Андроидам снится свобода: почему стоит посмотреть «Марс Экспресс»
. Анимационный фильм о будущем, в котором люди мало изменилисьВышла рецензия на французский научно-фантастический фильм «Марс Экспресс»

«Марс Экспресс» опирается на множество классических произведений кинематографа и анимации, но все равно умудряется удивить
В российский прокат вышел необычный научно-фантастический анимационный фильм «Марс Экспресс», премьера которого состоялась еще на Каннском кинофестивале в 2023 году. Над футуристическим неонуарным мультфильмом работали создатели культового мультсериала «Последний человек» на Netflix.
Кинокритик Мария Ракитина объясняет, как «Марс Экспресс» обыгрывает тему будущего и выносит человечеству приговор и почему на этот ностальгический киберпанк определенно стоит обратить внимание.
На дворе XXIII век. К 2200 году Земля превратилась в крайне неблагоприятное место, где бушуют массовые беспорядки. Люди, потерявшие работу из-за глобального внедрения ИИ, выходят на улицы и требуют отправить роботов-захватчиков на Марс. Давно колонизированная человечеством Красная планета процветает, а ее столица Ноктис напоминает футуристический Лос-Анджелес.
Могущественные корпорации тратят неограниченные ресурсы на космические исследования и совершенствование технологических процессов. Оппозицией беспринципным техномиллиардерам (привет Илону Маску) выступают хакеры-диссиденты, которые взламывают роботов и освобождают их.
Кадр из фильма «Марс Экспресс»
Расследованием подобных киберпреступлений и ловлей «опасных элементов» занимаются опытные детективы. Частная сыщица Алин Руби и ее напарник-андроид Карлос Ривера регулярно путешествуют с Марса на Землю и обратно в поисках взломщиков, которые могут спровоцировать новое восстание машин.
Пять лет назад Алин уже оказалась в эпицентре вооруженного столкновения людей и роботов, в ходе которого погиб ее напарник Карлос, чью цифровую копию поместили в тело андроида. После мятежа она оставила военную службу, пристрастилась к алкоголю и ушла в полицию. С тех пор друзья вместе работают детективами и на этот раз выполняют задание Криса Ройджекера — главы крупной корпорации, которая занимается производством новых систем ИИ.
Бизнесмен поручает Алин и Карлосу разыскать и задержать хакершу Роберту Уильямс, укравшую у его фирмы важные разработки. Партнеры справляются с миссией, но из-за непредвиденных обстоятельств вынуждены отпустить преступницу. Затем Алин и Карлос берутся за расследование исчезновения студентки-хакера и выясняют, что два дела связаны между собой. Сыщики приближаются к разоблачению преступного заговора, но рискуют стать пешками в чужих руках.
Кадр из фильма «Марс Экспресс»
Анимационный фильм «Марс Экспресс» — полнометражный режиссерский дебют француза Жереми Перена, работавшего над мультсериалом Netflix «Последний человек». Предыдущий проект постановщика вышел брутальным нуаром, в котором мафиозные войны и подпольные турниры по боевым искусствам лихо сочетались с фантастическими элементами вроде сюжетов об альтернативных мирах и хтонических монстрах.
Французское анимационное шоу не только принесло известность Жереми Перену, но и укрепило его дружбу со сценаристом Лореном Сарфати, с которым они вместе писали «Кризис Юнга» — безумный мультсериал о мести за уничтоженную любовь в постапокалиптическом сеттинге. В общем, творческий тандем для создания научно-фантастического нуара сложился подходящий.
Кадр из фильма «Марс Экспресс»
«Марс Экспресс» Перен и Сарфати возводили целых пять лет, до мелочей продумывая его вселенную. С одной стороны, уже в первых сценах угадываются мотивы двух шедевров киберпанка — американского «Бегущего по лезвию» и японского «Призрака в доспехах». Так, место депрессивного «охотника за головами» Рика Декарда занимает Алин Руби, а роль полицейского из «Девятого отдела», чей человеческий разум заперли в механических «доспехах», переосмысляет Карлос Ривера.
Кадр из фильма «Марс Экспресс»
Рискованные погони за личностями, представляющими угрозу для общества, становятся для напарников рутиной. Сюжет о преследовании хакеров, которые взламывают ИИ, и детальная оценка тотальной роботизации фактически превращают «Марс Экспресс» в суррогат культового аниме Мамору Осии. Но если упаднические виды города на Земле навевают воспоминания об изрядно потрепанном мегаполисе из «Призрака в доспехах», то столица Красной планеты ночью походит на порочный Лос-Анджелес из «Бегущего по лезвию».
Пульсирующий неон клубной жизни в «Марс Экспрессе» противопоставляется курортному вайбу роскошных вилл, раскинувшихся под имитацией голубого неба. Резкий контраст между преступным миром марсианского родственника Готэма и расслабленной эстетикой пригородов придает картине Перена оригинальный шарм.
Кадр из фильма «Марс Экспресс»
С другой стороны, авторов мультфильма можно назвать прямыми продолжателями фантастической традиции Рене Лалу — великого французского аниматора, который исследовал космическое пространство и открывал новые галактики.
