Независимая в кино: карьера, мужчины и озорство Изабеллы Росселлини

. Дочь Ингрид Бергман, журналистка, модель, актриса и фермер

Изабелле Росселлини исполнилось 72 года: вспоминаем карьеру звезды кино

Обновлено 19 июня 2024, 10:18
<p>Изабелла Росселлини в фильме Дэвида Линча &laquo;Синий бархат&raquo; (1986)</p>
Фото: De Laurentiis Entertainment Group (DEG)

Изабелла Росселлини в фильме Дэвида Линча «Синий бархат» (1986)

18 июня день рождения отмечает Изабелла Росселлини — актриса и дочь знаменитых родителей. Кульминацией ее модельной карьеры стало сотрудничество с Lancome, а прорывом в кино — роль в «Синем бархате». Она играла психологически травмированных женщин и бессмертных богинь, а затем обратилась к режиссуре. За ее плечами — созависимый брак с Мартином Скорсезе и нестабильные отношения с Дэвидом Линчем, а среди приоритетов — просветительство и фермерство.

Кинокритик Мария Ракитина рассказывает, как Изабелла Росселлини искала себя и обрела независимость.

В материале использованы: автобиография актрисы Some of Me (1997), интервью изданиям The Guardian, New York Times, Vulture, Le Monde и Alain Elkann Interviews, а также статьи и заметки о Росселлини в Vogue, The List, Irish Independent, Far Out, Times и Mirror.

Изабелла Росселлини появилась на свет 18 июня 1952 года вместе с сестрой-близнецом Изоттой-Ингрид. Девочки родились в «скандальной» семье шведской актрисы Ингрид Бергман и итальянского режиссера Роберто Росселлини. Отношения родителей стали достоянием общественности, когда Ингрид Бергман родила от римского кинематографиста сына (Ренато Роберто Джусто Джузеппе Росселлини), еще находясь в браке со своим первым мужем, нейрохирургом Петтером Линдстрёмом. В США ее окрестили «злой последовательницей культа свободной любви», поэтому актриса решила растить своих детей в Европе.

Изабелла Росселлини взрослела в Италии и Франции, но не считала, что ее детство было безоблачным. Родители развелись, когда ей было пять лет, следующие два года она провела вместе с сиблингами в римском отеле. Дети большую часть времени были предоставлены сами себе, а родители навещали их в перерывах между съемками.

Помимо угнетающего ощущения брошенности Росселлини страдала врожденной деформацией позвоночника. В 12 лет прошла через хирургическое лечение сколиоза и следующие два года провела в гипсе, радуясь, что ее перевели на домашнее обучение, ведь школу она, в отличие от своей сестры-отличницы, ненавидела. Однако пубертатный период дался ей тяжело: она не принимала собственную внешность. «Красота тогда не казалась актуальной, потому что я была больна. Но я была просто счастлива, когда смогла нормально ходить».

Юная Росселлини абстрагировалась от комплексов, погружаясь в чтение научно-популярных книг. Когда ей исполнилось 14, отец подарил ей «Кольцо царя Соломона» Конрада Лоренца, одного из основоположников этологии — науки, изучающей поведение животных. Тогда она всерьез задумалась о будущей профессии. «В моем мозгу словно загорелась маленькая лампочка, и я сказала: «Это то, чем я хочу заниматься, когда вырасту». Но у меня не было уверенности в собственном научном потенциале. Идея изучения зоологии и биологии напугала меня. Но я, слава Богу, постепенно становилась красавицей, поэтому решила пойти по стопам родителей и сделать карьеру в кино».

Многие пытались уличить ее в кумовстве, однако актриса не раз напоминала, что росла в скромных условиях и сама пробивала себе путь к признанию. «Это невероятно, потому что мои родители, Ингрид Бергман и Роберто Росселлини, были очень известными актрисой и режиссером. Люди думают, что со славой приходят деньги, но это не так. Мой отец был влиятельным режиссером-экспериментатором, но никогда не имел кассового успеха». Как-то раз маленькая Росселлини даже стала свидетельницей конфискации семейного имущества за долги отца: «Через три дня наш дом был совершенно пуст, и я могла ездить по квартире на велосипеде».

