Скромный парень, добрая душа, кот Бегемот: экранная эволюция Юры Борисова
. К актеру не прилипает амплуа, зато приходят хорошие ролиЮра Борисов и его эволюция: как к актеру приходят хорошие роли
Портрет Юры Борисова в цифрах выглядит особенно впечатляющим. Ему всего 31 год, а в кино он работает уже более десяти лет. С актрисой Анной Шевчук у него сразу несколько совместных проектов: две дочери и один общий короткометражный фильм «Прости меня, Аня», снятый с благотворительной целью помочь фонду «Дом с маяком». Всего же фильмография Борисова насчитывает около 70 проектов, принесших ему восемь различных кинонаград. А еще он несколько лет работал в театре («Сатирикон», «Малый театр», театральный центр «На Страстном»). В 2021-м Борисов представил по две картины на главных кинофестивалях мира — на старейшем смотре в Венеции и в Каннах, куда вернулся уже в этом году с триумфальной «Анорой».
Глядя на внушительный список профессиональных и личных свершений, остается только удивляться, когда он все успевает и откуда черпает силы. Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина пытается найти ответы на эти вопросы, прослеживая экранную эволюцию этого удивительного актера и человека.
Юра Борисов в жизни
Однажды мне удалось побывать на съемках третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» и увидеть, как работает Юра Борисов на площадке. Пока юные артисты дурачились между дублями, а съемочная группа в привычной киношной запаре суетилась, выставляя сцену, Борисов незаметно сидел в самом тихом углу и настраивался. В этот момент сложно было найти более сосредоточенного человека на площадке — снималась не очень сложная сцена, в которой герой Борисова окликал племянника Сашку (Егор Губарев). Но то, как готовился к съемке актер, говорит многое о его подходе к работе.
В жизни Борисов тоже старается держаться вдали от шумной толпы и всего, что сопутствует славе. Хотя с каждым годом делать это сложнее. Его непросто заманить на красную дорожку, если только это не премьера проекта, в котором он непосредственно участвовал. Если позволяет локация, на показе его будет сопровождать семья — жена Анна и дочери Марфа и Акулина. Удивительно, как одна девочка очень похожа на маму, а вторая — копия отца, которым Борисов стал рано, в 22 года. Будущую жену встретил в 16 лет — молодые люди одновременно поступали во все театральные институты Москвы, и этот опыт совместной студенческой агонии заложил фундамент их отношений. Хотя взаимность случилась не сразу: встречаться Юра и Анна стали только к финалу четвертого курса. И, по словам Борисова, это стоило ему немалых усилий: юношеская дурашливость, которой он по неопытности пытался покорить Шевчук, сперва только отталкивала ее.
«Помню, я покупал ей глазированные сырки и при этом был все время с ней во внутреннем диалоге: «Вот я сейчас покупаю тебе сырки, а потом перестану, и тогда ты узнаешь, каково это — жить без меня». Еще я в 18 лет купил машину на деньги с какого-то своего первого гонорара и очень хотел ее покатать на машине. А она упорно не садилась ко мне, видимо, опасаясь, что я ее разобью», — теперь с юмором вспоминает Юра.
В 2014-м они все же поженились, через год у них родилась старшая дочь, Марфа, а еще через два — младшая девочка, Акулина. Рождались дети в то время, когда у молодых супругов были очень туманные перспективы в профессии: Анна служила в «Современнике» и жила в комнате коммуналки при театре. Юра делил скромную жилплощадь вместе с ней и работал в «Сатириконе». Никаких больших проектов и ролей тогда еще не предвиделось. Хотя в 2013-м впервые карьера начала как-то выстраиваться: Борисов сыграл в украинском мини-сериале о чернобыльской трагедии «Мотыльки». И, вероятно, именно с этого проекта стоит вести отсчет таймлайна его кинокарьеры.
Юра Борисов в профессии
На счету Борисова уже около 70 проектов, и то ли еще будет! Он редко дает интервью и как-то неуклюже рассказывает о своих героях, предпочитая словам результат проделанной работы. Хотите лучше понять Юру Борисова как актера? Просто посмотрите, какие роли он выбирает уже в статусе большой звезды.
Если в начале пути его фильмография складывалась из телевизионного «мыла» («Уходящая натура»), спортивных и военных драм («Выстрел», «Дорога на Берлин», «Молодая гвардия», «Семь пар нечистых»), а также семейной саги («Отчий берег»), то постепенно диапазон выбираемых актером проектов сильно расширился и «пошел вглубь».
Например, Борисов стал чередовать работу с маститыми режиссерами и постановщиками-дебютантами. «Калашников» Петра Буслова и «Вторжение» Федора Бондарчука выходили в один год с «Хрусталем» Дарьи Жук и «Быком» Бориса Акопова. Большие и дорогие «Серебряные коньки» Михаила Локшина предшествовали автобиографичной драме «Кто-нибудь видел мою девчонку?», снятой Ангелиной Никоновой, и экспериментальному кинокомиксу Андрея Богатырева «Красный призрак».
В 2021-м Борисов вообще поражал своей продуктивностью и работоспособностью. Почти следом вышли «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Герда» Натальи Кудряшовой, «Купе номер шесть» Юхо Куосманена, «Мама, я дома» Владимира Битокова, «Капитан Волконогов бежал» (фильм так не был допущен к прокату в России) Натальи Меркуловой и Алексея Чупова и «Подельники» Евгения Григорьева.
