Институт неблагородных девиц: костюмный сериал «Чистые» стартовал онлайн

. Почему проект с Бондарчуком, Исаковой и Кологривым имеет недостатки

Вышел обзор сериала «Чистые» с Бондарчуком, Исаковой и Кологривым

Обновлено 26 июня 2024, 11:21
<p>Софья Синицына в сериале &laquo;Чистые&raquo;</p>
Фото: Wink

Софья Синицына в сериале «Чистые»

24 июня в онлайн-кинотеатре Wink состоялся цифровой релиз сериала «Чистые» Николая Хомерики — видного режиссера начала нулевых и представителя движения «новые тихие».

Кинокритик и автор телеграм-канала Valerie a týden divu Валерия Косенко рассказывает, почему сериал не оправдал ожиданий, возложенных на него благодаря пиар-кампании, а его достоинства проигрывают недостаткам.

1903 год. Столичный Петербург кишит пороком. На содержании деспотичной княгини (Виктория Исакова), требующей называть себя Матушкой, живут несколько молодых девушек, выдающих себя за благородных барышень. Все они — куртизанки, играющие роли, выдуманные для них их строгой покровительницей: Стеша (Диана Милютина) бросает платок на вокзале, привлекая состоятельных мужчин улыбкой и простодушием; Тата (Анастасия Зайцева) изображает гимназистку, сбившуюся с пути; Франя (Тереза Диуро) — завлекает мужчин в порту, а Ксения (Софья Синицына) вот уже несколько лет носит траур, играя роль вдовы.

Последняя занимает особое место в сердце Матушки: авторитарная хозяйка требует, чтобы Ксения стала ее преемницей, однако та не скрывает желания поскорей удрать из-под опеки (читай: из сексуального рабства). Известно, что тем, кто решается на побег, Матушка платит пытками, обращаясь за помощью к герою Никиты Кологривого (от репутации не убежишь). Однако мечты о свободе сильнее любых страхов.

Иерархию отношений между Матушкой и ее подопечными нетрудно считать и как модель семьи-государства: умело чередуя кнут и пряник, властная героиня Исаковой балансирует на грани образов деспотичного диктатора и обожаемой матери. Если уж создатели и хотели поговорить о современности, то тема неволи и проституции — наиболее податливый материал, к которому авторы Александр Родионов и Николай Хомерики по понятным причинам прикасаются мельком и второпях.

Премьера «Чистых» на VI фестивале «Пилот» осложнилась несколькими обстоятельствами. Во-первых, сериал завершал не самую удачную программу смотра, так что зрители частенько уходили на середине показов. Во-вторых, вопреки регламенту фестиваля, демонстрировали не пилот и даже не первую серию, а сразу два эпизода. Трудно сказать, почему готовый сериал вообще оказался в конкурсной программе: дело ли в масштабной PR-кампании от Wink или в том, что остальные присланные для участия сериалы заметно уступали «Чистым» в качестве, — неизвестно. Но без приза проект не остался, получив награду за лучший актерский ансамбль и чистосердечное признание Юрия Быкова, адресованное Хомерики: «Коля, ты гений».

Активный промоушен с самого начала не стеснялся в громких выражениях, нарекая проект самым сексуальным российским сериалом пятилетки. Помнится, похожий маркетинг совсем недавно работал на американских «Претендентов» Луки Гуаданьино: проект был анонсирован как самый эротический фильм года, а когда все массово бросились его смотреть, оказалось, что накал страстей в нем не приземляется на почву плотских утех. И если Гуаданьино не обманул (постельных сцен в ленте не было, зато эротизма в фильме предостаточно), то с «Чистыми» маркетинг сыграл злую шутку.

Обилие секса и обнаженных тел (разумеется, женских — объективация работает только в одну сторону) скорее вызывает отторжение, чем возбуждение. И причина не только в неприглядном зрелище, но и в манере повествования «Чистых» — сухой, рациональной, искусственно направленной, чтобы шокировать, а не взволновать.

Пресловутая откровенность, которой так гордятся создатели проекта, пока непонятно чему служит. Показанное в первых сериях или внушает отвращение, или не вызывает вообще ничего, включая сочувствие к сиротам, портреты которых даны в форме смутных очертаний.

«Чистые» идут по пути большей части российских сериалов, постановщики которых уверены, что перенасыщенность событиями — ключ к аудитории. Однако от бесконечного чередования действия, эмоционально неподготовленного и часто необоснованного, мигренью страдает именно зритель.

У проекта любопытный задел и большие амбиции, курируемые такими громкими именами, как Федор Бондарчук и Жора Крыжовников. Бюджета они не пожалели — к счастью, он пошел куда нужно: художественная часть «Чистых» дает фору многим. Продумано все — от фактуры и текстурного многообразия до оригинального оупенинга и отличного каста.

Возможно, по прошествии двух серий история осядет и примет более спокойный ритм, уделив надлежащее внимание прорисовке персонажей. В таком случае есть шанс, что она оживет и сумеет растопить сердца тех, кто жаждет оригинальности. Но пока сериал «Чистые» лишь заигрывает с современностью, скрывая холодный расчет за маской принаряженного откровения.

Поделиться