Возвращение легенды: каким получился сиквел «Головоломки» от студии Pixar

. Мультфильм лидирует в международном прокате

Каким получился сиквел «Головоломки» от студии Pixar, ставший лидером проката

Обновлено 24 июня 2024, 09:59
<p>Тревога (Майя Хоук)&nbsp;&mdash; новая эмоция героини мультфильма &laquo;Головоломка 2&raquo;</p>
Фото: Walt Disney Studios

Тревога (Майя Хоук) — новая эмоция героини мультфильма «Головоломка 2»

Международный прокат штурмует вторая часть «Головоломки», общие сборы сиквела легендарного мультфильма Пита Доктера приближаются к отметке в $800 млн. В США «Головоломка 2» уже успела обойти самый кассовый блокбастер этого года — «Дюну. Часть 2» Дени Вильнёва. Такими темпами у анимации есть все шансы повторить успех оригинала, а заодно принести еще один «Оскар» в копилку Pixar. Несмотря на то что в последние годы творческая команда студии чаще разочаровывала («Элементарно», «Базз Лайтер», «Я краснею»), чем восхищала, у «Головоломки 2» определенно есть шансы, чтобы попасть в сердце массового зрителя.

Кинокритик и автор канала «колыбельная для кошки» Оля Смолина рассказывает, как Pixar воскрешает наследие Доктера.

С момента событий первого фильма проходит два года. Главная героиня — 13-летняя девочка Райли (на смену Кейтлин Диас из первой «Головоломки» пришла Кенсингтон Таллман) — постепенно превращается в невыносимого подростка. Родители (Дайан Лэйн и Кайл Маклоклен) держат ухо востро и всеми силами пытаются сгладить пубертат подрастающей дочери. Проблемы приходят откуда не ждали: детская увлеченность Райли хоккеем перерастает в настоящую обсессию — всему виной новая эмоция Тревожность (Майя Хоук), которая поселилась у нее в подсознании.

К слову, Тревожность к Райли приходит не одна, а в компании Стыда (Пол Уолтер Хаузер), Зависти (Айо Эдебири) и Хандры (Адель Экзаркопулос). При этом старые добрые Радость (Эми Полер), Печаль (Филлис Смит), Гнев (Льюис Блэк), Отвращение (Лиза Лапира) и Страх (Тони Хейл) оказываются девочкой забыты. Внутренний раскол приводит к хаосу в реальной жизни: Райли отворачивается от некогда любимых подруг ради призрачной мечты стать новым членом школьной хоккейной команды.

Вышедший в далеком 2015 году мультфильм «Головоломка» от режиссера Пита Доктера («Душа», «Вверх», «Корпорация монстров») стал без преувеличения венцом творчества студии Pixar, затмив собой даже такой шедевр, как третья «История игрушек». Секрет успеха мультфильма — его уникальная концепция, построенная на базе передовых исследований американских психологов и нейробиологов. Вместе со сценаристами Мег ЛеФов («Хороший динозавр») и Джошем Кули («Вверх») Доктер рискнул заглянуть внутрь сознания — самой загадочной и малоизученной области жизнедеятельности человеческого организма, — чтобы рассказать большим и малым детям о том, как устроена наша психика.

Команде художников мультфильма во главе с художником-постановщиком Дэниэлом Холландом удалось создать целый внутренний мир взрослеющего ребенка, представляющий собой что-то среднее между виртуальной анатомической картой и парком аттракционов: с островками личности, полками воспоминаний, коридорами забвения и темницами отрицаний.

Подсознание в этом мире стало буквально пультом управления для пяти базовых эмоций (Радость, Печаль, Страх, Гнев, Отвращение), вдохновляющих 11-летнюю Райли на самые разнообразные поступки. При этом чем взрослее становилась девочка, тем насыщеннее и серьезнее оказывались ее переживания.

