Боно спасает мир: 65 лет исполнилось лидеру U2

. Рок-звезда, филантроп, глашатай идеи мирового равенства

Боно исполнилось 65 лет: как складывалась карьера рок-звезды и филантропа

Обновлено 10 мая 2025, 13:05
Боно в туре U2 The Joshua Tree в Сиднее. 22 ноября 2019 года
Фото: Mark Metcalfe / Getty Images

Боно в туре U2 The Joshua Tree в Сиднее. 22 ноября 2019 года

10 мая 65-летие отмечает бессменный лидер рок-группы U2 Боно (Пол Дэвид Хьюсон). Уроженец Дублина начал карьеру в музыке с осмысления личных переживаний, а к концу 1980-х стал одним из главных голосов гуманизма на мировой сцене и за ее пределами.

Мария Ракитина предлагает вспомнить карьерный путь Боно, и сегодня выступающего за мир во всем мире.

Для материала автор использовала: интервью Rolling Stone, статьи в изданиях Biography и New York Post, мемуары музыканта Surrender: 40 Songs, One Story.

В средней школе бунтарь Пол Дэвид Хьюсон спутался с мальчишеской бандой Lypton Village и получил прозвище Боно в честь магазина слуховых аппаратов в Дублине Bonavox (в переводе с латыни bono vox — «хороший голос»). В 14 лет Пол похоронил мать и тяжело переживал ее смерть. Принять утрату и справиться с депрессией ему во многом помогла музыка, ставшая для него «спасательным кругом в турбулентные времена» и главной причиной вставать по утрам.

«Музыка — это любовь, изгоняющая весь страх. Музыка — это сама по себе причина существования», — говорил он. Детская травма, связанная с потерей самого близкого человека, отчаянным эхом отдавалась в нескольких песнях дебютного альбома U2 под названием Boy (1980).

В композиции I Will Follow Боно пронзительно рефлексировал о стадии отрицания: «Мальчик отчаянно пытается быть мужчиной / Мать берет его за руку / Если он перестанет думать, то начнет плакать / Ну, почему?! / Если ты уйдешь / То и я уйду / Я последую за тобой».

В песне Out of Control музыкант, напротив, размышлял о неотвратимости смерти для всех без исключения и пытался примириться с горем: «Однажды я умру / Это не будет моим выбором / Будет ли слишком поздно? / Нельзя бороться судьбой».

На момент записи дебюта U2 (вокалист и автор песен Боно, гитарист и бэк-вокалист Дэвид «Эдж» Эванс, басист Адам Клейтон, барабанщик Лоренс Маллен) еще находился в поиске своего уникального стиля и звучания. Боно с единомышленниками вдохновлялись постпанком и воплощали собой мятежный юношеский дух, поэтому попали прямо в сердце молодой аудитории, в основном состоявшей из студентов.

Визитной карточкой ирландской рок-группы, тогда еще обладавшей «сырой энергией», стал «парящий» вокал фронтмена, чья обезоруживающая харизма и обеспечила U2 мировое признание.

Ирландская группа известна своими жанровыми экспериментами от альтернативного рока с «мощными мелодиями» (альбом The Joshua Tree) и индастриала (альбом Achtung Baby) до фанка и техно (альбом Pop). За полвека существования неизменным элементом музыки U2 остаются именно пацифистские и гуманистические мотивы, зазвучавшие на пластинке War (1983) и The Unforgettable Fire (1984).

Боно объясняет известность своего коллектива удачным стечением обстоятельств. «Мы любим то, что мы делаем, и делали бы это бесплатно. Но мы никогда не должны забывать о том, что мы составляем лишь 1% из 1% когда-либо живших людей. В истории мы едва ли существуем «…». Я не хочу забывать, что история U2 — это каприз природы. Черный лебедь (трудно прогнозируемое событие. — РБК Life). Миры рушились у более талантливых людей, чем я, но с тех пор, как успех впервые пришел к нашей группе в конце 1980-х, свобода стала нашей историей и историей наших семей».

Конечно, сложно переоценить масштаб влияния Боно на массовую культуру, ведь многие из его откровенных текстов давно превратились в классические рок-гимны человеколюбию и равенству.

Прорывным альбомом U2 музыкальные критики единогласно окрестили The Joshua Tree (1987), в котором Боно обратился к темам самоопределения и социальной справедливости. В чувственной песне With or Without You он искал баланс между своими двумя ипостасями — музыканта-творца и любящего мужа: «Преодолев шторм, мы достигаем берега / Ты отдаешь всю себя, но я хочу большего».

В невесомой композиции Where the Streets Have No Name («Там, где улицы не имеют имен») идеалист Боно мечтал о мире, в котором не существует классового разделения. Как говорили на родине Боно, беден или богат житель Белфаста, можно определить по названию улицы, на которой тот живет. Музыкант хотел бы, чтобы все люди чувствовали себя свободными, а их возможности не были ограничены социальными статусами.

«Для меня именно таким должен быть великий рок-н-ролльный концерт — местом, где все собираются вместе... Может быть, это и есть мечта искусства: разрушить барьеры, преодолеть разногласия между людьми и прикоснуться к наиболее значимым для всех нас вещам», — объяснял музыкант. Хотя Боно выступал против того, чтобы U2 называли политической группой, в ее репертуаре нашлось место общественному активизму и пацифистским композициям. Например, после выхода альбома The Joshua Tree фронтмен с коллективом начал рассказывать своей аудитории о нарушении базовых прав человека во время режима апартеида в Южной Африке.

