Кино с полифонией смыслов и языков: как прошел фестиваль «Маяк»

. За какими фильмами из программы нужно следить

Кинофестиваль «Маяк» прошел в Геленджике: кто получил главные призы

Обновлено 11 октября 2024, 17:56
Гена Авраменко
Фото: Гена Авраменко

В Геленджике с 5 по 10 октября состоялся второй фестиваль актуального российского кино «Маяк». В конкурсной программе было девять полнометражных и семь короткометражных картин, в числе которых драма с Юрой Борисовым, завоевавшая гран-при, новые работы Александра Ханта и якутских режиссеров, а также экспериментальные дебюты.

Для РБК Life киножурналистка Милана Стояновска рассказывает, что осветил «Маяк» на этот раз.

В этом году фестиваль открылся фразой программного директора Стаса Тыркина, который перефразировал Владимира Маяковского: «Если «Маяк» зажигается, значит, это кому-нибудь нужно». Смотр в Геленджике на самом деле нужен много кому, в первую очередь молодым кинематографистам, которые готовы делать талантливое авторское кино, а также всем неравнодушным к отечественной киноиндустрии.

Победители фестиваля «Маяк-2024»

  • Гран-при: Лучший фильм — «Кончится лето» (Владимир Мункуев и Максим Арбугаев).
  • Лучший дебют — «Папа умер в субботу» (Зака Абдрахманова).
  • Лучшая работа режиссера — Александр Хант («Джекпот»).
  • Лучшая женская роль — Евгения Громова («Агния»).
  • Лучшая мужская роль — Максим Стоянов («Джекпот)
  • Лучший сценарий — Павла Стратулат («Агния»).
  • Лучшая работа оператора — Екатерина Смолина («На этой земле»).
  • Особое упоминание жюри конкурса — «На этой земле» (Рената Джало).
  • Лучший короткометражный фильм — «Хребет» (Кристина Панова).
  • Особое упоминание жюри короткого метра — «Клок» (Лиана Сукиасян)

По результатам голосования кинокритиков и авторов телеграм-каналов в издании «Афиша Daily», главный приз получил фильм «Папа умер в субботу».

Молодой фестиваль еще в прошлом году зарекомендовал себя как перспективная площадка для соприкосновения с новейшим отечественным кино. В 2023-м именно в Геленджике впервые показали «Год рождения» Михаила Местецкого, «Фрау» Любови Мульменко, «Королевство» Татьяны Рахмановой, «Чуму» Дмитрия Давыдова, а также «Рыжего» Семена Серзина и ставших победителем «Каникулы» Анны Кузнецовой.

За прошедший год смотр масштабировался: обрел конкурс короткого метра, дополнительный день для показов и сотни новых друзей в лице кинематографистов и прессы, которые съезжались в Геленджик со всего света — от Лос-Анджелеса до Якутии. Отдельного внимания заслуживает фильм открытия «Анора» Шона Бэйкера с Марком Эйдельштейном и (снова) Юрой Борисовым. Картина не участвовала в конкурсе, но определила тон следующих пяти дней. Организованный Фондом развития современного кинематографа «Кинопрайм» кинофестиваль задал высокую планку и во второй раз блестяще ее преодолел.

«Актуальное российское кино» понимается фестивалем достаточно широко: на «Маяке» показывали как работы уже известных кинематографистов, так и дебюты самых разных жанров и тематик. Здесь черно-белая притча про «русского Икара» встретилась с трагифарсом из Владивостока 2010-х, а якутский роуд-боевик конкурировал за главную награду с трогательной казахской драмой о семье.

Самой яркой чертой программы второго «Маяка» стало языковое и культурное разнообразие. После открывшей фестиваль «Аноры» с переливами английского, русского и армянского в кинозале звучали якутский, китайский, казахский, французский и грузинский.

Многие режиссеры перенесли место действия своих картин на малую родину и исследовали культурные традиции, которые им знакомы с детства, а зрителям могут быть не знакомы вовсе. Так поступает Зака Абдрахманова, которая сняла драму «Папа умер в субботу» о приезде обрусевшей казашки в родной поселок. Максим Арбугаев и Владимир Мункуев отправляют героев «Кончится лето» в путешествие по родной Якутии, где также разворачиваются события «Белого парохода» Инги Шепелевой.

