Почему все уже месяц говорят о сериале «Олененок»

. Как личная трагедия стала популярным контентом на Netflix

Почему все уже месяц говорят о сериале «Олененок» Netflix и что с ним не так

Обновлено 05 мая 2024, 07:52
<p>Шотландский комик Ричард Гэдд после выхода шоу &laquo;Олененок&raquo; на Netflix словно оказался в шестом сезоне &laquo;Черного зеркала&raquo; на том&nbsp;же Netflix. Кадр из сериала &laquo;Олененок&raquo;</p>
Фото: Netflix

Шотландский комик Ричард Гэдд после выхода шоу «Олененок» на Netflix словно оказался в шестом сезоне «Черного зеркала» на том же Netflix. Кадр из сериала «Олененок»

Вокруг мини-сериала Netflix «Олененок» Ричарда Гэдда не утихает шум. Шотландский комик и сценарист переложил личный травматический опыт жертвы сталкинга в формат драматического триллера с элементами комедии и тру-крайма.

Феноменальный успех сериала держится уже месяц, а реальные события в его основе обрастают подробностями и спекуляциями: фанаты увлеклись поиском прототипов персонажей, что только увеличило хайп вокруг проекта.

РБК Life посмотрел «Олененка» и нашел в нем спорные моменты, о которых постарался рассказать без спойлеров.

В чем привлекательность сериала

Тру-крайм-контент популярен и прибылен как никогда. Миллионы людей ежедневно потребляют разного вида истории о жертвах и преследователях, поданные и смонтированные так, чтобы кровь стыла в жилах. В аудио- и видеорассказах о разрушенных судьбах под псевдодокументальным соусом смакуются детали — с присутствием очевидцев и свидетелей, иногда и родственников жертв. Но шотландский комик Ричард Гэдд пошел еще дальше, заточив тру-крайм в художественную форму с минимальной разницей между выдумкой и реальностью.

Его мини-сериал «Олененок» (Baby Reindeer) вышел на Netflix 11 апреля и стал хитом моментально (в первую неделю — 13 млн просмотров, во вторую — 22 млн). История бедствующего в Лондоне комика Донни Данна (его исполняет Гэдд), который оказывается объектом преследования неприятной женщины, шокировала аудиторию. Ведь Гэдд написал ее, опираясь на болезненный личный опыт.

Десять лет назад, работая в модном кандемском баре Hawley Arms в Лондоне, Гэдд случайно встретил свою сталкершу. Не имея представления о том, кто перед ним, он проявил эмпатию, чем спровоцировал дальнейшее развитие событий. За четыре с половиной года она отправила ему 41 071 email-сообщений, 350 часов голосовых сообщений, 744 твита, 46 сообщений в Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской), 106 страниц писем и множество странных подарков, как он утверждает. В том числе плюшевого оленя, снотворное, шапку и трусы-боксеры. Она одержимо преследовала Гэдда на улицах, в пабе, в стендап-клубах, потом стала преследовать его близких, друзей и возлюбленную.

К моменту выхода сериала, по словам Гэдда, конфликт со сталкершей «решился», но неизвестно, как именно. «Олененок» предлагает свою версию событий.

О чем же сериал

Его герой Донни Данн — лузер: живет в доме матери бывшей девушки (потому что не может позволить себе другое жилье), позорится на сцене со своей альтернативной комедией (фрик-шоу в чемодане со свистелками и париками), работает в пабе среди маскулинного быдла, балующегося дешевыми наркотиками.

Мечты о славе давно разбиты: Данну почти 30, он ощущает стыд за свое бессмысленное существование каждой клеточкой тела и почти никогда не сталкивается с добротой. Его максимум — это сочувствие, которое он активно эксплуатирует, пытаясь не сгинуть в насквозь провонявшем пивом и табаком, грязном и неуютном Лондоне. Причины для такого мироощущения есть, они раскрываются к середине сезона, где сериал трансформируется из социального драмеди в криминальную драму вроде «Загадочной кожи» Грегга Араки.

В раздавленном состоянии Данн встречает Марту — страдающую ожирением 40-летнюю женщину, которая однажды заходит в бар с самым несчастным видом. Сочувственная чашка чая за счет заведения превращается для Данна в пучину. На протяжении семи эпизодов, которые длятся в среднем по полчаса, но ощущаются к полноценные часовые за счет эмоционального напряжения, Марта будет преследовать тощего и растерянного Данна. Называть его Олененком, заваливать безграмотными письмами электронную почту, угрожать его бывшим в соцсетях и названивать его родителям.

Полиция в этой ситуации действует, но медленно и комично, что обеспечивает сериалу необходимый социальный контекст, без которого тот мог бы стать 80-процентной одой жалости к себе с 20% эмпатии к окружающим.

