приемная кампания, количество бюджетных мест в этом году увеличили до 588 тыс. Но интересны не цифры, а тренды. Отношения между студентом и классической альма-матер вышли на новый этап — взять хотя бы современную мобильность, которая вступила в противоречие с размеренным академическим темпом. Сегодня принято делить навыки на soft и hard skills, прокачивать интеллект и слушать лекции с таймкодами.
РБК Life выяснил у преподавателей московских вузов, чего современные студенты хотят от высшего образования и отвечает ли их запросам классический университет.
«Поколение ЕГЭ»
Единый государственный экзамен давно преодолел границы образовательного стандарта и теперь считается фактором, который повлиял не только на уровень эрудиции, но и на ментальность современных школьников и студентов. Появился даже термин «поколение ЕГЭ», раскрывающий главное, как считается, свойство молодого поколения — нахватанность в ущерб глубине. Однако в образовательной среде, где ЕГЭ традиционно ругали, все чаще можно услышать аргументы в пользу единого госэкзамена. Преподаватели отмечают, что формат тестирования точно совпал с актуальными запросами времени.
«В образовательной среде принято ругать ЕГЭ, но я не считаю, что это плохое явление — хотя бы потому, что оно сформировало в детях умение решать конкретные кейсы. И делают они это настолько впечатляюще, что иногда невозможно поверить, что тот или иной проект сделали первокурсники, например. Перекликается это и с модой на образование: сейчас множество платформ, где можно получить прикладные навыки.
Прибавилось конкретики и в выборе «куда пойти учиться». По своему опыту могу сказать, что абитуриенты год от года становятся более целеустремленными, четко понимают, на какое направление хотят поступить. Еще пять лет назад приходили люди, которые не знали, какой факультет им выбрать, тем более что распыление по многим вузам и направлениям предполагает, что подать документы можно куда угодно, «лишь бы набрать проходной балл». Думаю, что тенденция к четкому выбору связана прежде всего с профориентацией в школах, которая начала активно работать.
Приемная кампания — это большой стресс и для абитуриентов, и для преподавателей, которые пытаются быть еще и психологами для поступающих. От волнения на вступительных экзаменах абитуриенты иногда не только теряют дар речи, но и могут перепутать язык, на котором говорят. Как-то при поступлении был случай: молодой человек пришел сдавать английский язык, но в какой-то момент так переволновался, что потерялся и заговорил на французском. Выяснилось, что знает он оба языка, он поступил, кстати. А мы тогда всей комиссией посмеялись.
Как бы ни менялись студенты со временем, но в университетской среде есть устойчивое понятие академического снобизма. В РГГУ среди своих коллег подобное наблюдаю редко. Сама придерживаюсь золотой середины: с одной стороны, ты учишься у профессуры, как себя вести со студентами и на конференциях, и в то же время постоянно учишься чему-то у студентов. За этот живой взаимный процесс я и люблю свою работу».
«Я бы не хотела ругать ЕГЭ, но его очевидный минус в том, что абитуриенты теряют атмосферу вступительных экзаменов. Сидят в аудитории под камерами, родители ждут под окнами, есть много мемов на эту тему. Вступительные экзамены должны оставаться воспоминанием на всю жизнь: я, например, до сих пор помню вопрос, который заставил меня попотеть при поступлении, — про режиссера советского фильма «Летят журавли» Михаила Калатозова.
В то же время единый госэкзамен делает доступными для абитуриентов со всей страны поступление и учебу в столичных вузах. В РГГУ много студентов из регионов: Владивостока, Новосибирска, Челябинска, в молодых людях чувствуется целеустремленность, заточенность на результат. Да и вообще, студенчество — это традиционно отрыв от дома. Особенно это видно по приезжим ребятам, которые живут в общежитиях: в этом и есть романтика студенческой жизни. Окна одной из наших аудиторий корпуса на Никольской выходят на Большой театр, и я всегда своим студентам говорю, чтобы они ценили студенческие годы и это счастье — каждый день наблюдать такой вид из окна».