Николай Ларионов снимал «Вечную зиму» в родном Магнитогорске, за что его горячо благодарил исполнитель главной мужской роли Александр Робак — уроженец Златоуста той же Челябинской области. Вспоминает о детстве на Крайнем Севере и Павла Стратулат, героиня которой Агния из одноименного фильма оказалась в неотапливаемом доме за полярным кругом. Завершавший смотр «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе прежде чем поставить точку геленджикским кинопоказам провел зрителей в родную для режиссера Грузию.

Другое, что бросается в глаза при знакомстве с конкурсной программой, это то, что у нее женское лицо. Из девяти картин основного конкурса пять сняты женщинами.

Большинство из этих фильмов и говорит о сугубо женских темах: главная героиня «Папа умер в субботу» протестует против консервативных двойных стандартов, печница Агния выслушивает от посторонних людей измышления о ее феминности, руководительница детского хора из «Белого парохода» живет с обманутыми ожиданиями. Яркой женской картиной стал и получивший особое упоминание жюри короткий метр «Клок» Лианы Суакисян, в которой у героини отбирают ее единственную радость.

Наконец, на тематическом плане ярче всего выступают проблемы утраты. В «Вечной зиме» родители теряют сына, в «Белом пароходе» рушится любовь и мечты о счастье, в «Джекпоте» счастливчик расстается с мечтами о лучшей жизни, с картиной «Папа умер в субботу» все понятно по названию. «Пепел и доломит» подходит к потере более фундаментально и говорит об утрате исторической памяти — герои едут по местам трудовых лагерей, памятнике забвению и безымянности трагедии, которая стала статистикой.

Говорить о тенденциях в программе смотра непросто в силу большого разброса форм и подходов. Но это тоже своего рода тренд. Не получившая признание «Кинопленка № 8» провально, но все-таки попыталась пойти в непопулярный у нас в стране жанр мистического триллера. Александр Хант в «Джекпоте» использует абсурд, нарочитый цветокор и резвый монтаж для сложения драйвовой гонзо-сказки. «Белый пароход» делает визуальную составляющую второстепенной по отношению к проговариваемому тексту, а «На этой земле» отказывается от цвета и линейного сюжета.

В каждом фильме авторы оставляют поле для интерпретаций и выходят за границы определяемого жанра, благодаря чему даже картины, которые кажутся несовершенными, заставляют думать о них.

Фильмы «Маяка»-2024, за которыми стоит следить

«Кончится лето»

Выйдет в прокат 27 февраля 2025 года. Дистрибуцией занимается кинокомпания «Вольга»

Кеша (Юра Борисов) последние несколько лет провел в заключении за хулиганство, но теперь после выхода из зоны возвращается домой, где его ждут младший брат Тима (Макар Хлебников) и отец (Дмитрий Поднозов). Жизнь налаживается: папа пристраивает Кешу на работу, Тима вот-вот уедет учиться в вуз, а пока этого не случилось мужчины вместе занимаются машиной, планируют рыбалку и говорят о будущем. Все идет своим чередом, пока Кеша не приводит в действие свой план по молниеносному обогащению (разумеется, противозаконный). Ошибка старшего брата переворачивает жизнь всей семьи. Кеша с Тимой в бегах пересекают всю Якутию, по пути открываясь друг другу по-новому.

Над фильмом работал дуэт якутских режиссеров — Владимир Мункуев, автор драмы «Нууча», и Максим Арбугаев, чья документальная картина «Выход» в прошлом году была номинирована на «Оскар». Фильм «Кончится лето» моментально стал одним из главных фаворитов смотра. Дуэт Борисова и Хлебникова получился крайне органичным и убедительным, что только украсило отлично написанную историю, как и приютившая ленту Якутия с неповторимой природой и людьми. Это кино претендует на звание народного хита, который останется в годах благодаря своим универсальным истинам.

