Фильму «Красотка» исполнилось 35 лет: как взрослела эта история любви
. Оглушительный успех превратил фильм в классику ромкомовФильму «Красотка» с Джулией Робертс исполнилось 35 лет

35 лет назад Джулия Робертс снялась в «Красотке» как начинающая актриса в паре с большой звездой — Ричардом Гиром. Успех фильма запустил карьеру Робертс прямо в стратосферу, на десятилетия сделав ее главной любимицей не только Америки, но и всего мира. Кадр из фильма «Красотка»
23 марта 1990 года Walt Disney Studios выпустила в мировой прокат «Красотку» — сказку с рейтингом R в декорациях современного капитализма, рассказывающую о Золушке-проститутке, которая повстречала своего принца-бизнесмена.
Фильм мгновенно стал классикой ромкомов, но побудил кинематографистов переосмыслить архетипический сюжет и сместить фокус в сторону суровой реальности.
О создании и наследии «Красотки» рассказывает кинокритик, автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина.
Сюжет: Влиятельный бизнесмен Эдвард занимается слияниями и поглощениями, раздирая некрупные компании на части, чтобы обогащать более крупные. Пережив болезненный развод и свежее расставание, он едет на Родео Драйв, где знакомится с Вивиан. Она проститутка, у него — ноль иллюзий. Они проводят ночь вместе, но Эдвард, очарованный Вивиан, предлагает ей сделку. За $3 тыс. на неделю она становится спутницей бизнесмена. Когда срок истекает, Вивиан и Эдвард по уши влюблены друг в друга. И пока Эдвард спасает Вивиан от нищеты, предлагая свою любовь, она спасает его от перспективны стать циничным сухарем, перезапуская его чувства.
Рождение сказочной «Красотки» из социальной драмы
Концепция фильма была ближе к мрачной и саркастичной картине Шона Бэйкера «Анора», чем к беззаботному ромкому, каким он и стал. История задумывалась как гнетущая драма про наркозависимых проституированных женщин, чья жизнь идет под откос. В первоначальной версии так и не победившая наркотическую зависимость Вивиан покидала Лос-Анджелес вместе с подругой, отправляясь в заветный Диснейленд.
Но из социального комментария «Красотку» трансформировали в исключительно жанровое кино вне общественного контекста. Сюжет превратили в современную сказку о Золушке, которая встречает принца. Сегодня история, как счастливо складывается судьба секс-работницы, которую снял очередной клиент, кажется несколько вредительской, поскольку намеренно игнорирует темную сторону секс-индустрии и то, каким опасностям подвергаются вовлеченные в проституцию женщины.
Новый сказочный замысел привлек по тем временам внушительный бюджет в $14 млн, и авторы приступили к съемкам. На роль Эдварда, помимо востребованного Ричарда Гира, пробовались все: от Дэниэла Дэй-Льюиса и Аль Пачино до Сильвестра Сталлоне и Дензела Вашингтона. Гир сперва отказывался, но передумал, познакомившись с Робертс, которая покорила его так же, как Вивиан — Эдварда.
21-летнюю Робертс тоже не сразу утвердили: в 1990 году она все еще числилась в начинающих актрисах, и студия опасалась давать ей главную роль. На кастинге конкуренцию ей составляли ведущие голливудские актрисы: от Вайноны Райдер и Дженнифер Коннелли (их режиссер счел слишком юными) до Дрю Бэрримор, Умы Турман и Мег Райан.
На кандидатуре Робертс настоял Гэрри Маршалл и даже снял с ней отдельные пробы, чтобы переубедить продюсеров. Кстати, сперва Гир играл своего персонажа более активно, оттеняя Робертс на второй план. Тогда режиссер отвел актера в сторону и иронично объяснил: «Ричард, все не то. В этом фильме только один из вас движется вперед, а второй нет. Угадай, кого играешь ты?»
Триумф истории о «проститутке с золотым сердцем»
Случившийся мэтч между Гиром и Робертс, а также идеальная экранная химия между героями, для сценариста Дж. Ф. Лоутона стали дополнительным стимулом переписать сценарий в более обнадеживающем ключе. Сейчас очевидно, что ставка оказалась более чем верной: зритель всем сердцем полюбил это жизнеутверждающее кино, отбрасывающее классовые различия и дарящее надежду на любовь, которую можно встретить даже на обочине неблагополучного района.