«Удаленные» ковидом
Еще одним фактором, повлиявшим на современного студента, стал дистант. Раньше дистанционное образование практиковали отдельные онлайн-платформы, но во время пандемии на удаленный формат обучения перешло большинство российских вузов. Преподаватели отмечают, что после ковидной изоляции студенты стали инфантильнее, растеряли социальные навыки и не соблюдают регламент университетской жизни (например, не приветствуют преподавателя в аудитории).
В то же время удаленка поспособствовала внедрению новых технологий в образовательную инфраструктуру. Например, дистанционные испытания в вузах стали проходить с использованием прокторинговых систем контроля, когда действия студента на мониторе отслеживает специальное приложение. Пока что процедура вызывает недоверие у приверженцев классического экзамена и постоянно совершенствуется «в ручном режиме» авторскими лайфхаками.
«Два года в связи с ковидом мы принимали вступительные экзамены дистанционно с применением прокторинговых систем (прокторинг — процедура контроля на дистанционном или онлайн-испытании). Выглядит это так: абитуриент сдает тест дома за компьютером, его движения на мониторе отслеживает приложение, а в камеры за ним наблюдает живой человек (проктор). Но и этого бывает недостаточно: гибкость современных студентов заставляет преподавателей прибегать к лайфхакам: иногда для дополнительного контроля за спиной сдающего экзамен требуют поставить большое зеркало.
У нас был абитуриент из Казахстана, который дистанционно сдал все три вступительных экзамена (химию, биологию, русский) на сто баллов. У приемной комиссии возникли сомнения: не списал ли? В итоге парень оказался звездой первого курса, оправдал свои баллы, а заведующие кафедрами просят «поставлять» таких студентов побольше.
Абитуриенты, конечно, очень изменились: технически подкованы, коммуникабельны, раскрепощены и вообще ничего не боятся. К студентам-медикам можно прибавить, что они небрезгливые (но это было всегда). Первое занятие 1 сентября у нас — «Анатомия. Морг», и все справляются. Те, кто хочет быть медиком, держит в голове вопрос: «А что там внутри? Очень интересно покопаться!»
Более коммуникабельны студенты-медики стали и между собой. Традиционно студенческая жизнь в медицинском вузе была замкнута внутри одной группы, но теперь благодаря работе тьюторского движения в нашем университете студенты больше общаются между собой.
Что касается работы международного факультета в новой ситуации, то никаких ограничений по приему иностранных студентов никто не вводил и, судя по заявкам на поступление в этом году, количество иностранных абитуриентов пока не уменьшилось».
Проект Вышки
Престижность высшего образования никто не отменял, но сегодня все большую популярность набирают практикумы и курсы, предлагающие владение специальностью в обход большого массива теоретических знаний. Внедрение проектного метода в классическое вузовское образование сегодня активно обсуждается экспертным сообществом. Пока что одним из самых передовых в этом смысле вузов остается Высшая школа экономики, где проектный подход применяется почти на всех факультетах.
«Школа дизайна — это творческое направление, креативная среда, и, соответственно, для поступления нужно сделать творческий проект, который не требует четкого формата, а призван скорее раскрыть видение. Если говорить про дизайн одежды, то в его основе лежит придумывание коллекции одежды, на fashion-журналистику мы просим сделать что-то про стиль и моду, например коллажи, фотографии — на фотоаппарат или телефон, как угодно.
Два года мы принимаем вступительные экзамены онлайн, и это, конечно, менее сногсшибательный номер, чем экзамен вживую. В обычном режиме вступительные экзамены выглядят у нас как большая выставка работ. У каждого абитуриента есть 2 м пространства, на которых он делает какую-то инсталляцию. Мне запомнилось несколько работ. Например, один мальчик сделал инсталляцию, где создал образ денди, принес с собой костюм, туфли, и это был такой стайлинг, только не в виде картинки, а в виде инсталляции. Такие проекты показывают, что у человека в очень молодом возрасте есть понимание, как максимально эффектно показать свой образ. Конечно, во время экзаменов присутствует все: волнение, нервозность, слезы. А почти каждый показ коллекции одежды сопровождается тем, что модели падают в обморок. Это почему-то часто случается.
