Пенелопе Крус — 50 лет: как актриса стала лицом женской мелодрамы
. Сотрудничество с Альмодоваром и яркие голливудские роли28 апреля круглую дату отмечает оскароносная Пенелопа Крус — одна из самых известных европейских актрис, покоривших мир талантом и харизмой. Кинокритик и автор телеграм-канала Valerie a týden divu Валерия Косенко вспоминает, как развивалась карьера артистки и какие роли занимают особое место в ее фильмографии.
От танцев до первых съемок в 16 лет
У некоторых знаменитостей карьера не столько головокружительная, сколько вдохновляющая. Случай Пенелопы Крус именно такой. Будущая актриса воспитывалась в рабочей семье в Алькобендасе (он так и остался известным как город, где родилась Крус), сутками пропадая у балетного станка или в парикмахерской, где работала ее мать. Танцами юная Пенелопа занималась профессионально и до звездной карьеры успела окончить испанскую национальную консерваторию и курсы нью-йоркской хореографической школы Кристины Рота.
Все эти навыки еще сыграют ей на руку, а пока Крус и не думает менять творческую направленность. По словам актрисы, впервые кино возникло в ее мыслях с просмотром криминальной драмы «Свяжи меня» (1990). Если так, то опыт выдался знаменательный: в дальнейшем девушка станет главной музой режиссера этой картины Педро Альмодовара. А пока амбициозная 15-летняя артистка ищет место на телевидении, осаждает кастинги и актерские агентства, но каждый раз слышит отказ.
Уже тогда Крус была талантлива, красива и чрезвычайно напориста. Однако вхождение в профессию было невозможно по одной причине — возраст. Она была слишком юна, хоть и рвалась на площадку, не глядя ни на сюжет, ни на его возрастной рейтинг. Первый съемочный опыт будущая звезда получила на телевидении, в эротическом сериале «Розовая серия» (1986–1991).
Хамон, который привел на Венецианский кинофестиваль
Дебют в кино состоялся годом позже — в картине Бигаса Луны 1992 года «Ветчина, ветчина» (Jamon, jamon). Откровенность истории вновь не стала актрисе помехой. Режиссер задумывал фильм как романтический фарс, высмеивающий стереотипные отношения между мужчиной и женщиной и тщательно маскирующийся под образец «плохого кино». Оказавшись перед съемочной группой, Крус была готова на многое, лишь бы не встретить очередной отказ.
И случай представился: добавив себе пару лет и скрыв от родителей компрометирующие подробности сценария, актриса вошла в каст. Обман раскрылся в процессе съемок, но Бигас Луна на удивление остался доволен: Пенелопа доказала, что и в жизни была той мятежной и темпераментной Сильвией, которую должна была воплотить на экране.
Фильм изобилует эротическими сценами и обнаженными телами, одно из которых принадлежит 16-летней дебютантке, другое — ее будущему мужу Хавьеру Бардему. Химия между молодыми людьми, еще далекими от известности, просачивалась сквозь экран уже тогда, хотя возраст Крус и здесь стал препятствием, помешавшим развитию романа.
Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале, где фильм получил «Серебреного льва» за режиссуру. В жизни Крус это был первый карьерный взлет, после чего игнорировать эффектную молодую актрису стало невозможно. Юная исполнительница поразила публику не только яркой, фактурной внешностью, но и взрывной энергетикой.
1990-е: немного Голливуда и много испанских проектов
В тот же год в мировой прокат выйдет следующий фильм с еще несовершеннолетней актрисой — «Изящная эпоха» (1992) Фернандо Труэбы. В нем она сыграет второстепенную роль — невинную романтичную Лус, в чем-то полную противоположность темпераментной Сильвии из «Ветчины, ветчины». Фильм соберет девять статуэток испанской премии «Гойя», а также получит «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Изящная эпоха» станет первым мировым проектом с участием Крус, а значит, и до главной роли останется недолго.