Славу протестной группы U2 обрела чуть раньше благодаря культовой композиции Sunday Bloody Sunday («Кровавое воскресенье») из альбома War (1983). Песню о чудовищных событиях Конфликта в Северной Ирландии (в 1972 году британские военнослужащие расстреляли мирных протестующих) сочинил гитарист Эдж, но вернувшийся из семейного отпуска Боно значительно переписал текст. В итоге композицию, открывающуюся словами «я не могу поверить сегодняшним новостям», многие слушатели приняли за повстанческое заявление, а U2 заподозрили в симпатии к Ирландской республиканской армии (ИРА).

Во время выступлений Боно приходилось опровергать «бунтарский настрой» песни, которая на самом деле была «ненасильственным призывом к состраданию», и поднимать белый флаг в знак мирных намерений группы. Фронтмен и остальные участники U2 также отказались играть на концерте в честь Дня Святого Патрика в Нью-Йорке, потому что его, вероятно, организовали в поддержку ИРА. «Люди бросали деньги на сцену во время голодовки Бобби Сэндса, но для чего были эти деньги? Эти доллары попадали на улицы Белфаста и Дерри в виде оружия и бомб», — вспоминал Боно.

На протяжении 1980-х лидеру U2 угрожали сторонники ИРА, которые в любой момент могли напасть на музыканта на улицах Дублина, а однажды плотно окружили машину, в которой он находился вместе с группой. Игнорируя преследование и ненависть к собственной персоне, Боно продолжил совмещать музыку и активизм.

В 2006 году U2 и панк-группа Green Day продали живую запись совместной кавер-версии песни The Skids «The Saints Are Coming», чтобы собрать деньги на восстановление Нового Орлеана после урагана Катрина. В 2017 году U2 во главе с Боно выпустили сингл Summer of Love (входит в альбом Songs of Experience), посвященный беженцам из Сирии: «Я думаю о Западном побережье / Но не о том, о котором знают все / Среди руин Алеппо / В тени распускаются цветы / Ради лета любви».

Боно всегда говорит о гуманитарных катастрофах, последствиях войн и социальных проблемах через свою музыку, но также тратит личные силы на благотворительность. Свою славу он направляет в обсуждение глобальных проблем голода и нищеты с мировыми лидерами (от Обамы до Макрона). Еще в 2002 году он помог создать политико-правозащитную организацию DATA (Debt, AIDS, Trade, Africa), главные цели которой — искоренить бедность, голод и остановить эпидемию СПИДа в Африке. В 2004 году Боно стал соучредителем благотворительной организации One, выросшей из DATA. Гражданскую инициативу музыканта поддержали более 100 некоммерческих фондов и голливудские звезды — Бен Аффлек, Гвинет Пэлтроу и Брэд Питт. Боно состоял в One до 2023 года и все это время занимался развитием глобальных программ здравоохранения в США, направленных на борьбу с нищетой и эпидемией СПИДа не только в Африке, но и по всему миру. Одну из ключевых программ организации музыкант посвятил поддержке женского населения бедных стран, потому что около «130 млн девочек хотят, но не могут ходить в школу».

Сам музыкант не кичится собственными достижениями внутри организации, а, напротив, подчеркивает заслуги других ее участников: «Я с гордостью признаю, что сейчас самые влиятельные лоббисты One — это молодые активисты в США, Канаде, Европе и Африке, которые ежедневно требуют от власти отчета и находятся в тени, а не ирландские рок-звезды».

Все правозащитные инициативы Боно — одного из самых влиятельных филантропов на планете — финансировали Билл и Мелинда Гейтс, Джордж Сорос и Эдвард Скотт. В публичном поле музыканта не раз пытались уличить в лицемерии и разрушить его блаженный образ. Журнал Time поместил фотографию Боно на обложку с заголовком: «Может ли Боно спасти мир?» и подписью «Только не смейтесь. Всемирно известная рок-звезда задалась миссией изменить ситуацию». В The New York Times вышла статья «Бремя рок-звезды» (отсылка к стихотворению Киплинга «Бремя белого человека») с критикой Боно (а также Брэда Питта и Анджелины Джоли) за «мифоманию», то есть желание убедить мир в своей ценности. Борьбу ирландца с бедностью в Африке грубо высмеивали в «Южном парке».

Впрочем, религиозный Боно называл такие нападки чудаческими, подчеркивая свою земную искренность, которой не нужна показная святость. И все же, говоря о своем мировоззрении и «политическом кризисе» в США, музыкант обращается к Новому Завету, к Первому посланию к Коринфянам («Любовь долготерпит…»).

«Я смотрю на кого-то вроде [апостола] Павла, который находился в тюрьме, когда писал эти послания любви, и думаю: «Как это происходит? Это невероятно». У него удивительно трансцендентный взгляд на любовь, — говорит он. — И я верю, что тьма — это то место, где мы учимся видеть. Мы яснее видим себя, именно когда нет света». Окружающей тьме лидер U2 противостоит и сегодня.

Поделиться
Авторы
Теги