В актрисы Изабелла Росселлини подалась не сразу. Последовав примеру сестры-близнеца Изотты, которая нацелилась на получение академического образования (она бывший профессор итальянской литературы в Колумбийском университете), 19-летняя Росселлини отправилась в Нью-Йорк и поступила в женский Finch College на Манхэттене.

После выпуска работала переводчицей и репортером на телевидении, но все равно тяготела к кино. И твердо решила попытать счастья в актерстве, а там — будь что будет. К тому же она много переживала о том, будут ли режиссеры воспринимать ее всерьез без оглядки на знаменитых родителей.

Вскоре, правда, она сама дала повод для сплетен о непотизме: ее актерский дебют состоялся в фэнтезийной драме «Дело времени» (1976), где роль графини-волшебницы Санциани исполнила ее мать, Ингрид Бергман. А еще через три года роль флорентийской ученой-антрополога Эуджении в романтической драме «Поляна» (1979) пресса восприняла скептически. «Журналисты писали: «Она похожа на свою мать, но, конечно, не унаследовала ее талант». Это сокрушило меня. Если мне говорят это сегодня, я просто отвечаю: «Ну, может быть, это правда. Мне уже не так больно, как в молодости», — позже признавала она.

В конце 1970-х Росселлини продолжала совмещать съемки с работой репортером. Именно журналистика свела ее с будущим мужем, американским режиссером итальянского происхождения Мартином Скорсезе. Росселлини предстояло взять у него интервью о его документальном фильме «Последний вальс» (1978). Однако она не успела увидеть картину, о чем сообщила на встрече со Скорсезе.

«Я пришла на интервью и сказала Марти правду: «Произошла неразбериха, и я обязательно посмотрю фильм завтра, но разговор с вами у меня запланирован на сегодня». И тогда он предложил: «Не хотите посмотреть фильм сегодня вечером?» Тогда я взяла у него интервью, а затем мы вместе пошли на показ. Мартин — известный фанат кино, поэтому во время просмотра он заявил: «В этой сцене я перемещал камеру под влиянием Джона Форда». Затем поймал мой растерянный взгляд и сказал: «Вы не видели тот фильм Джона Форда? Вы обязательно должны его посмотреть! Я приглашу вас на показ!» Вот так мы и сошлись. Я думала, что очень нравлюсь ему», — рассказывала Росселлини. Брак с режиссером, который был на десять лет старше, продлился всего три года и носил абьюзивный характер.

Мартина Скорсезе актриса сравнивала со своим отцом, Роберто Росселлини, «итальянским патриархом в семье». «Мартин оказался таким же одухотворенным и ревнивым», — признавалась она. Росселлини даже поставила на паузу актерскую карьеру из-за вспыльчивости мужа-режиссера, который не хотел отпускать ее на съемки в кино и держал «прикованной к кухонной плите».

Отношения пары испортились окончательно, когда мать Росселлини умирала от рака в Лондоне, а Скорсезе отказался поддержать жену в столь тяжелый период. Вдобавок она закрутила роман с манекенщиком Джонатаном Видерманом, от которого забеременела еще до развода. Таким образом, она неосознанно повторяла судьбу своей матери. Расставшись со Скорсезе, Росселлини сразу вышла замуж за любовника и родила от него дочь Элеттру. Брак с Видерманом распался через четыре года, а потом она встретила Дэвида Линча.

Она предполагала, что отношения с двумя именитыми режиссерами были обусловлены «комплексом Электры»: «Мартин и Дэвид очень похожи... Главные мужчины в моей жизни, гении и визионеры, немного похожи на моего отца. Я чувствовала себя чрезвычайно вдохновленной ими, восторгалась их присутствием».

До знакомства с Линчем она успела реализовать себя как модель. В браке со Скорсезе актриса практически не появлялась в кино, поэтому искала альтернативный путь к всемирному признанию. Своей красотой, унаследованной от матери, Росселлини покорила лучшие глянцевые издания. С 1982 года она появлялась на обложках Vogue, Harper's Bazaar, Marie Claire и Vanity Fair, а ее гонорар за один съемочный день составлял $9 тыс.

Она быстро стала символом модной индустрии наравне с супермоделями, но наибольшую популярность ей все-таки принесло 14-летнее сотрудничество с косметическим брендом Lancome. С 1982 года она являлась лицом французской бьюти-марки, рекламировала антивозрастной крем и даже участвовала в создании новой версии восточно-цветочного аромата Tresor, который сама же и представляла.