В фильмографии Пенелопы Крус 1990-е стали временем, когда молодая актриса упрямо пробивалась наверх, чередуя испанские ленты с голливудскими. Актриса попала в каст британского криминального телесериала «Капкан» (1992), разделив площадку со звездой Тимоти Далтоном, сыграла главную женскую роль в музыкальной мелодраме «Смешно, но не очень» (1994) Фернандо Коломо и приняла участие в нескольких проходных итало-испанских проектах вроде «Бунтаря» (1993) или «Селестины» (1996).
Заметная роль случилась в фантастической мелодраме «Открой глаза» (1997), удостоившейся приза в Берлине, а следом и в фильме «Девушка твоей мечты» — втором совместном проекте Труэбы и Крус после «Изящной эпохи».
Наконец, первой главной ролью нашей героини считается персонаж Изабеллы в фэнтезийной мелодраме «Женщина сверху» (2000): критики хором обвинили фильм в безвкусице, но выразительность Крус перед камерой вновь была явлена во всей красе.
2000-е: ванильное голливудское время
С новым тысячелетием карьера Крус изменилась кардинально. Актриса все больше отходит от испаноязычных проектов и добивается успеха в Голливуде. Сначала Крус снимается в мелодраме Билли Боба Торнтона «Неукротимые сердца» (2000) — втором вестерне в фильмографии после «Страны холмов и долин» (1998). В процессе работы над картиной завязывается первый звездный роман — с партнером по площадке Мэттом Деймоном.
Затем актриса составляет компанию Джонни Деппу, сыграв эксцентричную девушку-наркодилера в криминальной драме «Кокаин» (2001). Несмотря на хорошие сборы и зрительское признание, игра Крус вызвала неоднозначную реакцию и принесла первую номинацию на антипремию «Золотая малина». К слову, с Деппом актриса встретится вновь на съемках четвертого сиквела «Пиратов Карибского моря» (2011).
Поворотным моментом в фильмографии стала роль в фантастической мелодраме Кэмерона Кроу «Ванильное небо» (2001) — ремейке фильма «Открой глаза». Крус вновь сыграла ту же роль — очаровательную Софию, подругу главного героя, утратившего разницу между сном и реальностью. Компанию на площадке актрисе составили Кэмерон Диас, Курт Рассел, Тильда Суинтон и Том Круз. С последним она вступит в бурные трехлетние отношения, закончившиеся громким судебным скандалом.
«Ванильное небо» отлично прошло в прокате и ознаменовало новую волну популярности испанской актрисы.
«Проходной» период и работа с Вуди Алленом
В фильмографии Крус часто случались провалы, следующие за большими взлетами. За «Ванильным небом» было немало других проектов. Следующий вестерн в фильмографии , легендарные «Бандитки» (2006) по сценарию Люка Бессона, провалился в прокате, но обрел статус культового благодаря динамичному дуэту двух подруг — Пенелопы Крус и Сальмы Хайек. Приключенческий боевик «Сахара» (2005) провалился, но связал романтическими отношениями двух исполнителей главных ролей — Крус и Мэттью Макконахи. Роль в фильме «Манолете» (2008) подарила Крус возможность вновь сняться в костюмной драме (в творчестве актрисы их немало).
Новый виток случился благодаря комедийной мелодраме Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона» (2008). Крус великолепно воплотила роль женщины на грани нервного срыва — взрывной бывшей жены героя Антонио (Хавьер Бардем), с которой не так-то легко расстаться. Этот образ влюбил как зрителей, так и академиков, и Крус стала первой испанской актрисой, удостоившейся оскаровской статуэтки.
К слову, первым актером в подобном статусе чуть раньше стал Хавьер Бардем — пока что партнер Крус по площадке. Картина оказалась судьбоносной не только для карьеры Крус, но и для ее личной жизни. Уже по окончании съемок Бардем и Крус наконец смогли проявить чувства друг к другу, а спустя пару лет сыграли свадьбу в узком кругу.
