Кино на выходные: «Переходный возраст» о мальчике, обвиненном в убийстве
. Почему этот сериал стал сенсацией и о чем он на самом деле
Для Оуэна Купера роль в «Переходном возрасте» — дебютная. Авторы проекта отсмотрели почти 500 мальчиков, пробовавших сыграть Джейми, прежде чем остановиться на Купере. Ему удалось передать спектр эмоций от напуганного ребенка до Ганнибала Лектера. Кадр из сериала «Переходный возраст»
Сериал Netflix о 13-летнем мальчике, обвиненном в жестоком убийстве ровесницы, вторую неделю подряд держит зрителей в напряжении. Причем не только уже посмотревших (которых, кстати, за четыре дня после премьеры накопилось 24,3 млн), но и потенциальных, до кого только доносятся отзывы от знакомых, из соцсетей и газет.
РБК Life рекомендует выделить четыре часа на просмотр «Переходного возраста» — проекта, поражающего как драматургией, так и исполнением.
В сериале с названием «Переходный возраст» самое сложное — распознать хит. Немудрено, что русскоязычная аудитория обратилась к нему только на второй неделе после релиза 13 марта, когда зарубежная пресса и соцсети вовсю трубили о беспрецедентности этого проекта.
Кадр из сериала «Переходный возраст»
Всего четыре часовых эпизода представляют собой концентрированный раствор эмоций, вскипяченный виртуозной съемкой. Сюжет основан не на конкретном реальном событии, а на нескольких репортажах о подростковой преступности, переработанных сценаристами Джеком Торном и Стивеном Грэмом в самостоятельную историю. За ее воплощением на экране стояли люди, которые сделали пятью годами ранее «Точку кипения» — амбициозную ресторанную драму, выросшую из короткометражки и трансформировавшуюся в сериал. Это режиссер Фил Барантини, оператор Мэттью Льюис, а также их команда художников и ассистентов. На этот раз они создали, пожалуй, лучший сериал 2025 года.
Он начинается внезапно, когда вооруженная до зубов полиция ранним утром врывается в дом Миллеров, чтобы арестовать 13-летнего Джейми (Оуэн Купер) по обвинению в убийстве одноклассницы, произошедшем накануне вечером. Чудовищный разгром происходит в непрерывной съемке, без монтажных склеек и прыжков, чем моментально втягивает в ткань истории. Ни зритель, ни родители Джейми не понимают, что происходит и как все оказались в этой ситуации. Паника, тревога, отчаяние — три главные эмоции этого эпизода, которые руководят зрителем: совершенно ясно, что полиция ошибается, вторим мы словам ошеломленного главы семейства, Эдди (Стивен Грэм).
Кадр из сериала «Переходный возраст»
Непрерывность — художественный подход «Переходного возраста». Каждую серию снимали непрерывным кадром, тратя на процесс по несколько полных дублей (доходило до 10 и 13 раз), где заранее отрепетировавшие весь сценарий актеры двигались по заранее отмеченным маркерам, сливаясь в хореографии с операторами, которые передавали друг другу камеру. Насмотренный зритель получит от этого зрелища эстетическое удовольствие, ненасмотренный же будет по крайней мере удивлен эффектом погружения.
Во втором эпизоде сериал (также без монтажа и склеек) перемещается в школу Джейми, показывая, как новость о его аресте восприняло сообщество, вскрывая слой за слоем удаленные от мира взрослых подростковые проблемы. Буллинг оффлайн и онлайн, погоня за популярностью, которая в незрелых головах тинейджеров важнее всего на свете, оторванность от родителей, с которыми нарушен эмоциональный контакт, вспышки агрессии, ошеломляющий разгул женоненавистничества.
Кадр из сериала «Переходный возраст»
Зрителя ведут за руку по ступеням школьной жизни, пропахшей «смесью блевотины, капусты и мастурбации» (цитата из сериала), где учителя выполняют работу контролеров, а не наставников, и ученики представляются им разрушительной неуправляемой силой. Звучащий в финале серии кавер песни Стинга Fragile («Хрупкие») в исполнении детского хора намекает, как сильно все ошибаются.
Этот эпизод на самом деле ключевой. Несмотря на очень сильный третий, который снят в пустой комнате подготовительного центра с превосходно солирующим новичком в профессии, 15-летним Оуэном Купером. Можно сколько угодно копаться в голове подростка, совершившего непоправимый поступок неожиданно для себя и для всех вокруг, но не удастся повесить на него одного весь груз ответственности.
Кадр из сериала «Переходный возраст»
Четвертый эпизод, обращенный к семье Джейми (его отцу, матери и старшей сестре), провозглашает, что воспитание ребенка, в сухом остатке, — всего лишь лотерея. И ее результат даже не зависит от сложного комплекса факторов, которыми можно хоть как-то объяснить произошедшее или обосновать неслучившееся.
Сюжетами о подростках нынче никого не удивить — их снимали неисчислимое количество в разных форматах, с разными углами зрения и не только в англоязычном сегменте вещания. В 2010-м российские телезрители возмущались сериалом «Школа» Валерии Гай Германики (в 2008 — ее же фильмом «Все умрут, а я останусь»), в 2021-м осмысляли вместе с Александром Хантом подростковый суицид в «Межсезонье». В 2017-м Netflix поймал волну напряженным детективом «13 причин почему» и мокьюментари-проектом «Американский вандал», которые погружались в жизнь старшеклассников. И так далее.
Кадр из сериала «Переходный возраст»
В череде этих историй «Подростковый период» — не первый и не последний. Однако он несомненно выделяется, в том числе сочетанием психологической, детективной и социальной драмы с историей взросления, в которой произошло нечто необратимое — оборвалась чья-то жизнь. И все же сериал не обвиняет и не клеймит кого-то или что-то конкретно — родителей или учителей, буллинг или интернет-порно. В конце концов, вечно равнодушное общество. И воздерживается от радикальной негативной оценки, кинематографически демонстрируя положение вещей — отчаянное просто-напросто для всех.