«Без любви здесь не прожить». Как и для кого меняются библиотеки сегодня

. Путь от читальни до социокультурного проектирования

Как и для кого меняются библиотеки сегодня: «Без любви здесь не прожить»

Обновлено 15 ноября 2023, 12:00
Библиотека им. Н. А. Некрасова / VK
Фото: Библиотека им. Н. А. Некрасова / VK

Дивный цифровой мир шагает по планете, оптимизируя все на своем пути: городские телефоны давно превратились в мобильные, монструозные пылесосы уменьшились до размера сковородки и теперь самостоятельно гоняют по дому в поисках мусора; «умная» колонка выключает свет в коридоре, если ее владельцу лень вставать с дивана. В мире, где информация распространяется быстрее, чем плесень по ванной, необходимость библиотек становится слишком неочевидной. Во-первых, на книжных стеллажах терабайты букв уже просто не умещаются. Во-вторых, зачем бумажная книга, если есть электронная?

Обозреватель РБК Life Анна Векшина разузнала, во что трансформировалась когда-то аналоговая, ламповая библиотечная жизнь.

Для миллениалов, познавших мир до глобальной цифровизации, библиотека была и «Яндексом», и «Живым журналом». Громоздким, часто пахнущим пылью и вздутым паркетом. Мы любили этих седовласых женщин в шалях, которые бесконечно штампуют форзацы и требуют говорить потише. Принимали как данность выцветшие портреты русских классиков вдоль стен и заросли алоэ, захватившие подоконники. Мы открывали для себя путь от букваря до классики, и он был манящим, полным приключений и тайн.

Однако все меняется — от входной группы до плакатов на стенах. Чтобы оставаться востребованными в ситуации, где всю информацию можно достать из смартфона, библиотеки трансформировались из тихого места в многофункциональный центр, который предлагает просто огромный куст услуг — от ламинации и печати документов до выставок и обучения новым профессиям.

Изменить стереотип

«Пойду в библиотеке поработаю» — фраза, которую давно говорят не только архивные исследователи или любители древних рукописей. В центральных московских библиотеках в выходной день свободного места днем с огнем не сыщешь. Тут и студенты, лихорадочно пишущие дипломы в последний день перед госэкзаменом, и фрилансеры, уставшие от работы дома в пижамах. И даже инстадивы, фотографирующиеся на фоне книжных стеллажей (да, и такое бывает).

Афиша мероприятий библиотек просто поражает воображение: от литературного разбора «Василия Теркина» до курсов корейского языка и тренингов личностного роста. Но вот приглашение на воскресную медитацию от Некрасовской библиотеки действительно выглядит любопытно. Сразу представляется, как будешь медитировать на Пушкина, расположившись у книжного стеллажа. Или хотя бы на Гоголя. Но аннотация возвращает на землю из бурных фантазий: ожидается простая и мягкая практика, основанная на древней системе раджа-йоги. Сидеть придется на стуле. Подумав, что прикинуться современным человеком никогда не поздно, записываюсь.

Некрасовской библиотеке сильно повезло: огромное многоэтажное здание, лифт, коворкинг. Ячейки для хранения вещей, специальное устройство для приема книг, которое даже не требует участия библиотекаря, подкасты и пространство для выставок современного искусства. Но все эти блага — экзотика или все современные читальни стремятся выглядеть как Нарния возможностей?

Федор Дядичев, заведующий московской библиотекой № 9 им. Н.В. Гоголя, считает, что библиотеки в принципе поменяли свое назначение. Многие из них уже переформатировали, а те, что остались, с нетерпением ожидают изменений: «Сейчас почти все московские библиотеки взяли на себя функцию Домов культуры. Помимо книги, здесь можно получить прекрасную досуговую программу — как для детей, так и для взрослых. Каждая библиотека формирует свою направленность. Это проявляется и в списке тематической литературы, и в списке просветительских мероприятий».

Похожее мнение имеет и Анастасия Максимова, библиотекарь БИРО (Библиотека роста и карьеры, Санкт-Петербург): «Главная задача библиотек сейчас — это изменить сложившийся стереотип и вновь привлечь читателей. Атмосферой, интерьерами, событиями. Стандартная библиотека-читальня уже не вызывает интереса, а специализация библиотек, например, внутри района или города — это уже более любопытно. В нашем районе есть библиотека с выставочным залом, специализирующаяся на искусстве, и библиотека с профилем в экономике и праве, библиотека с музеем. До 2017 года и мы были обычной детской районной библиотекой, но, когда появилась возможность провести модернизацию, выбрали новую концепцию: профориентация, карьерное и личностное развитие. Ремонт, книжный фонд, оборудование — все работает на раскрытие этих тем. У нас есть комфортный коворкинг, уютные зоны для чтения, светлые пространства для дискуссий, мастер-классов, игр и обучающих занятий».

