Что такое сказка: признаки, особенности и виды

. Литературные, народные, волшебные и другие
Обновлено 31 марта 2025, 11:30
Виктор Васнецов. Ковер-самолет
Фото: Wikimedia.org

Виктор Васнецов. Ковер-самолет

Согласно данным опроса, проведенного среди россиян в 2021 году, большинство родителей перед сном читают детям сказки. Самые популярные — русские народные, их выбирают 11% респондентов. Также в список для чтения на ночь вошли произведения Ханса Кристиана Андерсена, Александра Пушкина, Алексея Толстого, Льюиса Кэрролла, Шарля Перро [1]. РБК Life рассказывает, какие бывают сказки и для чего их нужно читать.

Что такое сказка

Сказка — это жанр фольклора и художественной литературы. Чаще всего представляет собой эпическое произведение в виде прозы с приключенческим, бытовым или волшебным сюжетом. В сказке отсутствует подлинность повествования: ее события — вымысел [2].

Само слово «сказка» произошло от старославянского глагола «казать» (то есть «рассказывать»). Первое письменное упоминание термина относится к XVII веку. До этого времени использовали слово «баснь» [3], [4].

Сказки появились очень давно, в доклассовую эпоху, это один из древнейших видов словесного искусства. Считается, что сказки произошли из мифов: в них содержатся намеки на старые культы, обряды, ритуалы и тотемные представления. Например, мифологический след можно увидеть в сюжетах о браке главного героя с «тотемным» существом, которое принимает человеческий облик и приносит возлюбленному большую удачу, а затем покидает его из-за какого-либо нарушенного условия союза. Сказки о детях, оказавшихся в плену у злодея, содержат отсылки к посвятительному обряду. Сюжеты о путешествии в иные миры для спасения пленников появились из мифов о странствиях за душами умерших [5].

Сказки бывают прозаическими и стихотворными. В них реальность противопоставляется вымыслу: персонажи могут сталкиваться с говорящими животными или невероятными существами, обладать сверхъестественными способностями. Повествование, как правило, линейное. В сказке только один главный герой, вокруг которого выстраивается сюжет. Все персонажи имеют ярко выраженные характеры и делятся на хороших и плохих.

Сказки есть у всех народов мира. Они имеют схожие сюжеты, но в то же время отражают национальные традиции, культуру, историю.

В современном обществе сказки не потеряли актуальности. Они способствуют воспитанию правильных моральных ценностей, учат сопереживанию, обогащают словарный запас.

«В XXI веке сказки изменились: они стали более динамичными, смешными, смелыми. Раньше сказки часто были нарочито поучительными. Все мы помним мудрость: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Достоинством современной сказки я считаю способность учить доброму, вечному через действия и поступки персонажей, а не через навязчивое морализаторство. Современная сказка задает читателю более сложные вопросы и дает ему возможность самому найти ответы. Герои стали более многоплановыми, менее стереотипными. Например, не все принцессы добрые и не все драконы злые. Сказки затрагивают новые важные для современного ребенка темы — например, проблемы экологии, влияние гаджетов на жизнь или объединение технологий и магии».

Юлия Иванова
Юлия Иванова
Детский писатель, психолог, творческий педагог

«Сейчас сказки стали рассчитывать только на детей, хотя до XIX–XX веков их не относили к детскому жанру. В тенденциях современной сказки появились ретеллинг и переосмысление. Авторы берут известные старые сюжеты и по-новому их обыгрывают. Естественно, это в первую очередь связано с изменениями в обществе. Если раньше человек воспринимал окружающее как данность, сейчас он больше углубляется в смыслы. Раньше Колобок катился, приходила Лиса и съедала его. В современных сказках описывают, что у Лисы в норе лисята и она отнесет им Колобка. То есть теперь у злодеев зачастую есть богатая предыстория, как и почему они стали злодеями».

Екатерина Рябинина
Екатерина Рябинина
Историк, директор музея русской сказки «За лесами, за горами» (Санкт-Петербург)

Виды сказок: какие бывают, особенности

Все сказки можно разделить на литературные (авторские) и народные (фольклорные). Последние, в свою очередь, также делятся на несколько видов со своими особенностями.

Литературные (авторские) сказки

Литературная сказка — это оригинальное художественное произведение конкретного автора. Сюжет может быть основан на фольклоре или сочинен с нуля. Авторская сказка бывает как поэтической, так и прозаической. В ней обычно описывают приключения придуманных или традиционных персонажей, а одну из ключевых ролей в повествовании играют волшебство или чудо [6].