«Петровых в гриппе» и «Купе номер шесть» Борисов представлял в Каннах, дурачась на фотоколле то с коллегами-земляками, то с иностранкой Сейди Хаарлой. А картины «Мама, я дома» и «Капитан Волконогов бежал» презентовал уже в Венеции. Казалось, что Борисов постепенно проникает на международный рынок, тем более что «Серебряные коньки» выходили на Netflix, став первым российским проектом, выпущенным в линейке Netflix Originals. И показали там внушительный результат: на платформе фильм занимал пятую строчку в международном рейтинге, в Бразилии — первую, в Мексике, Румынии, Греции, Венгрии и Чили — вторую, а в США входил в топ-9.
Но вернулся в Канны Борисов только в 2024-м — в составе актерского десанта драмеди «Анора» Шона Бейкера, по итогу выигравшего главную награду. Вместе с Борисовым в фильме также снялись Марк Эйдельштейн, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков. Борисов сыграл роль вышибалы Игоря, плохо изъясняющегося на английском и хорошо машущего кулаками. И пока западный постановщик Бейкер эксплуатирует хулиганскую составляющую в образе русского парня в Америке, отечественная индустрия позволяет актеру разгуляться.
Юра Борисов в лицах и ролях
Прежде чем разобраться, каким получается экранный портрет Борисова, вспомним, какие награды он уже получил. Это две номинации и одна победа на «Золотом орле», приз театральной премии «Золотой лист», номинации Европейской киноакадемии и премии «Ника», номинации кинофестивалей в Сан-Паулу и Вальядолиде, награда премии киноведов «Белый слон» и победа на Международном московском кинофестивале. Учитывая стремительность карьеры Борисова и его молодой возраст, очевидно, что впереди еще больше заслуг.
Борисов — актер универсальный и будто бы гуттаперчевый, в том смысле, что ему удается быть на экране разным, одно амплуа за ним долго не задерживается. Он сыграл оружейного конструктора Михаила Калашникова («Калашников») и героя советского союза Сергея Тюленина (сериал «Молодая гвардия»); построенного на собирательном образе очевидцев чернобыльской трагедии молодого солдата Павла в «Мотыльках» и декабриста Антона Арбузова в «Союзе Спасения». Сразу двух героев по имени Алик — и оба они из 1990-х: диджея-наркомана в «Хрустале» и ветерана афганской войны в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!». И если первый Алик множил вокруг себя жизненный хаос и тем самым ранил окружающих, Алик из сериала, напротив, старался не стать источником опасности для других и учился жить мирно в мирное время.
Его Алекс из святочно-сказочных «Серебряных коньков» был отъявленным злодеем. А добросердечный Сергей из «Кто-нибудь видел мою девчонку» обезоруживал своей нежностью. Он полностью оголялся в лихорадящих «Петровых в гриппе» и был уязвим в напряженном «Купе номер шесть». Играл испугавшегося расправы на том свете чекиста в картине «Капитан Волконогов бежал», который на всех парах несся впереди догонявшей его кары, выпрашивая прощения у родственников замученных им жертв. В «Герде», играя художника, подрабатывающего на кладбище, безропотно помогал бедовой Анастасии Красовской в ее передрягах. В «Мама, я дома» сыграл еще одного ветерана-контрактника из ЧВК, кошмарящего семью героини Ксении Раппопорт в образе ее названного сына. Во втором сезоне «Эпидемии» персонаж Борисова, солдат Женя, отказывался подчиняться хищным законам — выбирал спасать жизни, а не отнимать их.
В «Кентавре» его герой, таксист Саша, разъезжающий по ночной Москве в компании загадочной незнакомки (Анастасия Талызина), достигал максимальной амбивалентности. До самого финала зритель терялся в догадках: Саша — положительный герой или злодей? В фантастическом эпосе «Сто лет тому вперед» Борисов сыграл антагониста Глота с умопомрачительным гримом и способностью наводить ужас, почти ничего не говоря в кадре. А в свежей экранизации «Мастера и Маргариты», напротив, слышен только его голос, которым заговорил кот Бегемот. Есть еще многострадальный сериал «Анна К» — экранизация «Анны Карениной» Льва Толстого. Снятый специально для Netflix проект ввиду ухода стриминга из России пока так и не вышел, но известно, что Борисов сыграл в нем героя, с которым сильнее всего ассоциировал себя сам писатель, — Константина Левина.
И, вероятно, быстрее, чем мы узнаем, каким получился в исполнении Борисова Левин, сможем оценить его в роли Александра Пушкина. Поэта актер сыграл в драме «Пророк. История Александра Пушкина», релиз которой запланирован на 2025 год.
Но реальных людей Борисов воплощает не только на экране, а и в хулиганских перформансах. Осенью 2021-го загримированный до неузнаваемости актер предстал в образе писателя-отшельника Виктора Пелевина. Он провел в Москве фейковую автограф-сессию, а следом в этом же образе снялся для обложки журнала Esquire (ныне — «Правила жизни») под руководством тогдашнего главного редактора Сергея Минаева. Шалость удалась — пранк многие сперва приняли за чистую монету. Юра Борисов окончательно закрепился в статусе актера, которому под силу любая роль.
Ждем его в следующих воплощениях, наслаждаемся редкими интервью и наблюдаем, как этому парню удается оставаться порядочным человеком и отличным артистом — редчайшее сочетание, которое в нынешние времена особенно ценно.