Как подана история

Ричард Гэдд утверждает, что показанные в «Олененке» события произошли с ним в реальности. Сперва они стали успешным моноспектаклем 2019 года, а потом уже контентом на Netflix. В карьере Гэдда была и другая душераздирающая история об опыте взаимодействия с телевизионным продюсером, которую он превратил в шоу Monkey See Monkey Do в 2016-м. Ее фрагмент включен в сериал как раз в середине сезона.

В прошлом году на том же Netflix вышел шестой сезон «Черного зеркала», поднимавший темы, которые теперь отразились в «Олененке». Например, эпизод про вторжение в частную жизнь ради просмотров (Joan Is Awful). Или конвертирование травмы в прибыльный контент — Lock Henry. Иронично, что сюжет этого эпизода развернули в Шотландии: герой, подстегнутый любопытством своей девушки, решает сделать жуткие события из своего детства основой для документального фильма, чтобы продать его на стриминговую платформу. Заканчивается все поучительно, в духе «Черного зеркала» — то есть вопросом, насколько правильно превращать личную трагедию в товар для общественного пользования.

Ричард Гэдд, судя по всему, считает, что правильно на все сто. Рассказывая во многочисленных интервью, что переработал образ сталкерши так, что «она сама себя не узнает», автор лукавит. «Мы приложили все усилия, чтобы замаскировать ее до такой степени, что я не думаю, что она узнала бы себя, — объясняет Гэдд. — То, что было взято из реального образа, — это эмоциональная правда, а не фактическое описание человека».

Что ж, одержимые доксингом и сталкингом фанаты шоу моментально находят реальных людей за этой историей. Например, 59-летний театральный режиссер Шон Фоули подвергся интернет-буллингу, потому что интернет-сыщики решили, что именно он послужил прототипом эдинбургского Харви Вайнштейна, сыгранного Томом Гудманом-Хиллом. Таблоид Daily Mail, конечно, всех переиграл в этой гонке диванных следователей, сообщив, что нашел реальную Марту, которая почти неотличима от сериальной. Если верить СМИ, они обе шотландки, обе изучали право в университете и обе примерно на 20 лет старше Гэдда. Близки они по манере речи и во внешности.

Разъяренная женщина собирается подать в суд на Netflix и авторов сериала: «Он использует «Олененка», чтобы преследовать меня. Я жертва, он написал обо мне чертово шоу!» Она же декларирует, что Гэдд страдает «синдромом главного героя», пребывая в иллюзии, что он всегда в центре внимания, и поэтому ради славы издевается над пожилой женщиной. По ее словам, она получает в интернете угрозы от сторонников Ричарда. Последний вынужден призывать фанатов прекратить спекуляции: «Суть нашего шоу не в этом».

В чем суть шоу

Если упрощенно: просить о помощи, когда ты в беде — правильно, а преследовать людей — нехорошо. Переживший абьюз, сексуализированное насилие и сталкинг человек попробовал донести свой ужасающий опыт до широкой аудитории, но побочный эффект «Олененка» бульдозером прошелся по благородному замыслу.

«Я не хочу говорить от имени каждого человека, подвергшегося сексуализированному насилию, но одним из наиболее распространенных последствий является самообвинение, — уточнял Гэдд The Independent. — Зачем я туда пошел? Почему я это сделал? Я жил в тюрьме ненависти к себе и самонаказания. Но записывая произошедшее в хронологическом порядке, обрабатывая, думаю, я научился больше сопереживать себе».

После успеха сериала «Ты» (You), романтического триллера с метафорой созависимости, где в центре сюжета был привлекательный сталкер в исполнении Пенна Бэджли, Netflix повысил ставки. В «Олененке» повествование без купюр, мрачный вайб «На игле» Дэнни Бойла, картинка 18+ и все лучшее сразу — темы ментального здоровья, социальной изоляции и безразличия социальных институтов к уязвимым группам идут нога в ногу с темами одержимости общественным одобрением и кризиса идентичности, а также гендерными вопросами.

Придавленный таким грузом здравый смысл источает болезненную наивность поколения зумеров: все мы люди, почему бы нам не жить дружно вместо того, чтобы бесконечно страдать.

В сцене публичного покаяния в преступлении против самого себя общество вдруг прозревает и проникается к жалкому клоуну сочувствием. Интересно, сработала бы эта схема с Артуром Флеком из «Джокера»? Но комик Донни Данн слезами зарабатывает себе «отлично» в зачетке, то есть искомое общественное одобрение и славу, в очередной раз становясь похожим на свою сталкершу-рецидивистку, которая ловит жертв на крючок жалости.

Именно отождествление себя со своим преследователем, протянутое через семь эпизодов красной нитью, не позволяет однозначно утверждать, что Ричарду Гэдду не терпелось извлечь выгоду, невзирая на последствия для реальных людей. Но, по-видимому, не терпелось Netflix.

Поделиться