Возможность перепрофилирования и модернизации зависит и от локации, и от размера площади. Элементарные функции вроде зарядить телефон, позаниматься или поработать в тишине, а еще поиграть в настольные игры, отдохнуть, воспользоваться компьютером — все это привлекает публику. Для библиотек это скорее норма, чем исключение.

Основная проблема, по которой в вашей районной библиотеке до сих пор не поставили кофемашину и не оборудовали удобный коворкинг, — пресловутый денежный вопрос. Содержание публичных библиотек — это полностью государственный проект. Хотя кажется, что установка вендингового или кофейного автомата может иметь интерес среди инвесторов, пока таких историй мало. Тем не менее развиваются платные услуги, партнерство с сервисами и многое другое — особенно если для этого не нужно перестраивать пространство.

Екатерина Чурюкина, заведующая отделом библиотечного и информационного обслуживания читателей в Центральной городской библиотеке имени В.В. Королева (Коломна) считает, что библиотекам, при всем многообразии функций, уже стоит брать планку повыше: «Одно из важных направлений работы нашей библиотеки — социокультурное проектирование. В 2022 году мы реализовали проект «Эмоциональная карта Коломны» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он вошел в тройку лучших библиотечных проектов России. Была создана интерактивная карта, разработана коллекция ароматов Коломны и сувенирная продукция. Этот проект получил большой отклик читателей и жителей нашего города. Ведь они непосредственно в нем участвовали».

Духовный рост и тотальное омоложение

Но вернемся к Некрасовке с ее медитациями. Воскресный день не радует погодой. Настроение «норковое», так что захожу в аудиторию, надеясь на индивидуальные занятия. Вопреки ожиданиям, кабинет забит людьми, которые, в отличие от меня, не притворяются современными: у всех в руках айфоны, а в ушах эйрподсы. На стене — плакат «I want to be free». Пушкина с Гоголем не наблюдается. Но, судя по публике, они здесь были бы лишними. Девушка, сидящая рядом со мной, сразу открывает коммуникационный коридор и спрашивает меня, не ходила ли я на этнофест в какую-то другую библиотеку, а то там раздавали индийскую еду. «Так и до высокой кухни недалеко», — думаю я про себя.

Медитативные практики в библиотеке организовывает институт Heartfulness — некоммерческая организация, которая предлагает «практические и инновационные методы, способствующие духовной эволюции людей». Занятие строится так: 10 минут уделено лекции на тему гигиены ума. Далее — объяснение принципа медитации, а остальное время занимает практика.

Ведущая мероприятия — профессиональный инструктор Виктория, которая прошла отбор и обучение в международной штаб-квартире Heartfulness «Канха Шанти Ванам» в Индии. Звучит серьезно. Но еще серьезнее — предложение на 40 минут отрешиться от бытовых мыслей, закрыв глаза и представляя в своем сердце огонек добра и благодарности миру.

Мир этому совсем не способствует. В соседнем помещении начинается занятие по музыкальной терапии, а в коридоре женщина по телефону обсуждает, как дядя Сережа не хочет чинить забор на даче в Барыбино. «Отмахнитесь от мыслей, — декламирует Виктория мягким спокойным голосом. — Остановите поток насущного. Сосредоточьтесь на очищении».

Прямо перед началом практической части в дверях появляется администратор с фотоаппаратом: «Извините, это для отчетности». Фотографируемся и закрываем уставшие веки, настраиваясь на умственную гигиену.

Кстати, о сотрудниках. Первое, что бросается в глаза в современных библиотеках, — тотальное омоложение коллектива. Куда испарились чопорные дамы с огромными заколками в волосах? Вместо них теперь креативная молодежь в модных луках, которая разбирается не только в книгах, но и в подкастах, психологии и SMM-механиках.

Кадры растут вместе с компетенциями. Библиотекарь сегодня — это своеобразный и швец, и жнец, и на дуде игрец: одной рукой организовывает мероприятие с модным писателем или ученым, а второй заполняет электронные таблицы. Все-таки мода модой, а строгую отчетность никто не отменял. Но вопрос компенсации все же повисает в воздухе. Если тихая библиотека перешла в режим постоянной авральности, то и гонорар за труды, наверное, соответствующий?

Екатерина Чурюкина так описывает кадровые нужды: «Когда мы говорим о современной библиотеке, то мы имеем в виду среду для реализации своих творческих проектов и идей. Сюда идут в первую очередь за этим. Это и планирование лекций, и организация фестивалей. Работа с социальными сетями и очень много общения. Это прекрасный старт как и для начала карьеры, так и для логичного ее продолжения».