Обложка видео
Peter Pan/ YouTube

Изабелла Росселини в рекламе Tresor de Lancome

«Мы, женщины, больше не были «тихими красавицами». У нас был собственный голос, мнение. И если я собиралась говорить об этих духах, я хотела контролировать все — от нот в композиции до дизайна флакона», — рассказывала она.

Многолетнее сотрудничество с Lancome закончилось из-за эйджистской позиции бренда: 43-летнюю актрису провозгласили «слишком старой». «Мне сказали, что реклама — это мечты, а женщины мечтают быть молодыми, поэтому я больше не могла представлять эту мечту». Контракт с Lancome она вновь заключит 20 лет спустя, когда бренд изменит свое отношение к женщинам среднего и старшего возраста. В 71 год актриса появится на обложке Vogue без ретуши, чтобы естественное старение воспринималось нормой.

В 1980-х Росселлини чередовала моделинг с актерской карьерой. В 1985 году она появилась в музыкальной драме «Белые ночи», где воплотила Дарью Гринвуд, русскую жену темнокожего танцора, который эмигрировал из США в Советский Союз. Ее героиня несколько терялась на фоне звезды балета Михаила Барышникова и талантливого хореографа Грегори Хайнса, но обеспечила фильму умопомрачительный саспенс.

Следующий триумф состоялся в криминальной драме «Синий бархат» (1986) Дэвида Линча. В этом жестоком неонуаре Росселлини сыграла роковую и глубоко несчастную певицу Дороти Валленс, которая находилась в плену у гангстера-насильника и отчаянно нуждалась в спасении. Актриса, казалось, разделяла душевную и физическую боль героини и бесстрашно заглядывала в лицо патриархального ада где-то в американской провинции.

Мучительную, душераздирающую игру актрисы высоко оценили критики, которые утверждали, что она «передала нюансы психологической дестабилизации». Журналистка Джанет Маслин писала, что Росселлини «находится далеко за пределами обычной актерской игры», поэтому ее выступление запоминается полным отсутствием внутренних ограничений. Впрочем, известный кинокритик Роджер Эберт был не согласен с коллегами, которые восхищались смелостью актрисы, и назвал «Синий бархат» «эксплуатационным кино».

Он писал, что Росселлини «унижали и раздевали перед камерой», но сама актриса позже настаивала, что «была удивлена такой реакцией критика, потому что сама захотела сыграть героиню». Тем не менее именно «Синий бархат» позволил Росселлини выйти из амплуа глянцевой модели и заявить о себе как о серьезной актрисе. За психологически сложную игру в фильме Линча Росселлини получила премию «Независимый дух» (Independent Spirit Award).

После премьеры «Синего бархата» она с головой погрузилась в романтические отношения с очередным гением, в которого влюбилась еще на съемках. На четыре года она буквально растворилась в Дэвиде Линче, который прежде всего видел в ней «дочь Ингрид Бергман», а уже потом — самостоятельную личность. Актриса повторяла сценарий своих отношений с Мартином Скорсезе, для которого было важно «сойтись с дочерью Роберто Росселлини».

И хотя Линч развелся со своей женой Мэри Фиск ради того, чтобы быть с Изабеллой, роман режиссера и его новой музы пестрел красными флагами. Линч оказался отсутствующим партнером: он находился в постоянных разъездах и поддерживал связь с возлюбленной по телефону.

К тому же как будто не знал о существовании личных границ и требовал, чтобы Росселлини делилась с ним самыми сокровенными желаниями и темными мыслями. Сам откровенно рассказывал ей о своих фантазиях, что порой приводили ее в ужас, а еще постоянно сообщал, что конкретно его разочаровывает в их отношениях. Линч не выносил запаха еды, которую готовила Росселлини, в то время как его партнершу все устраивало: «Дэвид был любовью всей моей жизни. И я верила, что он любит меня так же сильно, но, очевидно, я ошибалась. Все мои инстинкты говорили, что мы счастливая пара, но оказалось, что это не так». Линч без объяснений порвал с Росселлини после премьеры своих «Диких сердцем» (1990) в Каннах, где она сыграла сардоническую bad girl Пердиту Дуранго.

