Социальный раскол: почему стоит посмотреть «Паб «Старый дуб» Кена Лоуча

. Фильм британского режиссера, посвятившего свое кино рабочему классу

Почему стоит посмотреть фильм «Паб «Старый дуб» Кена Лоуча, вышедший в прокат

Обновлено 20 июня 2024, 12:43
<p>Кадр из фильма &laquo;Паб &laquo;Старый дуб&raquo;</p>
Фото: Studio Canal

Кадр из фильма «Паб «Старый дуб»

В нескольких кинотеатрах России уже можно посмотреть фильм «Паб «Старый дуб» британского режиссера Кена Лоуча, обладателя двух «Золотых пальмовых ветвей» за лучшие картины — «Ветер, который качает вереск» (2006) и «Я, Дэниэл Блейк» (2016). Всего в его копилке 16 наград Каннского кинофестиваля.

Премьера его новой работы также состоялась в Каннах, в прошлом году, где лента получила скромную, но значительную награду — Приз экуменического (христианского) жюри.

Кинокритик Ася Заболоцкая рассказывает, как остросоциальные беспокойства в кино Кена Лоуча не одно десятилетие напоминают нам о том, что важно оставаться людьми.

Кен Лоуч продолжает свое многолетнее сотрудничество с драматургом Полом Лаверти и продюсером Ребеккой О'Брайэн и снова рассказывает истории о людях, о которых нынешний премьер-министр Великобритании Риши Сунак слышал разве что от коллег и читал в либеральных газетах. Добро пожаловать в мир настоящего английского рабочего класса и беженцев с Ближнего Востока, где есть люди, которые продолжают верить в человеческую доброту!

Среди ветшающих домов, бесконечных стен, покрытых черной плесенью, затесался паб «Старый дуб». Для жителей севера Англии, а точнее графства Дарем, это место — своего рода достопримечательность: у многих в этом заведении прошла целая жизнь. Свадьбы, дни рождения, похороны, счастливые и грустные моменты отмечали здесь за пинтой пива или чего покрепче. Обсуждали насущные политические и социальные проблемы, особенно, когда профсоюзные организации начали медленно закрываться в 1980-х из-за неровной политики Маргарет Тэтчер. Паб «Старый дуб» стал комьюнити-центром, точкой сбора всех брошенных государством работяг. Но это время ушло, и сегодня паб — пристанище стареющих маргиналов, которые любят вспоминать былое.

Владелец заведения — добродушный и одинокий Тиджей (Дэйв Тернер) — с удовольствием обслуживает каждого посетителя, каждого он знает лично. Правда, столь трогательное сообщество не особенно интересует местные власти, которые разными способами пытаются паб закрыть, переделав здание под доходный дом для беженцев. С ними-то и назревает конфликт: в Дарем прибывает целый автобус сирийцев. И вот жители английского городка, позабыв о том, как сводили концы с концами всего пару десятилетий назад, решительно отказываются принимать иностранцев, живущих за счет их налогов.

Тиджей совершенно по-другому относится к беженцам и с легкостью сближается с Ярой (Эбла Мари), которая фиксирует все передвижения сирийцев на камеру. Она мечтает стать профессиональным фотографом, и сложившаяся ситуация, по ее мнению, должна быть как-то задокументирована. Вместе они решают помочь местному сообществу и открыть столовую на территории паба, чтобы кормить всех желающих абсолютно бесплатно. Пока сирийцы с удовольствием делятся искусными рецептами своей богатой кухни, англичане понимают, насколько социальный статус незначителен и искусственен.

«Паб «Старый дуб» можно назвать продолжением условной «трилогии о севере» Кена Лоуча, хотя он никогда не связывает свои фильмы таким образом. Однако новая картина, как и две его предыдущие («Я, Дэниэл Блейк» и «Извините, мы вас не застали»), снята в северной части Англии, но события предыдущих разворачивались в крупном городе Ньюкасле, а теперь — в графстве Дарем, в получасе езды на поезде. Неудивительно, что именно эта часть страны была выбрана Лоучем и его бессменным сценаристом Полом Лаверти: это практически эпицентр шахтерской жизни. Там же снимали и другой британский фильм — «Билли Эллиот» (2000) Стивена Долдри, история во многом перекликается со «Старым дубом». По ее сюжету маленький мальчик, сын шахтера, потерявшего работу в 1984 году, мечтает стать профессиональным танцором балета, что вызывает много вопросов у его простой и относительно бедной семьи.

Спустя 20 с лишним лет в положении и сознании пролетариата ничего не изменилось. Горькие результаты прошлого преследуют жителей северных городов, люди сильнее и сильнее отдаляются друг от друга. Кен Лоуч, подобно Яре, был свидетелем этих перемен. И он пытается донести в своем кино, как важно искать диалог, сохранять коммуникацию.

Социальные и политические изменения в Великобритании — излюбленная тема Кена Лоуча. Начав с теледрамы Cathy Come Home (1966) в рамках программы «Пьесы по средам», где он рассказывал об ужасающей жилищной системе Британии, оставлявшей людей на улицах, он посвятил свое кино проблемам рабочего класса и социальному реализму.

Прорывом для режиссера стал снятый несколькими годами позже фильм «Кес» про мальчика, мечтающего о том, что ему запрещают. Если уж ты родился в пролетарской семье, все твое будущее — завод или шахта, а другого не дано. Неудивительно, что в «Старом дубе» маргиналы презирают беженцев, будучи не в силах разорвать круг унижения и насилия, в котором сами и заперты.

Однако это не первый фильм Лоуча про иммигрантов. В Британию очень часто переезжают работать выходцы из Восточной Европы, особенно поляки, готовые работать поварами, строителями, уборщиками. Высоколобые англичане почти всегда приписывают приезжих к низшему классу. Лоуч и Лаверти еще в 2007-м рассказали об отношениях рабочих-мигрантов и их английского начальства в фильме с ироничным названием «Это свободный мир». Время шло, и отношение к мигрантам сильно менялось: в 2016-м случился Brexit, усложнив многим возможность находиться в стране, а в 2022-м Соединенное Королевство начало ужесточать политику в отношении беженцев, в апреле 2024-го парламент принял закон о депортации нелегальных мигрантов в Руанду.

«Паб «Старый Дуб» концентрирует главные темы картин Cathy Come Home, «Кес» и «Это свободный мир», которые прослеживают проблемы Великобритании в сфере социальной защищенности граждан и мигрантов, ситуацию с доступностью жилья и продовольствия. Уверенность в будущем как никогда шаткая, и тут пора бы вспомнить о базовых моральных принципах, таких как взаимовыручка. Не ждите сказки со счастливым концом: Кен Лоуч не был бы собой, раскрашивая свои истории в оптимизм всеобщего примирения. В центре его внимания всегда остаются избранные люди, взаимопомощь остается индивидуальным выбором, эффект которой может охватить более обширные группы людей. Если осмелиться на такую надежду.

Поделиться