«Красотка» заработала в мировом прокате почти $180 млн. Повторные кинотеатральные релизы в последующие годы увеличили сборы до $470 млн. В год своего выхода картина Маршалла стала третьим самым успешным релизом года, пропустив вперед только «Привидение» и «Один дома»: комедия с Маколеем Калкиным заработала $285 млн, драма с Деми Мур о бессмертии любви — $217 млн. Также «Красотка» по состоянию на 2022 года занимала четвертую строчку в рейтинге «Самых успешных ромкомов в истории». Обойти ее сумели только «Правила съема. Метод Хитча», «Чего хотят женщины» и «Моя большая греческая свадьба».
Критики тоже отнеслись к фильму благосклонно. Ключевой одобрительный комментарий звучал так: «Конечно, это всего лишь фантазия современных яппи, но хорошая комедийная составляющая, саундтрек и удачный кастинг перекрывают все минусы фильма». Хотя находилось место и справедливой критике, как искаженно лента представляет жизнь секс-работниц и как идеализирует их клиентов. Тем более «Красотка» — не единичный подобный случай в жанре. В сценаристике этот избитый троп даже имеет собственное название «проститутка с золотым сердцем». Он появился задолго до возникновения кино и подразумевает образ героини, наделенной особой добродетелью вопреки ее морально спорной секс-профессии.
«Красотки» больше не те
Интересно было наблюдать за этим архетипом в последние три с половиной десятилетия. Может показаться, что главным ревизором жанра стал уже упомянутый Шон Бэйкер — едва ли не главный американский инди-автор, исследующий жизнь униженных и оскорбленных. Его «Мандарин» (2015) рассказывает об опасной стороне профессии двух проституток, чья жизнь и работа сопряжены с постоянным риском. Оскароносная «Анора» превращает путь героини сперва в бесконечный шумный анекдот, но в финале напоминает, как она хрупка в своем восприятии себя как вещи, навязанном ей окружающими.
Следом вспоминается драма «Зола» Яницы Браво — история про двух стриптизерш, решивших подзаработать в одном из клубов Флориды немного денег, но чудом сумевших унести оттуда ноги. Фильм был основан на реальных событиях, о которых рассказала в своих соцсетях их участница. Как страшный сон преподнесли закулисье стриптиз-сферы «Стриптизерш» с Дженнифер Лопес. История прямо на глазах переменялась от авантюрной криминальной комедии в социальную драму, где незащищенные женщины вынуждены идти на крайние меры, чтобы прокормить себя и своих близких.
В современном российском кино истории о проституированных женщинах развиваются по большей части в обратном направлении. Если перестроечная «Интердевочка» Петра Тодоровского сочувствовала героиням, современные проекты «об этом» скорее романтизируют и культивируют принцип «я тебе — тело, ты мне — деньги».
Безобидной игрой проституция выглядит в драме Марии Агранович «Люби их всех». Коварным, но оправданным заговором женщин — в глянцевых «Содержанках».
Ощутимым исключением стал мини-сериал «Чики» Эдуарда Оганесяна. Его героини, секс-работницы с российского юга, постоянно подвергались издевательствам окружающих, осуждению близких и насилию клиентов. И чем сильнее девушкам хотелось разорвать порочный круг, создав собственный легальный бизнес, тем жестче мир «наказывал» их.
Продавая сериал стримингу еще на этапе сценария, Оганесян для наглядности будущей концепции снял с актрисами музыкальный ролик под песню «Алиса» певицы Луны. В нем актрисы в образе своих героинь беззаботно отдыхают на берегу реки: едят арбуз, веселятся, говорят по душам и просто хорошо проводят время. Но к финалу, когда опускаются сумерки, идиллия рушится — героини выходят из своего «райского сада» на обочину трассы. Этот внезапный контраст залитого теплым солнечным светом дня и холодной беспросветной ночи идеально отражал идею сериала: показать уязвимость и обреченность секс-работниц.
От жизнерадостной «Красотки» в таких проектах нет совершенно ничего, кроме осмысления «золушкиной доли», которая с каждым годом кажется все менее сказочной. Индустрия занялась ревизией привычных сценарных ходов и типажей, зритель поддержал. Все теснее становится зазор между реальностью и художественным вымыслом (даже супергероика политизируется и социализируется, отзываясь на актуальные проблемы), кино стремится к интеграции в пространство жизни, к убедительности.
Просмотр «Красотки» в 2025 году может согреть душу как хорошее ретрокино, но если приглядеться, можно заметить за ним мрачную тень отталкивающей правды. Современные истории про секс-работниц служат отрезвляющим наставлением: в этой сфере больше опасностей, чем надежд на «жили долго и счастливо».