«Папа умер в субботу»

Выйдет в прокат в начале 2025 года. Дистрибуцией занимается кинокомпания «Пионер»

Айко (Лаура Турсунканова) приезжает из Москвы в родной казахский поселок на похороны отца. Она практически не общалась ни с ним, ни с другими родственниками много лет. Отец был для Айко настоящим монстром. Каково же было ее удивление, когда по приезде домой она обнаружила, что таким он остался только в ее памяти. Новая семья отца — жена Венера (Самал Еслямова) и дети Кука и Ислам — души не чаяли в умершем и не понимают отношения Айко. Она оказывается в окружении консервативных традиций и противоречий, и в то же время впервые за долгие годы попадает в семью.

Фильм стал игровым дебютом Заки Абдрахмановой — выпускницы Школы Марины Разбежкиной, известной по работе над сценариями «Пингвинов моей мамы» и «Снегиря». Картина не автобиографична, хотя режиссер признается, что отдельные сцены могут показаться знакомыми многим, кто жил в похожей среде. Это история совсем не о несчастной жизни девушек в тоталитарном мире, как «Разжимая кулаки» или «Теснота». Вместо вынесения приговоров Зака предлагает зрителям понаблюдать за силой тепла и любви в семейном кругу — неповторимом чуде, от которого невозможно отказаться даже если все внутри протестует против прошлого.

«Джекпот»

Выйдет в прокат в конце января 2025 года

Неудачник Игорь (Максим Стоянов) по счастливой случайности получает из банкомата больше двух миллионов рублей. По меркам Владивостока 2011 года это не просто целое состояние, а билет в новую жизнь. Игорь моментально начинает жить в роскоши, как он ее всегда понимал, вскоре к нему подключается старый знакомый Гена (Федор Лавров). Постепенно кутеж выходит из берегов, герои отрываются от реальности. Но за все приходится платить, и даже счастливый случай может обернуться катастрофой.

Новый фильм Александра Ханта, подарившего зрителю «Межсезонье» и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», можно описать как затянувшийся трагифарс. Насыщенный цветокор, аляповатость нулевых и архетип Иванушки-дурачка теряют свою привлекательность от нарочитой пошлости в разных смыслах этого слова всего, что происходит. Картина получила неоднозначную оценку критиков и зрителей, но жюри проявило благосклонность и отдало Ханту приз за режиссуру.

«Агния»

Дата выхода неизвестна

У Агнии (Евгения Громова) необычная работа — она печник (всех, кто называет ее печницей, она тут же поправляет). Поскольку труд у нее сезонный, да и зарплаты на Крайнем Севере не такие, как все думают, она вместе с сыном-подростком (Нил Бугаев) не может накопить на новое жилье и продолжает жить в аварийном доме без отопления. Чиновники игнорируют проблему до тех пор, пока Агния не знакомится с одним из них (Сергей Гилев) ближе и не начинает использовать это для достижения собственных целей.

Фильм-ребус сняла дебютантка Павла Стратулат — ученица Павла Лунгина и Ирины Волковой на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Ее Агния получилась холодной и расчетливой, как лед, сковавший ее дом. Но даже таким упертым особам приходится иногда менять свои планы, чтобы добиться желаемого. Картина полна непредсказуемых сюжетных поворотов, которые продолжаются до самого финала, оставляя с началом титров целую гору вопросов. Неидеальная, но занятная сказка о человеке в высшей степени рациональном.

«Кинопленка № 8»

Выйдет в прокат конце ноября. Дистрибуцией занимается кинокомпания «К24»

Мария (Кристина Асмус) живет в небольшом городе и работает в видеопрокате, который расположен в здании заброшенного кинотеатра. Здесь все время происходит что-то необъяснимо жуткое, поэтому своему сыну она строго-настрого запрещает ходить без нее по кинотеатру. Впрочем, и за его пределами тоже небезопасно: на дворе девяностые, разномастные банды чувствуют себя очень вольготно, а лидер одной из них (Даниил Воробьев) проявляет к Марии особый интерес. Однажды мальчик бесследно пропадает в кинотеатре, и в ходе поисков героиня выяснит все больше странностей этого места.

Самое необъяснимое кино на фестивале снял Илья Хотиненко, который до этого снял «Асфальтовое солнце» и «Настоящее будущее». То, что по описанию казалось тайным удовольствием для синефилов, обернулось маловразумительным полотном, где смешалась мистика с комически неестественными сценами, а магистральные линии оказались полны второстепенных персонажей без функций.

