Дипломатия и остроты: зачем смотреть сериал «Франклин»

. Выхолощенный урок истории с Майклом Дугласом показывают на Apple TV+

Майкл Дуглас снялся в роли Бенджамина Франклина

Обновлено 29 апреля 2024, 05:57
<p>Исторический байопик о Бенджамине Франклине может зацепить поклонников Майкла Дугласа, но отпугнуть знатоков истории</p>
Фото: Apple TV+

Исторический байопик о Бенджамине Франклине может зацепить поклонников Майкла Дугласа, но отпугнуть знатоков истории

12 апреля на Apple TV+ стартовал исторический мини-сериал «Франклин». Проект рассказывает о дипломатической миссии одного из отцов-основателей США во Франции в разгар Американской революции. Над сериалом работали создатели хитов HBO, а роль Бенджамина Франклина исполнил Майкл Дуглас.

Кинокритик Мария Ракитина посмотрела сериал и считает, что байопик американского политика, чей портрет украшает 100-долларовую купюру, получился внушительным, но скучным.

1776 год. Новый Свет сотрясает революционная война: 13 британских колоний в Северной Америке, объявившие о своей независимости от Великобритании, ожесточенно сражаются за суверенитет. Особыми успехами на поле боя мятежники не отличаются. Причина досадных неудач — в отсутствии необходимой поддержки со стороны влиятельного союзника, в которой остро нуждается «кучка сепаратистов». Колонисты теряют Нью-Йорк, угроза захвата Филадельфии кажется все реальнее. Страх американских революционеров потерпеть поражение в Войне за независимость выливается в предложение заключить союзный договор с Францией.

Книгопечатника, издателя, публициста, философа и политика Бенджамина Франклина (Майкл Дуглас) отправляют с дипломатической миссией в Старый Свет. Задача первого посла Соединенных Штатов — убедить короля Людовика XVI примкнуть к американцам в борьбе против британского господства. После позорного поражения Франции в Семилетней войне Версаль считает англичан злейшими врагами, но сдерживает желание взять реванш. 70-летнего Франклина в Париже встречают неоднозначно: народ ошибочно принимает его за изобретателя электричества, а высший свет видит в нем причудливого мыслителя и потешного чужестранца.

Изводимый подагрой и потрепанный жизнью Франклин собирается заслужить расположение Версаля с помощью доверенных лиц. Засылает 17-летнего внука Темпла (Ноа Джуп), которого взял с собой во Францию в качестве секретаря, к министру иностранных дел, графу де Верженну. Через давнего друга, доктора Эдварда Бэнкрофта, Франклин знакомится с драматургом Бомарше (автором комедийных пьес «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»), который пользуется благосклонностью короля и может замолвить словечко за американского дипломата. Налаживает отношения с богатым торговцем Жаком де Шомоном, который рассмотрел в поддержке личную выгоду.

Пребывание Франклина во Франции вроде бы складывается в его пользу, но американец недооценивает силу политических интриг, которые плетут многочисленные враги. На репутации посла негативно сказывается и тот факт, что во время колониального восстания его сын Уильям выразил преданность английской короне и угодил в американскую тюрьму. Заподозрить Франклина-старшего в шпионаже не составляет труда. Невзирая на предвзятое отношение, дипломат, блестяще владеющий французским, постарается добиться доверия Людовика XVI ради будущего Соединенных Штатов.

Исторический мини-сериал Apple TV+ щепетильно пересказывает книгу Стэйси Шифф «Великая импровизация: Франклин, Франция и рождение Америки». Исполнительным продюсером шоу выступил Кирк Эллис, отвечавший за сценарий к байопику «Джон Адамс» о другом отце-основателе США. Режиссером сериала значится знаменитый Тимоти Ван Паттен, работавший над легендарными проектами HBO «Игра престолов», «Сопрано» и «Секс в большом городе».

«Франклин» скрупулезно описывает французскую миссию отца-основателя, хотя и оставляет за кадром масонскую деятельность Бенджамина и забывает о существовании второго внука американского посла, Бенни Бейча, сопровождавшего его во время путешествия в Европу.

Повествование строится вокруг посещений Франклином торжественных приемов, дамских салонов и театров, которые обаятельный в своей простоте дипломат ловко сочетает с дискуссиями на политических собраниях и утомительными обсуждениями хода Войны за независимость. Зритель наблюдает трансформацию американского вольнодумца из persona non grata, «нежелательного лица», которое игнорируют в Париже, во влиятельного представителя «свободного» государства, бросившего вызов Британской империи.

