«Фрау»: обзор целебной мелодрамы Любови Мульменко
. Фильм, лауреат фестиваля «Маяк», вышел в широкий прокатВышел обзор на мелодраму «Фрау» с Лизой Янковской в главной роли
14 марта в прокат вышла «Фрау» — городская сказка Любови Мульменко о встрече балерины и рыцаря в современной Перми. На фестивале актуального российского кино «Маяк» фильм получил приз за лучший сценарий, а Лиза Янковская, сыгравшая «прекрасную даму», удостоилась награды за лучшую женскую роль. Экранную пару актрисе составил лидер группы OQJAV Вадик Королев.
Кинокритик Мария Ракитина — о лирической картине про обреченные романтические отношения, которую не стоит пропускать в кино.
Действие разворачивается в Перми. Чудаковатый Ваня (Вадик Королев) обитает в нафталиновой бабушкиной квартире и прилежно работает продавцом в магазине «Охотник и рыболов». Дисциплинированный Ваня начинает утро с зарядки под заглавную песню из «Приключений Толи Клюквина» — «Мы летом не грустим», чистит зубы советским зубным порошком, за завтраком уплетает крутое яйцо и сосиски с горошком и отправляется на встречу синеглазому дню.
Девушек ретрочеловек Ваня непременно кличет «фрау». Его настольной книгой в детстве была «Легенда об Уленшпигеле», поэтому он посвящает себя служению прекрасным дамам. Например, переносит их через лужи, чтобы те не намочили туфельки. Ваня живет ностальгией по всему рыцарскому и советскому (даже кота назвал Гагарин), но устал быть одиноким и хочет завести семью. Он, конечно, тесно общается с коллегами — токсично-маскулинным Вовкой (Максим Стоянов), который ценит рыбалку больше жены, и боевой подругой Надей по прозвищу Колян (Дарья Коныжева).
Но сердцем Ваня отчаянно ищет свою фрау — неописуемую девушку-мечту. На примете есть повариха Катя (Виктория Лемешенко) из столовой, которая готовит превосходные ромштексы и изящно накладывает пюре. Но девушка отвергает странного Ваню, хотя он от души попросил хорошую жену у святой Матроны. Молодой человек почти отчаивается, но вдруг в Пермском театре оперы и балета видит ее — фрау, балерину Кристину (Лиза Янковская), танцующую Жизель.
Ваня одаривает избранницу васильками и трогает ее простодушием в сочетании с мужской ответственностью. Несчастная Кристина, застрявшая в домашнем женском царстве и отношениях с женатым и пьющим травматологом Гришей (Алексей Розин), с головой бросается в роман со старомодным ухажером. Если раньше девушка хотела «сдохнуть», то теперь счастлива, что встретила «настоящего мужика, а не хипстера». Кристина и Ваня почти сразу съезжаются, но любовная лодка обречена разбиться о быт.
«Фрау» –– второй режиссерский проект Любови Мульменко, писавшей сильные сценарии для фильмов Наталии Мещаниновой («Комбинат «Надежда»), Оксаны Бычковой («Нина», «Еще один год») и Нигины Сайфуллаевой («Верность», «Как меня зовут»). Дебютная картина постановщицы «Дунай», показанная на «Кинотавре-2021», дышала жаждой приключений, воспевала стихийную влюбленность и завораживала небрежностью путевого очерка. Главная героиня трепетной мелодрамы, русская интровертка Надя, на время отпуска сбежала из бешеной Москвы в беззаботный Белград и там сошлась с открытым и праздным сербом.
В приятно-сумбуром «Дунае» влюбленные целиком отдавались страсти вопреки разнице менталитетов. В упорядоченной «Фрау» сходятся два одиночества, у которых нет ничего общего, кроме родной Перми. Из-за банальной несовместимости поначалу трогательные отношения Вани и Кристины рано или поздно потерпят фиаско. Неизбежное расставание героев — лишь вопрос времени.
Как пела группа СБПЧ: «Все, что может провалиться, проваливается. Наша идея была провалом». Эти строки идеально характеризуют романтическую историю во «Фрау». Мульменко рассказывает терапевтическую сказку об обреченной связи двух тридцатилетних и тонко рассуждает о том, как вредные общественные установки в духе «человек без семьи, что дерево без корней» отравляют людям жизнь и обрекают их на несчастливые браки.
Балерина Кристина и современный рыцарь Иван цепляются друг за друга из-за навязанной социумом монофобии, хотя оба не готовы к серьезным отношениям и тем более к сожительству. Героям бы сначала в себе разобраться. Ваня, который бегает как Форрест Гамп и носит при себе топорик, встречается с балериной не из великой любви, а чтобы справиться с комплексами. Как позже выясняется из «Ледяной сказки», спрятанной в морозилке, рыцарь он вовсе не без страха и не без упрека.