Ключевой темой «Головоломки» стала память и ее антипод — забвение: две фундаментально важные психические функции, определяющие настроение, а заодно и самосознание человека. С помощью бесхитростных метафор Доктер учил зрителей жить в согласии со своими эмоциями — как с положительными, так и отрицательными, — находя любовь, силы и терпение для каждой из них. Именно этот невероятно ценный гуманистический посыл, ради осознания которого многие взрослые люди до сих пор тратят деньги на психотерапевтов, и сделал «Головоломку» настоящим анимационным откровением, универсальным кино для всех.

И, несмотря на то что сам Доктер неоднократно давал понять, что не намерен снимать продолжение «Головоломки», слава мультфильма от него никак не отставала. В 2022 году после долгих раздумий Pixar все-таки объявила о начале производства сиквела — правда, уже без участия именитого режиссера. На место Доктера взяли дебютанта Келси Манна, компанию сценаристке Мэг ЛеФов на этот раз составил автор эпизодов «Шучу» Дэйв Холстейн.

Эми Полер («Парки и зоны отдыха»), Филлис Смит («Офис») и Луис Блэк («Дети шпионов») вернулись к своим прежним ролям, а вот Билла Хейдера («Барри») и Минди Кейлинг («Офис») пришлось заменить, как и голос Райли. Но во всем остальном «Головоломка 2» — на редкость преданный духовный наследник оригинала. Будучи абсолютным новичком в режиссуре, Манн даже не тянется за лаврами второго «Терминатора», выбирая удобную формулу большинства голливудских сиквелов.

По большому счету «Головоломка 2» — это расширенная версия первой части: к уникальной концепции Доктера прибавились более сложные эмоции, с которыми повзрослевшей Райли нужно вновь как-то совладать. И если в оригинальном мультфильме девочка пыталась справиться с внезапным переездом в новый дом, то в его продолжении основным триггером внутренних проблем становится пубертат.

Всплеск бушующих гормонов наряду с переходом в старшую школу и потерей близких подруг провоцирует в Райли самый настоящий кризис идентичности, который Манн выражает в противоборстве «старых» и «новых» эмоций. Некогда открытая и уверенная в себе девочка впервые сталкивается с перспективой одиночества и страхом «не вписаться» в незнакомую компанию — ее новой движущей силой становится бесконтрольная и опасная Тревога, рисующая миллионы сценариев мрачного будущего.

В эпоху бесконечного думскроллинга, геополитической напряженности и посткоронавирусной апатии Тревога как основной психологический механизм борьбы с внешней неопределенностью — наиболее актуальная «виновница» разговора со зрителем. Режиссер, к своей чести, проводит разговор о ней с поистине фрейдистской вкрадчивостью.

«Головоломка 2» наглядно иллюстрирует то, как Тревога постепенно оттесняет все базовые эмоции в бессознательное, оставляя после себя лишь послевкусие из Апатии, Зависти и Стыда. Впрочем, Радость, как и сама Райли, не сдается без боя — как можно догадаться, в финале не останется ни победителей, ни проигравших.

Идейно преданный наследию Доктера, Келси Манн позволяет себе несколько визуальных вольностей в виде рисованных и восьмибитных вставок, вдохновленных, очевидно, экспериментальной графикой нашумевшего хита Sony Pictures «Человек-Паук: Паутина вселенных». Дальше этих заимствований фантазия режиссера, увы, не продвигается. Хотя и этого оказывается достаточно для того, чтобы вернуть «Головоломке» звание хита — на что яростно указывают прокатные сборы.

Тем не менее говорить о «Головоломке 2» как о самостоятельном кино, без привязки к оригинальной концепции Доктера, просто невозможно — и дело здесь, конечно, не в Келси Манне. Идея сиквела столь уникального и совершенного мультфильма кажется проклятой уже на бумаге. В то же время едва ли Pixar когда-либо были более уверены в своем финансовом успехе. На фоне предыдущих прокатных провалов («Лука», «Вперед», «Душа», «Я краснею», «Базз Лайтер» ударили по кошельку студии) «Головоломка 2» — тот самый спасательный круг, который вытащит продюсеров из пучины тревоги.

Поделиться
Авторы
Теги