Увы, библиотекари не входят в список конкурентов IT-отрасли, но все-таки образ бессребреников, работающих за любовь к книгам, канул в Лету вместе с алоэ на подоконниках. «У руководства есть понимание, что такое хорошие кадры, и на сегодняшний день оно располагает премиальными фондами. Я бы сказала, что ситуация очень индивидуальная, — продолжает Чурюкина. — Многое зависит от самого сотрудника. Если библиотекарь готов только выдавать книги, то он получит соответствующее вознаграждение, которое прописано в его трудовом договоре. Наверное, образ стереотипного библиотекаря в шали и книжной пыли в обществе еще свеж. Люди продолжают думать, что наши функции — это только книговыдача».

Федор Дядичев считает, что работать в библиотеке становится модно. Это замечательный старт для молодого специалиста и для тех, кто уже пришел реализовывать свои творческие идеи: «Я, например, пришел в библиотечную сферу, будучи журналистом и детским писателем, и для меня стало открытием, насколько это плодотворная среда для творческого роста. Мои проекты краеведческого характера стали знаковыми для Москвы. Конечно, реализовать их я мог и самостоятельно, но это потребовало бы больше сил и времени. А тут ты уже находишься среди единомышленников и у тебя есть возможность делать культурные мероприятия с большей отдачей и для большего количества людей».

«Вопрос заработной платы сильно зависит от города, региона и от того, в чьем подчинении находится библиотека, — добавляет Анастасия Максимова. — Но в целом, мне кажется, что библиотекарю из крупного города за свою заработную плату скорее не стыдно. Но и работа довольно сложная, интенсивная и многозадачная. И без искренней любви к делу здесь не прожить».

Без любви вообще нигде не прожить. Тем более на жестком пластмассовом стуле во время медитации в Некрасовской библиотеке, когда за соседней дверью дети нашли барабан и пытаются имитировать звук грома. Получается не очень, как и мои попытки отрешиться от бытовых проблем. В голове то мысль о том, что надо вызвать сантехника — чинить капающий кран на кухне, то сожаления о случившемся сегодня завтраке. Из любопытства приоткрываю один глаз, чтобы удостовериться, что присутствующие тоже страдают от ничегонеделания. Но весь зал послушно выполняет заветы инструктора Виктории — пытается быть благодарным этому миру за все и очиститься по мере своих возможностей.

Шумите инклюзивно

Вообще, 12:00 выходного дня для Москвы не самое очевидное время для культурной прогулки до библиотеки. Все-таки духовного (как, впрочем, и бездуховного) хочется ближе к вечеру. Но концепция нынешних читален — не собирать людей в конкретное время, а быть открытыми для них всегда. Составить сетку мероприятий так, чтобы в библиотеке был круговорот посетителей с раннего утра до позднего вечера.

Дети приходят в библиотеки за развлечениями, взрослые — за культурным досугом. Для возрастной публики во многих библиотеках есть программы «Московское долголетие», где можно найти себе развлечение от занятий по пользованию компьютером и даже конкретными мобильными приложениями до английского и экскурсий. Библиотеки становятся точками городского притяжения, так же как парки или кафе: сюда приходят семьями, компаниями, пообщаться, провести время.

«Библиотеки сейчас перешагнули тот самый уровень «Тихо, не шумите!», как было раньше, — подтверждает Екатерина Чурюкина. — Ходить сюда становится повседневным занятием. Люди приходят в библиотеку пообщаться, провести время всей семьей».

Аудитория сильно зависит от фонда библиотеки, ее возможностей, платного сектора и местонахождения библиотеки в том числе. Новостройки в районе коррелируют с большим количеством мам с детьми. Общежитие или вуз — с притоком студентов, особенно для распечатки рефератов. В старом спальном районе со «сталинками» в библиотеку обязательно придет старшее поколение. Каждое учреждение стимулирует рост интереса посетителей, продумывает мероприятия исходя из своей публики, и ему важно оставаться удобным для всех возрастов, социального положения и ограничений по здоровью.

Инклюзия — вообще достаточно горячая тема для библиотек, и большая часть из них уже стала безбарьерной средой для людей с ограничениями по двигательному аппарату.

