«Холоп 2» выходит в прокат: обзор сиквела кассового хита с Биковичем

. В фильме «перевоспитывают» Аглаю Тарасову, но безуспешно
Обновлено 19 февраля 2024, 12:15
<p>Аглая Тарасова и Милош Бикович&nbsp;на съемках фильма &laquo;Холоп 2&raquo; Клима Шипенко</p>
Фото: Yellow, Black & White

Аглая Тарасова и Милош Бикович на съемках фильма «Холоп 2» Клима Шипенко

«Холоп 2», новый фильм режиссера Клима Шипенко («Вызов»), выходит в российский прокат 1 января и будет собирать зрителей все новогодние каникулы. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев посмотрел сиквел и размышляет, можно ли повторно разыграть карту социальной несправедливости и собрать «классы».

После возвращения из космоса вместе с Юлией Пересильд режиссер Клим Шипенко взялся за продолжение некогда самого кассового фильма в истории России (в начале 2023 года первого «Холопа» сместил с пьедестала «Чебурашка»). О кассовом потенциале продолжения еще не раз расскажут аналитики кинопроката — «Холоп 2», как и его предшественник, участвует в так называемой новогодней битве, под которую из российского проката вычищаются большие зарубежные блокбастеры. Во всяком случае, так было в доковидные времена первого «Холопа». Сейчас, когда мейджоры ушли из России, соревноваться отечественным сказкам и комедиям приходится только самим с собой.

В сиквеле на первый план выходит не мажор, но мажорка Катя в исполнении Аглаи Тарасовой. Беспардонная девица празднует день рождения в Санкт-Петербурге, расстреливая спортсменов из ручного фейерверка со множеством залпов. Дальше картина маслом от «полиция, пройдемте» до «мальчики, пока»: Катя угоняет полицейский катер и, находясь в состоянии алкогольного опьянения, въезжает в кафе на пляже у Петропавловской крепости. Чудесным образом именно в этом заведении отдыхал Гриша (Милош Бикович) — по-прежнему мажор, но после событий первого фильма начавший новую жизнь. Шокированный происходящим, герой Биковича некоторое время пребывает в прострации, наблюдая за событиями вокруг Кати со стороны.

Событий, надо сказать, немного. Благодаря мини-калейдоскопу монтажных склеек зритель узнает, что Катя понесла «законное наказание», ее мать (Наталья Рогожкина) считает, что девочка у нее «нормальная», пусть и с особенностями. Однажды, возвращаясь из Дубая (где благополучно отлынивал от работы, которую ему поручил отец), Гриша замечает… ту самую Катю, которая де-юре отбывает назначенный срок в тюрьме общего режима. Девушка ведет себя максимально вызывающе: хамит бортпроводнице, устраивает дебош и предлагает не возвращаться в «эту вашу Рашку». Пылая от вопиющей несправедливости, Гриша отчаянно намерен перевоспитать Катю — в той самой деревне, где это сотворили когда-то с ним.

«Холоп 2» — яблоко от яблони. Сценарий картины писала та же троица авторов, что и первую часть. Большую часть хронометража история даже повторяет сюжетный троп оригинала. Некоторые изменения происходят из-за женской героини. «Вы же понимаете, что с женщиной героизм не работает, тут нужна вера в чудо!» — восклицает психолог, которого снова исполнил Иван Охлобыстин. Его герой, поначалу пребывающий в тени, все-таки возвращается в лоно проекта по перевоспитанию зажравшихся мажоров. Парадокс в том, что весь проект не стоит и выеденного яйца, ведь никто — ни Гриша, ни Катя — по-настоящему не становится другим человеком. Хотя оба «холопа» делают вид, что стремятся именно к такому исходу.

Как и в случае с первым фильмом, это одна из основных проблем картины. Вдобавок ко всему заметно, как авторы работают в заданных рамках, боясь уйти в сторону от рецепта «проверенного хита». Местами сиквел даже повторяется в диалогах и манерах персонажей. Плюс большая часть каста оригинальной исправительной «деревни» возвращается к старой локации и «должности». По сути, мы наблюдаем пресную вариацию русского ответа на «Шоу Трумана» с поправкой на национальную идентичность.

Не спасают сиквел ни второстепенные сюжетные ветки (семейный разлад у родителей Гриши, например, который решается прямо на «деревенской площадке», когда и отец, и мать примеряют другие роли), ни пресловутые mother issues (уходящий в далекое прошлое конфликт Кати и ее матери-чиновницы).

Сиквел ничуть не расширяет проблематику, поднятую в оригинале. Если бы в названии не было цифры 2, ему подошло бы определение «женский ремейк». Удобно с точки зрения маркетинга и провально с точки зрения художественной ценности — зачем смотреть на тех же героев, оказавшихся в новых обстоятельствах, но действующих старыми методами? Больше всего удручает мотивация центрального поступка Гриши: оказывается, его команда украла Катю и отправила на перевоспитание в деревню, чтобы герой… добился внимания своего отца. «Хочу, чтобы он мной гордился», — бросает в сердцах Гриша, пребывая в отчаянии, когда план по трансформации нахалки вот-вот провалится.

Поговорка про реку, в которую дважды не войти, актуальна в случае фильма «Холоп 2». Искусственное растягивание истории ради надежды на повторный кассовый успех — не самая изящная формула. Красивые декорации и костюмы, масштабные сражения с «французами» и камео Павла Деревянко в роли, которую актер уже когда-то воплощал на экране, — нетрудно догадаться, на что ушел увеличившийся со времен первого фильма бюджет.

Куда угодно, только не в карманы сценаристам, которые зачем-то выбрали путь обесценивания и оглупления персонажей ради создания вымученных конфликтов на «поле боя». В этом весь «Холоп 2» — сомнительная поделка без души, сделанная по уже затертым в цеху лекалам.

Найти билеты в кино
Найти билеты в кино
Сеансы фильма «Холоп 2»
Поделиться