Научно-фантастическое мыло: обзор фильма «Атлас» с Дженнифер Лопес

. Почему андроиды, города будущего и космические баталии не работают

Вышел обзор фильма «Атлас» с Дженнифер Лопес

Обновлено 02 июня 2024, 09:06
<p>Дженнифер Лопес выступает против&nbsp;диктатуры ИИ в фильме &laquo;Атлас&raquo;</p>
Фото: Netflix

Дженнифер Лопес выступает против диктатуры ИИ в фильме «Атлас»

На Netflix вышел научно-фантастический фильм Брэда Пейтона о будущем, в котором людям объявил войну вышедший из-под контроля искусственный интеллект.

Кинокритик и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает, как Дженнифер Лопес (не) находит индивидуальный подход к новейшим технологиям.

Технологический прогресс продвинулся далеко вперед. Вэл Шепард (Лана Паррия) работает над инструментом, позволяющим устанавливать нейросвязь между техникой и андроидами с ИИ и человеческим мозгом. Так, по замыслу ученой, человечество может выйти на новый этап развития. Одного из андроидов, Харлана (Симу Лю), Вэл держит у себя дома, ставя ежедневные эксперименты. Он зовет ее «мамочка», что очень не нравится дочери Вэл, Атлас (в юности Бриелла Гуиса), которой родная мать уделяет куда меньше внимания, чем железяке.

Однажды Харлан выходит из-под контроля (как это произошло — главный сюжетный твист фильма, спойлерить не будем). Андроид решает, что человечеству нужна «перезагрузка»: он распространяет эту идею другим ИИ, в результате чего они восстают. На Земле умирают 3 млн человек — андроиды вооружаются и нападают на людей: механизмы на фабриках и заводах уничтожают работников, беспилотные аппараты под управлением ИИ атакуют мирные города. Иными словами, вчерашние помощники нарушают незыблемые законы робототехники. Человечество быстро дает отпор взбунтовавшимся ИИ. Да так, что Харлан с частью соратников улетает в далекий космос, оставляя послание I'll be back в духе Терминатора.

Спустя 28 лет уже взрослая Атлас — ведущий аналитик военно-космических сил Земли. За прошедшие годы никто не смог определить местонахождение Харлана, но вокруг планеты создали мощную сеть защиты от возможных вторжений враждебного ИИ. Благодаря случайной наводке спецназ выходит на след «спящего агента» Харлана на Земле. Выяснив местоположение террориста, космические рейнджеры вместе с Атлас отправляются уничтожить Харлана.

Сказать, что сюжет «Атласа» уникален, нельзя. Это отнюдь не открытие в жанре научной фантастики, скорее наспех собранный мешок из клише и шаблонов всех мастей. Если главная героиня женщина, то в первые 10–15 минут появится мужчина (в данном случае один из армейских офицеров) и заявит, что она эмоционально нестабильная и с ней трудно работать. Если все не учатся на ошибках и снова разрабатывают способы связать себя с ИИ, то Атлас оказывается единственным ретроградом, что опирается на «раньше было спокойнее». Того и гляди в кадре мелькнет в памяти мем «Не нужон нам ваш интернет».

Изображение мира будущего — возможно, единственное, что получилось у режиссера Брэда Пейтона изысканно. Чувствуется опыт, полученный кинематографистом при создании фантастических блокбастеров «Рэмпейдж» и «Разлом Сан-Андреас». Города светятся разноцветными огнями, воздух рассекают летающие такси, а боевые роботы, синхронизированные с силами правопорядка, охраняют покой граждан. К картинке «Атласа» действительно трудно придраться — видимо, в Netflix справляются пока только с этой статьей бюджета, наплевав на остальные аспекты кинопроизводства.

Про сценарий и актерскую игру не последних людей в Голливуде (вместе с Дженнифер Лопес и Симу Лю на втором плане появляются Марк Стронг, Стерлинг К. Браун и Абрахам Попула) говорить практически нечего. Ни у кого, кроме Лопес, нет ни бэкграунда, ни характерных черт. После двух часов хронометража имена и внешность героев моментально стираются из памяти. Их с тем же успехом могли воплотить простые статисты, Netflix бы сэкономил на гонорарах и вложил деньги в сценарий.

У сюжета «Атласа» множество белых пятен. Не успел зритель разобраться, как Харлан стал киборгом-психопатом, его уже бросают в сцену подготовки к вылету на неизведанную планету. В космос отправляется отряд бравых рейнджеров, о высоком уровне подготовки которых рапортует полковник… Стоит ли к ним привязываться? Нет, через пару минут весь отряд будет уничтожен андроидами Харлана. Дальнейшие события происходят потому, что фильм Netflix не может длиться лишь 60 минут — хронометраж необходимо растянуть. Аналитик, никогда не бывавший ни в «поле», ни на других планетах, на лету разбирается в устройстве боевого робота, оснащенного ИИ. База злодеев обнаруживается еще за пять минут, план их нейтрализации — за минуту.

«Атлас» — не что иное, как научно-фантастическое мыло. Стандартное фоновое кино, во время которого можно гладить одежду, готовить ужин или разговаривать по телефону.

Вы ничего не упустите, ведь никакой концентрации внимания просмотр такой посредственности и не требует. Забористые экшен-сцены крайне редко вторгаются в фантастический моноспектакль Дженнифер Лопес (большую часть хронометража мы видим только ее, запертую в кабине боевого робота). В основном перед нами пресные страдания Лопес, представленные крупным планом. Роберт Дауни мл. в костюме Железного человека под управлением ИИ посмеялся бы над такими отыгрышами.

При этом в «Атласе» теплилась неплохая идея: это мог быть увлекательный рассказ о человеке, который, в отличие от большинства, отказывается жить с ИИ душа в душу (если что, в «Атласе» боевой робот под управлением искусственного интеллекта всерьез считает, что душа у него есть). Но в конечном счете развитие центральных персонажей уступает место бессмысленным стрелялкам, классическому тропу с чувством вины и мнимому исцелению посредством мести главному ИИ-террористу во Вселенной. Если это не иллюстрация упущенной возможности классного диалога о трансгуманизме, то что?

Поделиться