Задолго до знакомства с фрау Ваня боготворил и преследовал однокурсницу — Марию. Являлся к даме сердца на белом коне, с чучелом совы и зеркальцем в качестве подношения. Мария красивого жеста воздыхателя не оценила и скрылась за горизонт. История неразделенной любви Ивана настораживает и открывает новые грани героя — его психопатические и абьюзивные черты. Рыцарство рыцарством, но наблюдение за девушками не иначе как сталкингом не назовешь.
Балерину Ваня сначала забавляет своей необычностью и фольклорностью. Партнер становится для нее проводником в чудесный мир, где лес оберегает дерево-хранитель, а землеройки вечно ввязываются в драки. Проводя время то ли с кидалтом, то ли с юродивым, Кристина абстрагируется от экзистенциального кризиса. Однако взаимные претензии партнеров все накапливаются и со временем достигают критической точки. На компромиссы в этих безнадежных отношениях, как заведено в патриархальном обществе, чаще всего идет Кристина. К примеру, девушка не просит выключить аудиозапись книги про Тиля Уленшпигеля, которую Ваня ставит на ночь, хотя не может заснуть (деталь, позаимствованная режиссером из личного опыта).
Кристина не говорит, что ее не устраивает в сексе, но тихо плачет после первого раза. Она не хочет задеть бойфренда и всячески подстраивается под него, хотя Ваня едва ли отвечает девушке тем же. По требованию возлюбленной он освобождает бабушкину квартиру от хлама, но втайне видится с Коляном. Это не мешает Ване критиковать партнершу за «развратный» вид и желание спеть Аллегрову в баре с подругой, как в старые-добрые. Так лирическая комедия в духе Георгия Данелии плавно перетекает в бытовую драму. Окрыляющая сказка о любви, сбивающей с ног, растворяется в печальной действительности. Карета превращается в тыкву, романтическая эйфория — в созависимость.
Чувства героев зарождаются летом, а угасают зимой. Из цветущей и благоухающей «Перми Уэса Андерсона» зритель проваливается в замерзшую и сумрачную «страну Алексея Балабанова». Родной город Мульменко представляется королевством несбывшихся надежд и ускользающей красоты. Можно сказать, Пермь — полноценный персонаж, который радуется, грустит и злится вместе с Кристиной и Ваней.
Мульменко блестяще описывает, как развивается «гражданский брак», в котором партнеры ломают и изматывают друг друга. Постановщица говорила, что на экранные отношения Ивана и Кристины ее вдохновила реальная история пары, в которой девушка пыталась переделать парня под себя.
«Фрау», удивляющая жизненными диалогами и ситуациями, в основном строится на авторской рефлексии. Крепкая линия, посвященная взаимодействию трех поколений женщин, тоже отсылает к биографии режиссера. Мульменко с нежностью вспоминает свою покойную бабушку-эпидемиолога, которая воспитала ее вместе с мамой-переводчицей. Режиссер росла без отца, в окружении женщин и отразила это в фильме.
Так и Кристина сталкивается с парадоксальным восприятием мужчин, усвоенным из семьи, и пытается разобраться, как относиться к противоположному полу — поклоняться или презирать. В итоге находит признание и заботу в матриархальном царстве.
В последнее время российских постановщиц особенно интересуют темы безотцовщины и уклада матриархальных кланов. Пронзительные режиссерские дебюты «Край надломленной луны» и «Привет, мама» — тому подтверждение. Мульменко изображает отношения трех поколений женщин не менее сложными. Авторитарная Ольга Семеновна (Людмила Чиркова) постоянно пилит дочь с внучкой, но ее болезнь пробуждает силу взаимной любви и нейтрализует старые обиды. Заручившись поддержкой бабушки и мамы, Кристина выбирает себя и делает шаг в неизвестность. «Смертный грех — одиночество», — отвечает Ваня в кроссворде. Для балерины же статус single — символ свободы.
«Фрау» — авторский сеанс психотерапии, в котором все звезды сошлись. Чуткие актерские работы наполняют фильм особой магией. После надрывной «Ники» Лиза Янковская покорила новую вершину и срослась с неврастеничной балериной, ищущей тепла. Вадик Королев, выстреливший в «Человеке из Подольска», безупречно вжился в рыцаря печального образа.
Автор изучает своих героев, бережно размышляет о типах привязанности, сепарации и расхождении фантазий с реальностью. Получается кино с целебными свойствами, городская сказка с простым посылом: счастье — не встретить кого-то, счастье –– полюбить себя.