В следующий раз Крус появится у Вуди Аллена в музыкальной мелодраме «Римские приключения» (2012), но до этого вновь удостоится номинации за «Оскар» за роль в мюзикле «Девять» (2009) Роба Маршалла — вольного ремейка «Восьми с половиной» (1961) Феллини. Фильм включал воистину звездный состав: Дэниэл Дэй-Льюис, Николь Кидман, Марион Котийяр и даже Софи Лорен. Крус воплотила образ любовницы главного героя, хореографический номер которой напомнил о танцевальном прошлом актрисы. Крус вновь блистала на экране, затмевая ведущих голливудских див.
2010-е: Ридли Скотт и байопики
Другими яркими проектами в фильмографии стал детективный боевик «Советник» (2013) Ридли Скотта, запомнившийся звездным составом во главе с Майклом Фассбендером, экранизация криминальной драмы Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) и сериал «Американская история преступлений» (2016–2021), где Крус создала сложный образ главы Дома Версаче Донателлы.
Крус часто делила площадку с мужем: в общей сложности пара снялась в более чем десяти совместных картинах, среди которых наиболее заметные — биографическая драма «Эскобар» (2017) о колумбийском наркобароне и фильм-открытие Каннского кинофестиваля «Лабиринты прошлого» (2018) Асгара Фархади.
Последняя вышедшая в прокат картина с Пенелопой Крус — байопик Майкла Манна «Феррари» (2023). Крус вновь затмила все остальные женские роли, создав на экране красноречивый образ жены Энцо Феррари, одновременно надломленной и решительной, импульсивной и рациональной.
Пенелопа Крус и Педро Альмодовар
Плотное сотрудничество двух испанцев началось с конца 1990-х — с выходом картины «Живая плоть» (1997). Она не стала событием в мире кино, однако открыла главному национальному режиссеру Испании его будущую музу.
Всего Крус снялась в шести полнометражных лентах Альмодовара. Две из них — мистическая трагикомедия «Возвращение» (2007) и «Параллельные матери» (2022) — принесли актрисе номинации на «Оскар» и одни из лучших ролей в карьере.
В первой Крус воплотила образ молодой матери, Раймунды, пытающейся разобраться в семейной путанице, во второй — женщину, попавшую в сети женатого мужчины. Предыдущей совместной работой тандема Крус и Альмодовара стала трогательная ностальгическая драма «Боль и слава» (2019), в которой Крус сыграла женщину из прошлого — мать главного героя, воплощенного еще одним постоянным партнером Крус и любимцем Альмодовара, испанцем Антонио Бандерасом. Через пару лет актеры вновь встретятся на съемках пародийной комедии «Главная роль» (2021), где сыграют сумасшедших творцов, одолеваемых нарциссизмом и тщеславием.
Работа на родине значила для актрисы очень многое. Съемки в испанских проектах давали Крус не только ощущение причастности к национальной культуре, но и яркую актерскую динамику. Роли, которые Крус получала у Альмодовара, сильно отличались от тех, что мог предложить Голливуд. Европейское кино всегда привлекало оригинальным и куда более заметным ракурсом на общечеловеческие проблемы: внутренние надломы, странности, патология. Главным специалистом по экстравагантным и одновременно жутко естественным женским героиням и стал Педро Альмодовар.
За время работы с испанским мастером Крус воплотила несколько утонченных женских образов, отличных друг от друга благодаря актерской деликатности и чуткости. Например, пленительная девушка, рвущаяся одновременно в актрисы и хорошие дочери из воспоминаний героя «Разомкнутых объятий» (2009), рассудительная монахиня Роса из мелодрамы «Все о моей матери» (1999) или Дженис, потерявшая себя в борьбе между карьерой и материнством в картине «Параллельные матери» (2021). Вряд ли хоть одна из этих ролей имела шансы распуститься в рамках хладнокровного студийного производства.
Сейчас Пенелопа Крус — одна из самых востребованных и разборчивых актрис, ограничившая свой съемочный график одним проектом в год. Новостей о грядущих премьерах пока нет, но, как показывает фильмография, Крус всегда возвращается на экраны.