Первый французский полнометражный мультфильм «Дикая планета» (1973) поведал об эксплуатации крошечных людей с планеты Терра инопланетянами-гигантами с планеты Игам и неизбежной войне угнетаемых с тиранами. «Властелины времени» (1982) размышляли о судьбе семилетнего ребенка в реалиях межгалактического конфликта. «Гандахар. Световые годы» (1987) погрузился в противостояние принца Сильвена безжалостному искусственному супермозгу, который планировал поработить мирную планету с помощью армии металлических воинов.
Кадр из фильма «Марс Экспресс»
Рене Лалу прослыл архитектором удивительных миров, населенных синими гуманоидами, роботами, киборгами, трансформерами (жертвами неудачных генетических экспериментов) и причудливыми созданиями вроде зеркальных птиц, летающих остроконечных вобл и гигантских крабов. Визуальная самобытность «Дикой планеты» даже повлияла на стилистику «Навсикаи из Долины Ветров» Хаяо Миядзаки.
Режиссер «Марс Экспресса» Жереми Перен же заимствует из вселенных Рене Лалу распространенную историю о порабощении одним видом другого. Люди лишают андроидов каких-либо прав и вовсю эксплуатируют их не только в быту, но и в секс-индустрии, так что вместо электроовец роботам снится свобода.
Оглядываясь на «Гандахар», Перен помещает в свои марсианские хроники странных созданий. Роботы с голографическими головами умерших людей, женщины-андроиды с золотым рогом и шестью ногами, предоставляющие эскорт-услуги, гигантский розовый орган с глазом, наделенный ИИ и плавающий в аквариуме, — самые смелые человеческие фантазии воплощаются в реальность, а кибернетика не знает границ.
Фильм уделяет пристальное внимание чудесам технологической эволюции, которых мы прежде не видели даже в «Черном зеркале». Усовершенствованная сотовая связь достигает уровня «телепатической», выпивка в барах и бутылках автоматически блокируется для алкоголиков в ремиссии, подушки безопасности из пены (похожей на строительную) защищают от серьезных травм в авариях, а сдача своего мозга в аренду позволяет студентам неплохо заработать.
Эти и другие инновации, скрупулезно воплощенные на экране, вызывают неконтролируемое желание рассмотреть каждый миллиметр фантастической реальности. Проработанность марсианского мироустройства потрясает сложностью даже насмотренного зрителя, но затмевает драматургию.
Кадр из фильма «Марс Экспресс»
Алин Руби застревает в амплуа классического сыщика из нуаров 50-х — циничного, замкнутого, психологически травмированного и страдающего алкогольной зависимостью. Героиня руководствуется собственными представлениями о справедливости и периодически разряжает напряженную обстановку злой иронией, а толику эмпатии проявляет в отношениях с напарником Карлосом. Арка андроида с внедренным человеческим разумом привносит в ревизионистский мультфильм необходимый конфликт. После «воскрешения» Карлос сталкивается с кризисом идентичности и пытается найти баланс между внутренней человечностью и функционалом робота.
Кадр из фильма «Марс Экспресс»
Страшилки об аморальных заговорах сильных мира сего в декорациях киберпанка мы лицезрели не раз — достаточно вспомнить великого «Акиру» Кацухиро Отомо. Об опрометчивости демонизации киборгов заговорил «Бегущий по лезвию», а «Терминатор» закрепил эффект. О недопустимости взаимопонимания между роботом и человеком писал еще Айзек Азимов (механизм только подчиняется и не рефлексирует), а Филип Дик всерьез задумался, есть ли у андроидов чувства.
«Марс Экспресс» умно и изящно осмысляет лучшие образцы твердой научной фантастики, киберпанка 80-х и боевиков 90-х, но не предоставляет зрителю ничего нового. Чтобы вычислить главного злодея, не требуется дедукция, а вера в человечество утрачивается навсегда.
Преисполненный экшена и насилия фильм развивается столь стремительно, что осознать мощь его философии удается лишь ближе к финалу. Авторы выносят неутешительный приговор Homo sapiens — виду настолько эгоистичному, развращенному и безнадежному, что даже искусственный интеллект не стал объявлять ему войну и выбрал гуманизм. Катарсис в духе фильма Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» ранит зрителя сильнее заезженного сюжета о мести роботов человечеству.
Кадр из фильма «Марс Экспресс»
«Марс Экспресс» не отличается самобытностью, но запоминается тщательно прописанной вселенной. Киберпанковый неонуар лаконично совмещает ностальгию по знаковой научной фантастике с печальным представлением о будущем, которое в полной мере раскрывается лишь в конце. Элементы нуарного детектива, легкого боди-хоррора, крышесносного боевика и пронзительной драмы вплетаются в футурическую концепцию, не давая зрителю скучать ни минуты.
Если «Марс Экспресс» не будет откровением, то подарит ощущение, что вы стали свидетелями чего-то грандиозного. А после слезы польются рекой.
