Алексею Серебрякову 60 лет. Вспоминаем его яркие роли
. В фильмах Балабанова, Ливнева и ХазановойАлексею Серебрякову исполнилось 60 лет: вспоминаем яркие роли артиста
3 июля 60-летний юбилей празднует Алексей Серебряков — выдающийся отечественный актер, воплотивший множество разноплановых ролей за свою пятидесятилетнюю карьеру.
Сегодня народного артиста знают преимущественно по главным ролям в драме «Левиафан» Андрея Звягинцева, криминальном роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, а также рейтинговому сериалу «Штрафбат» Николая Досталя. Актер, редко откровенничающий в интервью по поводу личного и прошлого, также известен как исполнитель незабываемых эпизодических ролей в фильмах культовых отечественных режиссеров.
Кинокритик и автор телеграм-канала Valerie a týden divu Валерия Косенко рассказывает о других ярких образах актера — актуальных, важных и смешных.
«Фанат»
Режиссер Владимир Феоктистов
Год выхода: 1989
Егор Ларин — талантливый каратист, получивший прозвище Малыш, — связывается с уличной бандой, участвует в ограблении и чудом избегает срока. Вместо этого 17-летнего парня отправляют в армию, где Малыш становится протеже местных авторитетов. В армии персонажа Серебрякова учат боям без правил, воспитывая в нем жестокость и безжалостность. Вернувшись на гражданку, Егор участвует в подпольных боях, связывается с крупным криминальным боссом, а перейдя ему дорогу, становится мишенью для убийц.
«Фанат» — один из самых громких советских боевиков и первая главная роль Алексея Серебрякова, сделавшая из него звезду перестроечного проката. Несмотря на то что актер никогда не занимался единоборствами, он предпочел сниматься без дублеров, пройдя серьезную физическую подготовку. Тогда же Серебряков был увлечен производством другой картины — мелодрамы «Случайный вальс» Светланы Проскуриной, снимавшейся почти параллельно с «Фанатом». Фильм получил главную награду на фестивале «Локарно» — «Золотого леопарда».
«Серп и молот»
Режиссер Сергей Ливнев
Год выхода: 1994
СССР, 30-е годы. Партийные чиновники то и дело получают письма от неравнодушных гражданок, настаивающих, что страна как никогда нуждается не в матерях, а в солдатах. На этой волне и с одобрения вождя советские ученые проводят рискованный опыт по смене пола, в результате которого обыкновенная крестьянка, силой вовлеченная в эксперимент, превращается в Евдокима Кузнецова (Алексей Серебряков). Опыт удался: Евдоким — образцовый стахановец, позирующий для знаменитого монумента «Рабочий и колхозница», и символ примерного советского человека. Партия одаривает Евдокима квартирой, машиной и образцовой женой, однако случайная встреча из прошлого открывает герою глаза на то, что вся его жизнь — государственный проект.
1990-е в российском кино ознаменованы множеством ярких свободных картин, осмысляющих трагический опыт репрессий и коммунизма. Многие режиссеры выстраивали сюжеты вокруг человека советской формации, или так называемого «человека из колбы». Та же патология — перекраивание человеческого мышления параллельно с телесной деформацией — стала центром фильма Сергея Ливнева (сценариста «Ассы») «Серп и молот». Серебряков блестяще воплотил образ живого гомункула, истерично отстаивающего право на индивидуальный выбор. Помимо остросоциального высказывания, картина интересна выразительным изображением, архитектурным пространством и отличным сценарием.
«Жмурки»
Режиссер Алексей Балабанов
Год выхода: 2005
В Нижний Новгород по заказу криминального авторитета Сергея Михайловича (Никита Михалков) двое непутевых головорезов Серега (Алексей Панин) и Саймон (Дмитрий Дюжев) должны привезти химика (Алексей Серебряков) по прозвищу Доктор, специализирующегося на производстве белого порошка. Бандиты задание проваливают, а в лаборатории устраивают кровавое месиво. Отделавшись внушением, киллеры отправляются на дело, вновь обреченное на провал.
В фильмах Алексея Балабанова Серебряков появлялся неоднократно. Их знакомство фактически состоялась на альманахе «Прибытие поезда» (1995), правда, актер тогда сыграл в новелле, снятой Дмитрием Месхиевым, а не Балабановым. Спустя десять лет Серебряков сначала сыграет в черной комедии «Жмурки» яркого эпизодического Доктора с забавной прической, выдвинутой челюстью и заплывшим взглядом, а затем получит незабываемую роль самогонщика Алексея Белова в эпохальной драме «Груз 200» (2007): устами Серебрякова Белов мечтает о Городе Солнца, рассуждает о Боге и душе, выступая своеобразным альтер эго режиссера.
«Ван Гоги»
Режиссер Сергей Ливнев
Год выхода: 2018
Спустя долгие годы жизни за границей талантливый, но неуспешный художник Марк в исполнении Серебрякова возвращается домой ухаживать за отцом (Даниэль Ольбрыхский), прежде знаменитым дирижером, страдающим прогрессирующей деменцией. Много лет они почти не поддерживали отношения, а теперь вынуждены заново привыкать друг другу, открывать прошлое и переживать настоящее.
«Ван Гоги» — еще один проект Сергея Ливнева, вернувшегося к режиссуре спустя 24 года продюсерской карьеры. Роль Марка Ливнев писал специально для Серебрякова. Фильм разделил кинокритиков: одних смутил перевес от режиссуры к сценарию, из-за чего первая ощутимо проигрывала, другие выходили из зала, переполненные самыми противоречивыми эмоциями. «Ван Гоги» — редкое отечественное кино, осмысляющее опыт общения отца и сына — взрослых и стареющих людей, слабых и ранимых, переживающих травмы и подверженных чувствам.
«Белый список»
Режиссер Алиса Хазанова
Год выхода: 2022
2015-й. Следователи Коротков (Алексей Серебряков) и Лазарев (Владимир Аверьянов) отправлены в Подольск разбираться в деле о самоубийстве школьницы, случившемся пару месяцев назад. Внимание к трагедии привлек громкий журналистский материал, обнародовавший информацию о группах смерти и так называемом Белом списке — закрытом интернет-сообществе, толкающем детей к суициду. Взбудораженная общественность требует решительных мер, и двое детективов вынуждены во что бы то ни стало создать впечатление активно ведущегося расследования, чтобы погасить народное волнение.
Толчком для создания фильма стала опубликованная в «Новой газете» статья Галины Мурсалиевой, посвященная закрытым пабликам и анонимным кураторам смертельных игр. Впечатлившись резонансным расследованием, Алиса Хазанова и Роман Волобуев создали выразительный социальный триллер, посвященный тотальной беспомощности — не только правоохранительной системы, но и семейных отношений. Серебряков играет бывалого и изрядно уставшего следователя, готовящегося к пенсии, из-за чего главная цель его командировки — скорее имитация деятельности, чем реальный поиск виноватых. Антидетектив Алисы Хазановой, снятый в эстетике бытового реализма, отсылает к лучшим жанровым образцам в духе «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо и триллеров Дэвида Финчера.