Пережить болезненное расставание с Линчем актрисе помогли съемки в культовой хоррор-комедии Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу» (1992). В сатирическом фильме о погоне женщин за вечной молодостью Росселлини бесподобно воплотила бессмертную ведьму Лизл фон Руман. Ее величественная героиня с демоническим взглядом провозглашала «Siempre viva! Вечная жизнь!» и предлагала волшебный розовый эликсир всем отчаявшимся. «В некотором смысле, Лизл — это карикатура на жертву моды. По крайней мере я такой ее видела. Я думаю, что полностью соответствовала характеру этой сумасшедшей леди, которая готова пойти на все ради красоты», — рассказывала Росселлини, которая сама была символом вечной молодости, пока рекламировала антивозрастной крем Lancome.

За ироничным образом колдуньи последовала драматическая роль в шпионском триллере «Невиновный» (1993). Актриса играла немку Марию, которая обрела освобождающую любовь во время холодной войны, и до боли напоминала свою мать в «Касабланке» (1942). Затем Росселлини изящно воплотила дворянку Анну-Марию Эрдёди в «Бессмертной возлюбленной» (1994), которая ухаживала за разочарованным Бетховеном (Гари Олдман) и вступила в романтические отношения с композитором, чтобы пережить личное горе. На съемках биографической драмы Росселлини сошлась с Гари Олдманом и даже собиралась за него замуж. Но они расстались из-за его прогрессирующей алкогольной зависимости.

Разочаровавшись в отношениях и браках, Росселлини в итоге выбрала жизнь в статусе single (одиночки). «Я была с Дэвидом Линчем, и этот роман подошел к концу, а затем и сотрудничество с Lancome подошло к концу, и мне нужно было восстановить свою актерскую карьеру. У меня было двое маленьких детей (дочь Элеттра и приемный сын — Роберто), и у меня просто не было места для другого парня или мужа. Я не думаю, что смогу делать столько вещей, сколько делаю сейчас, если у меня будет муж. Мужья отнимают много времени».

В конце 1990-х Росселлини отдавала предпочтение фэнтезийным проектам, где исполняла роли богинь и волшебниц. В телефильме А. Кончаловского «Одиссей» (1997) она воплотила мудрейшую Афину, а в мини-сериале «Великий Мерлин» (1998) сыграла могущественную колдунью Нимуэй. В начале нулевых Росселлини отметилась в роли Жозефины в исторической драме «Наполеон» (2002).

Затем саркастично воплотила владелицу процветающего пивного завода леди Порт-Хантли в мюзикле «Самая грустная музыка в мире» (2003). Появилась в образе верховной жрицы Тар в приключенческом фэнтези «Волшебник Земноморья» (2004). Тогда же написала сценарий к документальной короткометражке «Моему отцу — 100» (2005), посвященной жизни и творчеству Роберта Росселлини. Тоже снявшись в этом фильме, она говорила об отце в «сюрреалистическом и комедийном ключе», что не понравилось ее сестре-близняшке.

К концу нулевых актриса реализовала режиссерские амбиции — по заказу телеканала Sundance создала серию короткометражных фильмов «Зеленое порно» (Green Porno) про половое поведение животных.

В этом развлекательно-образовательном проекте актриса самостоятельно воспроизводила сцены брачных игр различных насекомых, млекопитающих, птиц и рыб, а затем сообщала важные факты о жизни того или иного вида. Смешные, познавательные и немного сумасшедшие фильмы стали сенсацией, как и их продолжение — Seduce Me, которое появилось на YouTube-канале актрисы.

Увлечение этологией постепенно переросло в фермерство. Росселлини обитает на своей матриархальной Mama Farm на Лонг-Айленде, а в соцсетях делится наблюдениями за овцами, козами, курами, утками и собаками. «Осваивая сельское хозяйство, ты становишься независимым», — считает она.

Про актерство она тоже не забывает. В прошлом году она сыграла антрополога в триллере «Кошки-мышки» Сюзанны Фогель и итальянскую аристократку в сказочной драме «Химера» Аличе Рорвахер, а этой весной появилась в небольшой роли в «Космонавте» Йохана Ренка.

Актриса все еще задается вопросом «Кто я и как мне прожить остаток своей жизни?» и просто занимается тем, что приносит ей удовольствие. «С возрастом я становлюсь все более озорной», — заключает Росселлини.

Поделиться