Студенты на дизайне одежды разные: у кого-то ярче и выразительнее получается делать высказывание через дизайн, у кого-то проявлено предпринимательское начало: есть такие, кто уже в школе начинают делать свои бренды, продавать одежду и сами оплачивают обучение. У нас действует специальная программа грантов: люди, которые делают выдающиеся творческие проекты, получают большие скидки на обучение.
Я считаю, что в смысле проектного подхода Вышка действительно передовой вуз. Проектный принцип довольно очевидный: можно послушать лекции по устройству какой-то области, а потом применить их в реальных задачах; а можно начать строить механизм, художественную работу или коллекцию одежды, попутно получая необходимые теоретические знания. Во втором случае эти знания очень глубоко и точно ложатся. В тех сферах, где проектный подход применим, он продуктивен, дает очень высокий эффект. Я думаю, за ним будущее образования».
За будущим — в IT
Самый высокий конкурс в технических вузах сегодня на специальности, связанные с программированием и IT-управлением. Специалистов IT-сферы называют «новой аристократией» и особой кастой, в чью компетенцию входит создание нового цифрового мира. Техническое всемогущество будущие айтишники демонстрируют уже со студенческой скамьи, ставя преподавателей в тупик хайтек-шпаргалками и гибким подходом к обучению.
«Самый востребованный факультет в МГТУ им. Баумана — «Информатика и системы управления» (ИУ), на котором готовят будущих айтишников. Ребята туда идут из наших лицеев бауманских и, конечно, сильно отличаются от остальных абитуриентов: они более раскрепощенные, самоуверенные, в них чувствуется превосходство «новой элиты». Списывают айтишники тоже виртуознее всех. Я еще преподаю у эсэмщиков («Специальное машиностроение»), так вот там все прозрачно, телефон на коленях светится — сколько раз я эти голубые свечения фотографировала! У айтишников идут в ход микронаушники, гугл-очки и гаджеты, понимание которых мне недоступно. За рукописные шпаргалки, кажется, теперь даже не выгоняют из аудитории, потому что списать из книги — это продуктивное занятие: нужно провести анализ, выстроить логику. А метод «окей, Гугл» явно наносит урон навыкам самообразования.
Мне, например, обидно за великую теорему Ферма: у нее нет общеупотребительного доказательства, но все списывают один и тот же вариант из интернета. Несмотря на то что эрудиция у современных студентов немного отстает, нельзя не отметить их гибкость в подходе к образованию — опять же среди айтишников это особенно заметно».
Поп-наука из вузов в интернет
Слабую зависимость от трендов демонстрируют специальности в области науки и фундаментальных знаний. Единственное, что отмечают преподаватели, — это появление среди студентов научных блогеров, делающих замкнутый на себе мир науки более открытым.
Абитуриенты, которые подают документы на химический факультет МГУ, хотят поступить именно к нам. Большинство из них планируют в будущем заниматься именно научными исследованиями, а мы предоставляем студентам уже с первого курса возможность заниматься хорошей, востребованной наукой. Большая часть студентов выпускается с химического факультета, имея не одну публикацию в научных журналах высокого уровня.
Для школьников сейчас есть много вариантов проектной деятельности и олимпиад разного уровня; человек понимает, что ему это интересно, и ориентируется на дальнейшее поступление на химфак МГУ. После окончания университета научными исследованиями можно продолжить заниматься как в научных институтах, в том числе в институтах Академии наук, так и в исследовательских центрах различных компаний.
Я бы не сказал, что студенты как-то очень сильно изменились за последние лет семь-десять, хотя изменения, конечно, есть. Например, некоторые ребята стали вести научные блоги, и в этом, наверное, есть соответствие некому современному тренду.
На химфаке МГУ все время существовало практико-ориентированное обучение, направленное не столько на получение конкретного результата, который можно использовать на производстве, сколько на приобретение навыков, которые позволяют выпускникам потом быть успешными в любых отраслях, связанных с химией и химической наукой. Например, во время пандемии ковида несколько кафедр факультета активно занимались исследованиями для создания тестовых систем и вакцин против вируса.