«Вечная зима»

Выйдет в прокат 31 октября. Дистрибуцией занимается кинокомпания «Централ Партнершип»

Магнитогорск, 2000-е. У Владимира и Елены (Александр Робак и Юлия Марченко) вполне благополучная жизнь: трехкомнатная квартира, нормальная работа, две машины в гараже, а главное — сын-подросток Денис (Сергей Грузинов), который растет нормальным ребенком. Отец поучает его, что настоящий мужчина должен уметь за себя постоять. Именно это убеждение Владимира приводит к трагедии — Дениса убивают хулиганы за то, что его отец как-то раз преподал им урок кулаками. Отец и мать по-разному переживают трагедию, и оба совершенно разными способами находят дорогу из бескрайнего горя к жизни.

Точный выбор хронометража и плотность сюжета можно списать на профессиональный путь режиссера Николая Ларионова. До того как снять свой первый полный метр, он работал с анализом, а не производством кино, — аналитиком фонда «Кинопрайм» и журналистом «Бюллетеня кинопрокатчика». Это стремительное кино, которое не дает заскучать и быстро водит зрителя за руку от посылок к выводам, но дает место для размышления в самом финале.

Возможно, картине не хватает некоторых подробностей для более глубокого сопереживания героям и включения в историю. Но и в нынешнем виде это по-настоящему состоявшееся высказывание, которое адресовано зрителю, а не служит исключительно самовыражению режиссера.

«На этой земле»

Дата выхода неизвестна

Конец XVIII века. Один беглый крестьянин мастерит деревянные крылья, чтобы летать будто птица. Неудачные попытки «русского Икара» и одержимость собственной фантазией делают из персонажа изгоя, о котором неодобрительно причитают местные старухи. Мечтающий о полетах парень лишь один из тех, кого суеверные жители деревни записали в юродивые и теперь поступают с ним, как захотят.

Замысловатый черно-белый этюд, напоминающий сразу целый список фильмов из программы для студентов киновузов, сняла дебютантка Рената Джало. Сюжет здесь едва уловим, как и значимость отдельных персонажей, фраз, идей, и вообще смысл этого художественного произведения.

«Пепел и доломит»

Дата выхода неизвестна

Кинорежиссер Дина из России (Тома Селиванова) и музыкант Йохан из Бельгии (Антон Риваль) отправляются в экспедицию от Карелии до Магадана по местам, где были трудовые лагеря. Одна собирает материал для фильма, другой записывает звуки для будущих композиций, а вместе они раз за разом обращаются к коллективной травме народов и ищут ответы на вопросы, которые принято оставлять даже не историкам, а философам.

Режиссером, сценаристом и исполнительницей главной роли выступила Тома Селиванова. И такая концентрация ролей и полномочий в одних руках, вероятно, превратила картину в продукт, не рассчитанный на зрителя. Это художественный фильм, который очень старается показаться документальным, и за счет авторского вымысла теряет кредит доверия, столь необходимый для разговора о чем-то важном.

«Белый пароход»

Дата выхода неизвестна

Якутия времен перестройки. В музыкальную школу для одаренных детей приходит новый директор из Москвы (Александр Кошкидько). Он не понимает якутскую речь, бракует все, что кажется ему отголоском советского, и беспардонно сует нос во все дела школы. Главной преградой на пути амбициозного москвича становится руководительница детского хора Марта Григорьевна (Элла Соколова). Борьба нового директора с хормейстером, перерастающая в обмен опытом и рождение новых смыслов и чувств, происходит параллельно с тем, как народ саха заново ищет свою идентичность в меняющемся мире.

Основой для сценария «Белого парохода» послужила одноименная повесть, написанная режиссером фильма Ингой Шепелевой в 21 год. В результате получился фильм, который больше напоминает видеоряд или клип-иллюстрацию для повести. Статичные кадры — выверенные и очень эстетичные, но подчас бессмысленные — и большой объем закадрового текста не складываются в цельное высказывание, которого ждешь от фильма.

Поделиться
Авторы
Теги