Одним из основоположников литературной сказки в XVII веке стал французский писатель и поэт Шарль Перро. За основу произведений он брал фольклорные сюжеты и облекал их в новую художественную форму. Схожие сюжеты можно найти в сказках братьев Гримм, но произведения имеют различия. Например, наиболее известен традиционный вариант сказки «Золушка» авторства Шарля Перро. В произведении братьев Гримм у Золушки нет феи-крестной, на бал она идет не в хрустальных, а в золотых туфельках — одну из них она потеряет, потому что принц специально намазал ступеньки смолой. В конце сказки присутствуют жестокие сцены с примеркой туфельки сестрами Золушки и их последующим наказанием.

Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен создавал сказки на основе преданий, легенд, пословиц и детских песен. Русские литературные сказки также часто строятся на фольклоре и повествуют о нравственных ценностях [7].

Примеры литературных сказок:

  • «Красная Шапочка» в версиях Шарля Перро и братьев Гримм;
  • «Кот в сапогах» Шарля Перро;
  • «Белоснежка» братьев Гримм;
  • «Русалочка» Ханса Кристиана Андерсена;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина;
  • «Аленький цветочек» Сергея Аксакова;
  • «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака.

Народные (фольклорные) сказки

Народная сказка — это эпический жанр фольклора, устный прозаический рассказ о придуманных событиях. Она появилась раньше литературной. У фольклорной сказки нет одного автора, ее никто не записывал. Народные сказки передавались из поколения в поколение, иногда обрастая новыми деталями.

Советский филолог Владимир Пропп, основоположник сравнительно-типологического метода в фольклористике, делит народные сказки на:

  • волшебные — с элементами чуда или волшебных предметов («Иван-царевич и Серый Волк»);
  • кумулятивные — с элементами повторяющегося действия («Колобок»);
  • о животных, растениях, неживой природе и предметах — где звери выступают в качестве главных героев («Три медведя»);
  • бытовые, или новеллистические, — построенные на повседневных событиях («Теремок»);
  • небылицы — комические сказки с искажением действительности («Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор…»);
  • докучные — с повторяющимися фрагментами текста («Сказка про белого бычка») [8].

«По сути, сказки — это такой педагогический прием, рассчитанный даже больше на взрослых, чем на детей. Они создавались с разными целями, чаще всего — для обучения картине мира. В сказках описывали правила поведения, принятые в обществе соответствующего времени, различные обряды: инициации, захоронения. Это было краткое руководство, как надо себя вести. Существовали сказки и просто для развлечения. Например, у многих дворян был отдельный человек, сказочник.

Сказки всегда создавали под конкретное общество и время. Многие заложенные в них ценности, которые были важны тысячу лет назад, не потеряли актуальности: быть умным, добрым, помогать слабым, близким.

Слово «сказка» появилось только в XVI–XVII веках. До этого были байки или басни. Только после Александра Сергеевича Пушкина сказка была признана литературным жанром. До этого сказки передавались в устной форме от отцов к сыновьям».

Екатерина Рябинина
Екатерина Рябинина
Историк, директор музея русской сказки «За лесами, за горами» (Санкт-Петербург)

Обычно события фольклорной сказки разворачиваются в неопределенном времени и месте, например в абстрактном «тридевятом царстве». В ней не найти подробного описания внешности или характера персонажей [9].

Для народных сказок характерно наличие клише. В них присутствуют повторяющиеся фразы: «В некотором царстве, в некотором государстве...», «Жили-были…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Часто герои перемещаются на ковре-самолете или приходят за помощью к Бабе-яге. Распространены обращения «красна девица», «добрый молодец».

Примеры народных сказок:

  • «Репка»;
  • «Курочка Ряба»;
  • «Гуси-лебеди»;
  • «Крошечка-Хаврошечка»;
  • «По щучьему веленью»;
  • «Снегурочка».

«Сказки — это своеобразное «культурное зеркало» общества, в котором с помощью метафор отражаются его традиции, ценности, страхи и идеалы. Например, русские народные сказки часто рассказывают о героях, которые побеждают не с помощью силы, а с помощью доброты или смекалки, это отражает такую нашу традиционную ценность как умение приспосабливаться. В восточных сказках часто отражается культура почитания старших, а в африканских, например, встречается совет старейшин как символ коллективной мудрости.

Анализируя сказки разных эпох, можно понять, какие качества воспитывали в детях (послушание или самостоятельность), как менялось отношение к власти, какие социальные перемены происходили, какие угрозы считали главными для общества. Традиции и ценности общества и сейчас отражаются в сюжетах сказок, которые мы рассказываем детям перед сном».

Юлия Иванова
Юлия Иванова
Детский писатель, психолог, творческий педагог

Бытовые сказки

Сюжет бытовых сказок строится на повседневных событиях. Чаще всего их герои попадают в жизненные неурядицы, борются со сложными обстоятельствами. Обычно трудности удается преодолеть благодаря уму и смекалке персонажа.