Политическая деятельность Франклина в основном сводится к умению ждать, надеяться и верить, а вовсе не к владению искусством компромиссов. Как гласит история, решающим фактором для заключения военного союза с Францией стала победа американцев в битве при Саратоге. В сериале исход этого сражения также окончательно склоняет Людовика XVI к сотрудничеству с Континентальным конгрессом.

«Франклин» напоминает прилежную адаптацию энциклопедической статьи без какого-либо критического анализа биографии отца-основателя. Бенджамин предстает гением остроумия, которого совершенно незаслуженно игнорирует парижская знать.

«А что я? Я существую?» — задается вопросом престарелый американец, а сердце зрителя тотчас сжимается от жалости. Спорное прошлое политика в сериале ограничивается лишь упоминанием его преданности британской короне, в которой тот разочаровался после унижения перед Тайным советом в Уайтхолле в 1774 году.

Шоураннеры словно преклоняются перед масштабом личности отца-основателя и не решаются судить его за дуализм, как это, например, делает Кен Бёрнс в документальном фильме «Бенджамин Франклин» (2022). В его проекте достижения американского политика чередовались с его сомнительными поступками. Бёрнс открыл зрителю глаза на то, что Франклин долгое время оставался равнодушным к судьбам индейцев и вплоть до Войны за независимость публично не осуждал рабство, более того, держал при себе несколько темнокожих слуг. Свою болезненную жену Дебору амбициозный Бенджамин буквально променял на политику, а во время дипломатических путешествий возмущался «смуглостью» европейцев.

В сериале Apple TV+ Франклина изображают не только ярым противником рабства, но и трагичным вдовцом, ищущим душевного исцеления в платонических романах с двумя парижскими дамами — мадам Брийон (Людивин Санье) и мадам Гельвеций (Жанна Балибар).

Портрет американского посла, застрявшего во Франции эпохи Просвещения на девять лет, не назовешь революционным. Франклин сыплет остротами направо и налево, пока ему благоволят светские дамы и противостоит еще один отец-основатель, прибывший во Францию. Религиозный Джон Адамс (Эдди Марсан), будущий второй президент США, вечно пытается очернить Бенджамина перед конгрессом и вступает с ним в идеологические споры, руководствуясь завистью к успеху коллеги по дипломатии среди французов.

Образ Франклина, к сожалению, собран из шаблонов. Его предлагают запомнить пожилым авантюристом и ловеласом, светским львом и свободолюбивым философом, который сравнивает политику с игрой в шахматы; изобретателем молниеотвода, создателем собственного печатного станка и автором остроумного «Альманаха бедного Ричарда»; заботливым дедушкой и наставником юного Темпла.

Довольно унылое воплощение известных фактов о жизни Франклина неспособна скрасить даже харизматичная игра Майкла Дугласа, который старательно наделяет героя ораторским магнетизмом.

Неординарность американского дипломата прежде всего отражается во внешнем облике. На фоне сильно напудренных и носящих безумные парики французов Франклин в своей шапке из меха канадской куницы выглядит старомодным эксцентриком. Нарочитая фриковость отца-основателя быстро наскучивает как парижской публике, так и зрителю.

С дипломатических похождений Франклина фокус внимания часто смещается на линию взросления юного максималиста Темпла в окружении французской аристократии. Но и здесь авторы обходятся банальными сценами: бесконечными кутежами в помпезных особняках Парижа, символической охотой на оленя, пламенным романом с актрисой театра, тайными собраниями маркизов-революционеров и громкими заявлениями в духе Let's burn England.

Романтизация кровопролитной Американской революции создателями сериала вызывает вопросы. Желание молодых французов отдать жизнь за независимость США считается благородной миссией, а жестокие фрагменты войны искупаются славой чудом уцелевшего маркиза Жильбера.

Ожидалось, что «Франклин» преподнесет историю одного из отцов-основателей США с неожиданного ракурса и раскроет многогранность его характера, как это удалось мини-сериалу «Джон Адамс». Байопику же с убедительным Майклом Дугласом явно недостает изобретательности, которой недавно отличился исторический проект Apple TV+ «Охота за убийцей», рассказывающий о последних днях жизни Авраама Линкольна и поисках его убийцы в формате конспирологического триллера. «Франклин», увы, довольствуется стандартным пересказом биографии самого гуманного отца-основателя и расценивается как подробный, но вовсе не обязательный урок истории.

Поделиться
Авторы
Теги