«Великая ирония»: рецензия на фильм Вуди Аллена из российского проката
. Актуальный ромком на французском языке о темной природе страстейВ российский прокат вышел фильм «Великая ирония» Вуди Аллена: мнение критика
В российском прокате очередное иностранное событие — новый фильм американского режиссера Вуди Аллена, в котором он вопреки устоявшимся традициям впервые пытается поговорить со зрителями на французском языке.
«Великая ирония» — пятидесятая, юбилейная работа 87-летнего режиссера, переживающего не самый лучший период в карьере и профессиональной жизни. Мировая премьера «Великой иронии» прошла на 80-м Венецианском кинофестивале вне основного конкурса. Торжественное мероприятие сопровождалось массовым митингом феминистских активисток, вышедших к главному дворцу итальянского острова Лидо под лозунгом «Нет культуре изнасилования!».
Пребывая в качестве изгнанника по отношению к западному миру, работая в чужой стране и с иностранными актерами, Аллен продолжает оставаться верным себе. «Великая ирония», вероятно, лучшая работа кинематографиста со времен «Матч Поинта», вышедшего в 2005-м году.
Кинокритик Оля Смолина рассказывает, почему новый фильм Вуди Аллена — главный маст хэв этого осеннего сезона.
Оригинальное название Coup de chance переводится с французского как «Счастливый случай» — с приятного и по всем фронтам неожиданного подарка судьбы и стартует первая глава фильма. Фанни (Лу де Лааж) — сотрудница аукционного дома и по совместительству «трофейная» жена влиятельного парижского бизнесмена Фурнье (Мельвиль Пупо) — случайно сталкивается на улице с бывшим одноклассником Аленом (Нильс Шнайдер), который когда-то был трагически в нее влюблен.
Детские чувства получают новое продолжение, когда Ален и Фанни вновь начинают дружить — уже по инициативе последней. Счастливый случай оборачивается осознанной изменой, и только прибывшая в гости к Фанни мама (Валери Лемерсье), кажется, чует неладное, ведь Фурнье слабо похож на человека, который просто так простит неверную жену.
В последние годы имя Вуди Аллена все чаще появляется в прессе в негативном контексте — и дело не только в скандальном браке с бывшей приемной дочерью Сун-и Превин и последующих обвинениях в педофилии. Статус великого режиссера нашего времени оказался расшатан еще и из-за того, что каждый новый фильм Аллена все больше похож на красивую расписную открытку и все меньше напоминает картину, достойную места в Лувре.
Притягательные узнаваемые образы, кочующие из одной работы Аллена в другую, со временем превратились в опостылевшие сюжетные самоповторы («Преступления и проступки» и «Мечта Кассандры», «Матч Поинт» и «Иррациональный человек»).
Проще говоря, одна и та же история, рассмотренная с разного ракурса, не приносящая в широкоэкранное искусство ничего эссенциально нового и парадоксально обесценивающая все прошлые заслуги режиссера. На фоне череды недавних фильмов-однодневок особо выделяются разве что «Жасмин», «Полночь в Париже», «Вики, Кристина, Барселона». Впрочем, первый также можно назвать повтором — своего рода вудиалленовской версией легендарного «Трамвая «Желание», которая успела заслужить свои пять минут славы на премии «Оскар».
Вновь прозвучавшие в 2014-м году, после скандала с падчерицей в 1992-м, в публичном пространстве обвинения в педофилии фактически закрыли Аллену доступ к возможностям работы внутри американской индустрии, заставив режиссера покинуть зону комфорта и обратится к коллегам-европейцам — все по заветам предшественника Романа Полански, чье творчество в последнее время также находится в состоянии кататонического кризиса. Однако ситуация как будто стала хуже: европейский период угрожал окончательно превратить фирменный вудиалленовский киноязык в конвейер. Предпоследняя лента режиссера — эскапическая черно-белая комедия «Фестиваль Рифкина» — очевидное тому доказательство.
«Великая ирония» в этом плане и правда похожа на счастливый случай — сверхновую, выбравшуюся из мрака вудиалленовской повседневности. Сложно понять, что именно сыграло здесь решающую роль — то ли английский сценарий Аллена утратил штампы при переводе на французский, то ли не понимающие его родного языка актеры прожили и поняли своих персонажей чуть иначе. Никакого нового велосипеда «Великая ирония» точно не изобретает: Аллен все так же смеется над бременем страстей человеческих, пробуждая в каждом герое внутреннего невротика, склонного к существованию в бесконечных иллюзиях и побегу от личной ответственности. Однако делает это куда более искрометно и без привычного старческого брюзжания.
Брак Фанни и Фурнье — уморительный и очень точный образец созависимых отношений, в которых просто нет взрослых людей. Подражая манерам маленького мальчика, Фурнье хвастается перед гостями своими новыми игрушками — будь то шикарная модель поезда или красивая трофейная супруга.
Разочаровавшаяся в себе, Фанни старательно пытается играть роль примерной девочки, но внезапная встреча с одноклассником обрывает ее внутренний цикл самоистязания. Ален, впрочем, как будто вовсе и не живет в реальном мире, предпочитая ощущать себя песчинкой в зыбучих песках судьбы, отказываясь брать на себя вину за трещину в чужих отношениях. Добросердечная теща, которая вопреки старым анекдотам любит Фурнье даже больше дочери, в этой истории играет роль детектива-любителя и одновременно чеховского ружья, которое стреляет в самый неожиданным момент.
В своем новом фильме Аллен, помимо привычной сатиры над лицемерием буржуа, противопоставляет фатализм детерминации, попеременно посмеиваясь над теми, кто проецирует ответственность за собственные решения на знаки свыше, и над теми, кто возомнил себя сверхчеловеком, способным принимать решения за других.
Все персонажи «Великой иронии» так или иначе связаны большой паутиной неверных решений, которая приводит их к не самому счастливому финалу. Впрочем, тон повествования картины, в отличие от того же «Матч Поинта», максимально легковесный, а оттого мало ощутимый эмоциональной стороной сознания. Персонажам «Великой иронии» не хочется сопереживать, их слова и поступки — прекрасный пример того, как делать не нужно, даже если очень хочется.
Главной и великой иронией в фильме остается непредсказуемость и парадоксальная справедливость мира, который вовсе не пытается понять людей и первопричины их поступков, едва ли хочет кому-то помочь и большую часть времени просто существует, отдавая рикошетом все то, что невольные невротики упорно хотят на него спроецировать.
По итогу достается всем: и супруге, посмевшей обмануть ревнивого мужа, и самонадеянному любовнику, покусившемуся на замужнюю женщину, и чрезмерно любопытной теще, которая решила сунуть свой нос в чужие отношения, и самому Фурнье, чьи аморальные действия столь долгое время оставались безнаказанными. Не менее великая ирония поджидала и Вуди Аллена — на смотре Венецианского кинофестиваля протестующие феминистки невольно напомнили, что собственная невротическая природа режиссера неискоренима и, вероятно, продолжит жить, пока в его фильмах не появится больше одного здравомыслящего персонажа.