Среди бытовых сказок принято выделять анекдотические — комические сочинения с элементами сатиры, гротеска и пародии. Они рассказывают о глупцах, конфликтах между работником и хозяином, ворах, шутах («Иванушка-дурачок»). Также к бытовым относят новеллистические сказки. Их сюжет тесно переплетается с реальностью, в его основе лежит социальное взаимодействие. Главный герой новеллистической сказки — простой человек, как правило, ловкий и находчивый, который разрешает бытовые трудности («Каша из топора»).

Примеры бытовых сказок:

  • «Добрый поп»;
  • «Теремок»;
  • «Колобок»;
  • «Репка»;
  • «Мужик и медведь».

Волшебные сказки

Волшебные сказки повествуют о решении героем какой-либо проблемы при помощи чудодейственных средств или помощников-волшебников.

Главным персонажем волшебной сказки может быть полный сил юноша или, напротив, угнетенный человек. Типичный герой сочинений этого жанра — крестьянский парень, сирота, падчерица, младший сын (Иванушка-дурачок) или царский сын (Иван-царевич).

Композиция волшебных сказок имеет четкую структуру. Как правило, ключевой персонаж отправляется в дальнее путешествие, получает там волшебный предмет или чудесную силу, а затем разрешает сложный конфликт.

Примеры волшебных сказок:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Сивка-Бурка»;
  • «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»;
  • «Иван-царевич и Серый Волк»;
  • «Гуси-лебеди».

Сказки о животных

Главными героями сказок о животных становятся звери, рыбы, птицы, растения, природные явления и предметы. Животные зачастую «очеловечены»: они разумны и владеют речью. Человек в сюжете занимает равноправное положение или отходит на второй план.

Большинство сказок о животных — комические. В них какой-либо зверь (в русских народных сказках чаще всего — лиса) совершает проделки, обманывая других персонажей. Хитрому животному противостоит простак: заяц, человек или хищник («Лисичка-сестричка и Волк»). Действиям главных героев обычно дается моральная оценка, иногда она прослеживается в развитии сюжета.

Примеры сказок о животных:

  • «Заюшкина избушка»;
  • «Петушок — золотой гребешок»;
  • «Три медведя»;
  • «Три поросенка»;
  • «Лисичка со скалочкой».

«Очеловечивание животных — распространенный сказочный прием. До сих пор люди часто воспринимают животных с точки зрения человеческого поведения. Для жившего в XVII веке было нормальным, что лиса, дикий зверь, думает и действует так же, как человек, поэтому она, подобно человеку, может быть хитрой».

Екатерина Рябинина
Екатерина Рябинина
Историк, директор музея русской сказки «За лесами, за горами» (Санкт-Петербург)

Признаки сказки: чем отличается от похожих жанров

У сказки есть много общих черт с другими жанрами — мифами, былинами. Отличить ее можно по нескольким признакам.

  • Отличия от мифов. Действие мифов происходит в определенном месте и времени и преподносится как реальное [10]. Сказка основана на вымысле, а место и время событий указаны без конкретики («в стародавние времена», «в некотором царстве»).
  • Отличия от былин. В былинах, как и в мифах, обозначена реальность происходящего. В этом жанре практически отсутствует элемент волшебства. Обычно в былинах рассказывается о подвигах богатырей [11]. Героями сказок же могут быть обычные люди.
  • Отличия от пьес. Пьеса — драматическое произведение, написанное для постановки на сцене. Оно состоит из монологов и диалогов героев с пометками автора. У сказки завершенная художественная композиция.
  • Отличия от легенд. Легенды, наподобие мифов, основываются на реальности. В отличие от сказки, они довольно редко носят развлекательный характер. В сказках испытание, которое проходит главный герой, заканчивается победой добра над злом. В легенде исход может быть любым [12].
  • Отличия от басен. Басня чаще всего имеет сатирический окрас и содержит нравоучение и аллегорию. В сказке мораль прослеживается в самом сюжете. В басне, как правило, главные персонажи — животные. Героями сказок могут быть как звери, так и люди или волшебные существа.

Структура сказки

В отличие от других схожих жанров, сказка имеет четкую структуру. В ней можно выделить несколько основных блоков [13].

  • Присказка — это небольшая прибаутка, рассказ-введение. Она находится за пределами сюжета сказки и подготавливает к основному повествованию. Присказка — необязательный элемент, присутствует не во всех сказках.
  • Завязка — это начало развития сюжета, представление главных героев и основной проблемы, которую предстоит решить персонажам.
  • Кульминация — это решающий поворот сюжета, переломный момент всего повествования.
  • Развязка — это описание событий, которые приводят к решению проблемы главного героя.
  • Концовка — это заключение, в котором рассказывается, что происходит с ключевыми персонажами сказки после разрешения основного конфликта.
Поделиться
Авторы
Теги