«Если говорить вообще о теме инклюзии в Санкт-Петербурге, то, например, для слабовидящих в городе действует прекрасная специализированная библиотека «Точки зрения», которая отвечает всем требованиям в этом направлении, — рассуждает Анастасия Максимова. — Там есть и аудиокниги, и книги с шрифтом Брайля, обученные сотрудники. Таких специализированных библиотек в масштабе города пока мало, но они обкатывают и аккумулируют практики и методики, которые могут как быть частично внедрены в действующих библиотеках, так и учитываться при открытии новых. Развитие библиотечной среды идет не то чтобы очень быстро, но заметно двигается по сравнению с прошлыми годами».

Кстати, в инклюзивной сфере технологии и наука тоже развивается быстро. Специализированные библиотеки хотя имеют в своих фондах книги с шрифтом Брайля, но отмечают на них снижение спроса. Молодежь предпочитает более современные методы чтения, например аудиоформаты.

Территория книжной любви

И все-таки при всем многообразии развлечений не стоит недооценивать исконно библиотечную толпу — гигантский читательский клуб, — которая приходит сюда за новой книгой. Интерес к чтению не упал, но изменились его форматы. Многие библиотеки пользуются порталом «ЛитРес» и стараются выкупать те книги, которыми активно пользуются читатели, чтобы любители оцифрованной литературы не чувствовали себя обделенными. Библиотечный сервис также стал удобнее. Можно выбрать книгу в зале, а можно заказать ее на библиотечном сервисе или портале mos.ru.

«Книжный фонд в библиотеках осовременивается. В последние годы мы можем наблюдать интерес молодежи к графическим романам. Для самых маленьких мы можем предложить книги со спецэффектами: это дополненная реальность, где ты наводишь камеру смартфона — и видишь совсем другой мир. Они очень дорогие, поэтому не каждый человек, допустим, может себе позволить такой экземпляр, а у нас в библиотеке они есть в свободном доступе», — делится Екатерина Чурюкина.

Новая книга известного автора — это важный способ привлечения читателей, ведь многие приезжают именно за новинками. Библиотеки обязательно следят за книжными премиями, рассылками издательств, читательским интересом. Каждая библиотека стремится заполучить новинки настолько быстро, насколько это возможно (хотя закупки идут в течение всего года, процесс это небыстрый). А получив, может быть уверена, что уже через полчаса заветная книга отправится в чьи-то благодарные руки. Помимо новинок обновляется и классический фонд. Читателям приятно держать в руках новую книгу с хорошей бумагой.

Тема книг всплывает и после окончания занятия по медитации. Инструктор Виктория наконец разрешает открыть глаза. Чувство приятное, но немного разочаровывающее: как будто собрался в отпуск и даже сунул туда одну пятку, но вторую все-таки не успел — то ли опыта не хватает, то ли привык лететь куда-то, чтобы побыть две недели без компьютера. После некоторых ободряющих слов мастер гигиены ума принимается рекламировать практическое руководство «Путь сердца», написанное индийским учителем Камлешем Д. Пателем (Дааджи).

«Сколько стоит?» — спрашивает одна из участниц занятия, собираясь достать кошелек из своей брендовой сумки. «Нисколько, — отвечает Виктория. — Вы можете взять ее совершенно бесплатно. На первом этаже библиотеки».

Вроде бы выглядит как рекламный ролик, но нет. Кажется, это не он.

Лучшие коворкинги в библиотеках Москвы. Мини-гид

Библиотека № 19 им. Ф.М. Достоевского

Чистопрудный б-р, 23, стр. 1

Просторный читальный зал, уютное лобби, вкусный кофе и панорамные окна с видом на старую Москву. В выходной лучше приходить пораньше, иначе место для работы найти непросто.

Библиотека им. Н.А. Некрасова

ул. Бауманская, 58/25, стр. 14

Пять этажей, на которых каждый найдет себя. Удобный коворкинг, лежаки для любителей держать ноутбук на животе. Для вечно голодных — вендинговые автоматы с шоколадками на входе.

Библиотека музея «Гараж»

ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

Прекрасное место, чтобы уединиться с работой, периодически выходя, чтобы подышать «лесом». А если работа все-таки не идет — погрузиться в историю авангарда или конструктивизма с головой. Библиотечный фонд с радостью распахнет свои стеллажи.

Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева

Бобров пер., 6, стр. 1, 2

Здесь можно бесконечно разглядывать старинные интерьеры и ходить вверх-вниз по винтовой лестнице в ожидании вдохновения. Если устали — кофемашина работает без перерыва.

SMART-библиотека им. Анны Ахматовой

ул. Крылатские Холмы, 34

Суперсовременное пространство, в котором даже мягкий пуфик выглядит уже несколько устаревшим аксессуаром. Мультимедийная инсталляция в честь Анны Андреевны — в качестве культурного бонуса каждому визитеру.

Поделиться
Авторы
Теги